Основы тифлопедагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, методичка

Описание работы

Цели и задачи дисциплины.
Цели: расширение теоретических знаний студентов в области тифлопеда­гогики, повышения уровня их профессиональной подготовки Задачи:
- создать у студентов целостное представление о тифлопедагогике как науке;
- ввести понятие об анализаторах, адаптационных, защитных и компенса­торных механизмах, их действиях и взаимодействиях;
- познакомиться с основами психического развития детей с нарушениями зрения;
- раскрыть методические, научно-теоретические основы обучения и вос­питания детей с нарушениями зрения.

Работа содержит 1 файл

Основы тифлопедагогики..doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Группа вторая (для укрепления глазодвигательных мышц).

Упражнение 1. Медленно передвигайте взгляд с пола на потолок и об­ратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; по­вторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо - вверх, затем влево -вниз и обратно, так 8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в дру­гом направлении и повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации). В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 сек., затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 см, и через 3-5 сек. руку опустите; повторите 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 сек. на указательный палец левой руки, вытянутый палец перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте па­лец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так - 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 сек. смотрите обоими глазами на указатель­ный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 сек., а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Методика Ю.З. Розенблюма, К.А. Мац и Я.И. Лохтиной Для расслабления аккомодационных мышц авторы этой методики предло­жили специальный прибор - аккомодотренер. Название сложное, но изготовить его просто.

Возьмите кусок плотного картона или фанеры, придайте ему форму ракет­ки для настольного тенниса - 10 на 20 см. В нижней части этой ракетки проде­лайте над рукояткой горизонтальную щель, вставьте в нее линейку длиной 50-60 см с делениями. Вертикально располагающаяся ракетка должна свободно пере­мещаться по линейке. На переднюю поверхность ракетки нанесите букву «С» величиной 2 мм.

Поставьте перед тренируемым глазом в пробную очковую оправу корри­гирующую линзу, с которой вы хорошо видите десятую строку таблицы Голови­на-Сивцева (по ней исследуется острота зрения вдаль) и сферическую собираю­щую линзу силой в 3,0 диоптрии, а перед другим глазом - непрозрачную заслон­ку. Затем к тренируемому глазу приставьте линейку аккомодотренера и медлен­но перемещайте ракетку по направлению к глазу до тех пор, пока буква «С» не станет расплывчатой и похожей на букву «О». После этого медленно отодвигай к- ракетку от глаза, добиваясь того, чтобы буква «С» вначале становилась ясно иидной, а затем расплывалась. Как только это произойдет, вновь приближайте рнкггку к глазу, затем отодвигайте ее и так повторяйте много раз. Длительность упражнения каждым глазом - до 10 мин с интервалом 10-20   мин.

Обязательное условие: знак на ракетке во время упражнения должен быть хорошо освещен.

Методика У.Г. Бейтса

В последние годы в нашей стране приобретают популярность пальминг, соляризация и др. упражнения для тренировки зрения, разработанные американ­ским врачом У.Г. Бейтсом.

Пальминг. В его основе - расслабляющее воздействие на глаза темноты. Вы мягко смыкаете веки обоих глаз и, не надавливая на глазные яблоки, плотно при­крываете глаза ладонями, но чтобы в поле зрения каждого глаза была идеально черная поверхность. Длительность такого занятия -10-15 мин. Если же сразу после этого вы откроете глаза и отметите ясность взора, а цвета рассматривае­мых объектов покажутся вам идеальными, значит упражнение выполнено пра­вильно. Частота занятия - не менее двух раз в день.

Соляризация. Позволяет улучшить зрение путем воздействия на глаза сол­нечного света.

Первый этап. Встаньте так, чтобы одна нога была в тени, а другая - на солнце. Закройте глаза и, сделав глубокий вдох, свободно, без напряжения пово­рачивайте голову из стороны в сторону, но так, чтобы глаза, плотно прикрытые веками, попеременно ритмично освещались солнечным светом. Занятия прово­дят несколько минут - до тех пор, пока глаза, прикрытые веками, не перестанут вздрагивать на солнце.

Второй этап. Встаньте лицом к яркому солнечному свету, закройте глаза и свободно, без напряжения поворачивайте голову и туловище то вправо, то влево в течение нескольких минут - до тех пор, пока веки не перестанут вздрагивать, и вы не будете щуриться от солнечного света.

Третий этап. Мягко сомкните веки одного глаза и, не надавливая на глаз­ное яблоко, плотно прикройте глаз ладонью - так, чтобы веки под ладонью могли открываться, а в поле зрения была идеально черная поверхность. Затем начинай­те вращать головой, скользя взглядом неприкрытого ладонью глаза по земле у своих ног. После этого, подняв голову и, не отрывая ладонь от прикрытого глаза, поворачивайтесь из стороны в сторону и быстро моргайте, глядя на солнце. Про­делав это упражнение другим глазом, выполните его обоими глазами, одновре­менно делая повороты головой и туловищем, повернувшись лицом к солнцу. Ес­ли заметите, что в глазах появилось множество пятнышек, пунктиров, черточек и т.п., отойдите в тень и выполните пальминг. Время, затраченное на его выполне­ние, должно вдвое превысить время на соляризацию.

Методика Н. Исаевой

Бывают ситуации, когда упражнения для глаз приходится выполнять лежа.

Наиболее удобен в этих случаях предлагаемый комплекс. В нем каждое упраж-

пение выполняется обоими глазами в течение сперва 5 сек, затем, добавляя еже­дневно по 1 сек, до 1-2 мин.

Упражнение 1. Обоими глазами смотрите на кончик носа.

Упражнение 2. Смотрите вверх - на пространство между бровями.

Упражнение 3. Смотрите на левое плечо.

Упражнение 4. Смотрите на правое плечо.

Упражнение 5. Вращайте обоими глазами по часовой стрелке, фиксируя взгляд на пространстве между бровями и кончике носа, затем то же самое сде­лайте в противоположную сторону - против часовой стрелки; повторите упраж­нение 4-5 раз.

Приложение 5

Основы коррекционной работы в тифлопедагогике

(по Тупоногову Б.К.)

Место коррекции в общеобразовательном процессе

Чтобы раскрыть сущность коррекционной работы, ее составных частей, необходимо определить и проанализировать прежде всего ее место и роль в сис­теме образования и социальной среде, вскрыть взаимосвязи, взаимозависимости, совокупные свойства и проявления. Далее, мы должны определить ее функцио­нальную структуру, подчеркнуть специфику и особенности коррекционной дея­тельности. Все эти требования необходимо выполнить для осуществления стро­гого методологического подхода к проблеме системно-функционального анализа.

Поскольку коррекционно-педагогическая работа в специальной школе и ДОУ для детей с нарушением зрения определена нами как система, то мы должны опреде­лить и порядок этой системы, ее иерархическое положение на «системной лестнице», отношение к системе более высокого уровня. Это положение определяется целями и задачами, которые ставятся перед системой. Так как цель коррекционной работы за­ключается в преодолении нарушений (доразвитии) психических и физических функ­ций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду, то место коррекции четко вырисовывается в системе общего образования. Коррекция по отношению к последней выступает как система более низкого (подчи­ненного) ранга, т.е. как подсистема или субсистема.

Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы в специ­альной школе и ДОУ, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компо­нентами системы образования, и только после этого рассматривать внутренние струк­туры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.

Надо сказать, что сам термин «образование» и сущность этого процесса во мно­гих исследованиях трактуются неоднозначно, много путаницы в терминологическом значении и структурном построении таких компонентов образования, как обучение, воспитание и развитие.

Процесс образования в педагогической литературе зачастую отожествляют с воспитанием или обучением (в широком смысле), образовательную функцию трак-lynn как одну из функций обучения, либо объединяют понятие «образование» и "содержание образования».

На наш взгляд, наиболее полное определение понятию «образование» дал М.С.Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование - это оощесгвенно организуемый процесс постоянной передачи предшествующими поко-непиями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в он-ix)i спетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процес­се, характеризующимся содержанием, формами и методами, вьщеляются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью, воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное раз-питие» (1989,47).

Таким образом, образование включает в себя три основные части: обучение, иоспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно.

Все три процесса, три составные части образования выступают едино, орга-11Ично связаны друг с другом и выделять их отдельно, разграничивать практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.

Определив триединство образовательной системы и подсистемность по от­ношению к ней коррекции, необходимо перейти к рассмотрению положения послед­ней. Следует обозначить ее место, роль и взаимосвязи в метасистеме.

Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это действительно обосновано, поскольку она нацелена на преодоление вторичных отклонений в развитии аномаль­ных детей. Но когда мы говорим о коррекционно-педагогической работе, а имен­но с таким акцентом она должна выступать в тифлопедагогическом процессе, то мы не можем ее искусственно вычленить из триединой схемы образования: обу­чение, воспитание, развитие.

В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы в специ­альной школе и ДОУ коррекционное развитие как специально организуемый и на­правляемый процесс мало различим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

Поскольку развитие учащихся осуществляется и в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет, несомненно, при­сутствовать в этой деятельности. На одном уроке и по его результатам мы не сможем обнаружить сколько-нибудь ощутимых сдвигов в коррекционном раз­витии учащихся, в изменениях типологических свойств и качеств личности. Определенные коррекционные знания мы можем констатировать у слепых и слабовидящих школьников по результатам одного занятия, но этих знаний не­достаточно, чтобы как-то повлиять на преодоление вторичных нарушений в развитии ребенка. Чтобы получить оптимальный результат в виде полной или частичной компенсации дефекта, знания должны быть включены в процесс коррекционного воспитания и развития. И задача заключается в том, чтобы дос­тигнуть максимального эффекта в коррекционном обучении для воспитания и развития. Тогда коррекционная направленность обучения органически войдет и в эти процессы специального образования аномальных учащихся. Т.е. коррекционно-педагогическая работа, также как и общее образование - триедина и состоит из: коррекционного обучения; коррекционного воспитания; коррекцион-ного развития.

Разделение всех трех отставляющих частей педагогической коррекции воз­можно лишь путем абстрагирования функций специального тифлопедагогического процесса в целях осмысления целенаправленности работы и для ориентировки спе­циалистов, особенно практических работников.

Для понимания составных частей коррекции постараемся дать примерную со­держательную расшифровку каждого коррекционного действия в системе тифлопе­дагогического процесса.

Коррекционное обучение - сообщение знаний о путях и средствах преодо­ления недостатков психического и физического развития детей и взрослых с на­рушением зрения, усвоение способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание - это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами зрения инвариантных предметной специфики деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие - преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате активного взаимо­действия социальных и биологических факторов, формирования нейродинамиче-ских механизмов компенсации дефекта.

Система коррекции и ее использование в процессе направленного обучения и воспитания слепых и слабовидящих позволяет наметить определенные контуры в построении специфики специального образования. Логика учебно-воспитательного и развивающего процессов в специальной школе и ДОУ состоит в том, что всякое спе­циальное обучение начинается путем объяснения и показа определенного материала. Этот материал должен быть организован так, чтобы учащиеся с нарушением зрения смогли его воспринять, учитель при этом оказывает им помощь в осознании этого материала. Воспринятый материал включается учащимися в имеющийся у них арсе­нал представлений и знаний. Сюда же относятся знания о способах деятельности и ее корригирования.

Далее осуществляется руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих в процессе усвоения способов применения знаний. Это усвоение до­водится до уровня умений и навыков при помощи специального оборудования, тифлоприборов, модифицированных средств наглядности и оригинальных способов восприятия учебного материала. Работа с детьми, имеющими зрительные нарушения, ведется по образцу (эталону) с определенной последовательностью, этапностью и темповой нагрузкой.

После овладения умениями и навыками коррекции, усвоения особенностей восприятия учебного материала учащиеся включаются в обычное русло изучения основ наук, у них формируется готовность к творческому применению усвоенных знаний, умений и навыков различными методами обучения и др. Коррекционная работа на этом этапе может осуществляться и параллельно процессу изучения ос­нов наук.

Информация о работе Основы тифлопедагогики