Основы тифлопедагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, методичка

Описание работы

Цели и задачи дисциплины.
Цели: расширение теоретических знаний студентов в области тифлопеда­гогики, повышения уровня их профессиональной подготовки Задачи:
- создать у студентов целостное представление о тифлопедагогике как науке;
- ввести понятие об анализаторах, адаптационных, защитных и компенса­торных механизмах, их действиях и взаимодействиях;
- познакомиться с основами психического развития детей с нарушениями зрения;
- раскрыть методические, научно-теоретические основы обучения и вос­питания детей с нарушениями зрения.

Работа содержит 1 файл

Основы тифлопедагогики..doc

— 264.00 Кб (Скачать)

15. Длительность пребывания детей в дошкольных учреждениях для де­тей с нарушением зрения устанавливается для слепых и слабовидящих детей от зачисления в дошкольное учреждение до поступления в школу, для детей с ко­соглазием и амблиопией — от 1 года и более в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и по заключению врача-офтальмолога.

Приложение 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Органы управления образованием субъектов Российской Федерации ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО От 21.02.2001 № 1

О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в орга­низации деятельности классов охраны зрения общеобразовательных и специ­альных (коррекционных) образовательных учреждений (далее - классы). Дан­ные учреждения руководствуются в своей деятельности Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовыми положениями «Об образовательном учреждении», «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», настоящими ре­комендациями, договором с учредителем и уставом учреждения.

Цель организации классов - создание условий для непрерывного обуче­ния, воспитания и охраны зрения обучающихся, воспитанников с нарушением зрения младшего и среднего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса:

проведение диагностических исследований и контрольных срезов по опре­делению динамики развития зрения, коррекции и компенсации его недостатков;

организация образовательного процесса с учетом недостатков зрения детей;

создание щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение са­нитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения);

обеспечение необходимого офтальмологического сопровождения с по­следующим анализом динамики развития зрения;

осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систе­матического проведения коррекционных занятий по развитию и коррекции зри­тельного восприятия, речи, познавательной деятельности, двигательной сферы.

С учетом интересов родителей (законных представителей), с согласия учре­дителя, по рекомендации психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий в общеобразовательном, специальном (коррекционном) образователь­ном учреждениях могут создаваться классы охраны зрения (в порядке, преду­смотренном для создания специальных (коррекционных) классов для обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии).

Перевод (направление) обучающихся в классы охраны зрения осуществ­ляется органами управления образованием только с согласия родителей (закон­ных представителей) на основании рекомендаций психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Наполняемость класса, группы продленного дня до 12 человек, напол­няемость класса, группы продленного дня для детей со сложным дефектом до 5 человек.

Классы охраны зрения комплектуются с учетом возраста обучающихся, остроты зрения и нарушений зрительных функций, а также уровня усвоения образовательной программы.

В классы охраны зрения принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие остроту зрения выше 0,4; слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем видящем глазу с переносимой коррекцией (при этом учи­тывается состояние других зрительных функций: поле зрения, форма и течение патологического процесса); дети с более высокой остротой зрения при прогрес­сирующих или часто рецидивирующих заболеваниях глаз, при наличии астени­ческих явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии; де­ти с миопией, гиперметропией, отсутствием одного глаза.

Классы охраны зрения осуществляют общеобразовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней обра­зования:

1  ступень - начальное общее образование,

2  ступень - основное общее образование.

Перевод обучающихся классов охраны зрения общеобразовательного уч­реждения в классы общеобразовательного учреждения осуществляется, решени­ем педагогического совета учреждения на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с согласия родителей (за­конных представителей) обучающихся.

Перевод обучающихся классов охраны зрения коррекционных учрежде­ний в классы коррекционных учреждений осуществляется решением педагоги­ческого совета на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с согласия родителей (законных представителей).

Перевод обучающихся классов охраны зрения общеобразовательного уч­реждения в коррекционные учреждения осуществляется органами управления образованием на основании рекомендации психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с согласия родителей (законных представителей).

Результаты динамики развития зрения обучающихся классов охраны зре­ния оформляются в медицинской карте ребенка.

При зачислении в класс охраны зрения на каждого ребенка предоставля­ется выписка из истории развития.

Образовательный процесс может осуществляться специалистами в облас­ти коррекционной педагогики, а также учителями и воспитателями, прошед­шими соответствующую переподготовку по профилю деятельности классов ох­раны зрения.

В штаты образовательного учреждения может быть введена должность учителя-логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся классов охраны зрения с нарушениями речи.

В штаты образовательного учреждения может быть введена должность медицинской сестры (ортоптистки) из расчета не менее 1 единицы на 20 обу­чающихся классов охраны зрения с глазными заболеваниями.

И штаты образовательного учреждения может быть введена должность учитеня-дефектолога из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся клас­сом охраны зрения для проведения индивидуально-подгрупповых занятий по ориентировке в пространстве, развитию зрительного восприятия, развитию со­хранных анализаторов, социально-бытовой ориентировке.

В штаты образовательного учреждения может быть введена должность заместителя руководителя образовательного учреждения из расчета 0,5 едини­цы не более чем на 5 классов охраны зрения для организации психолого-i педагогического и медико-социального сопровождения образовательного про­цесса.

Директор образовательного учреждения несет ответственность за органи­зацию работы классов охраны зрения в соответствии с функциональными обя­занностями и уставом общеобразовательного учреждения.

Методическую помощь образовательному учреждению оказывают рай­онные (городские) методические кабинеты, учреждения дополнительного про­фессионального образования.

Контроль за деятельностью классов охраны зрения осуществляется в по­рядке, предусмотренном уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего распорядка.

Приложение 3

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов

1.              Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение,
воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у
воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов,
формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих со­
циальной адаптации воспитанников в обществе.

При необходимости может быть организовано совместное (в одном кор-рекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов прово­дятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формиро­ванию навыков общения.

2.    В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зре­ния (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

3.    В 1 класс (группу) коррекционного учреждения III вида принимаются дети 6-7 лет, допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1-2 года.

4.    Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении Ш вида - до 8 человек.

5.    Коррекционное учреждение FI1 вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех сту­пеней общего образования:

 

1             ступень — начальное общее образование (нормативный срок освое­ния - 4-5 лет);

2             ступень — основное общее образование (нормативный срок ос­воения - 5-6 лет);

3             ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

Общий срок обучения - 12 лет.

6.              В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие де­
ти с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой
коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций
(поле              зрения,              острота              зрения              для              близи),              форма
и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более
высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирую­
щих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при
чтении и письме на близком расстоянии.

Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

В 1 класс (группу) коррекционного учреждения IV вида, как правило, принимаются дети 6-7-летнего возраста.

7.    Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении IV вида - до 12 человек.

8.    Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

 

1  ступень - начальное общее образование (нормативный срок освое­ния - 4 года);

2  ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 6 лет);

3  ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок ос­воения - 2 года).

9.              На 1 ступени общего образования выявляются индивидуальные воз­
можности воспитанников. Коррекционная направленность образовательно­
го процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а
также занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и
осязательного восприятия, речи, по пространственной ориентировке, ритмике,
лечебной физкультуре, логопедии, по формированию навыков общения. Это
способствует приобретению воспитанниками специфических умений и навы­
ков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по эле­
ментарной социально-бытовой ориентировке. Восполняются пробелы дошкощ.ною образования, расширяются знания об окружающем мире специфиче­скими для данной категории воспитанников способами.

На 2 ступени общего образования проводится работа по дальнейшему формированию коррекционно-компенсаторных навыков в соответствии с воз­растом воспитанников, продолжаются коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков общения, социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих.

На 3 ступени общего образования завершается обучение по об­щеобразовательным предметам (в соответствии с учебной программой), совер­шенствуются навыки воспитанников по ориентировке в пространстве и созда­ются условия для сознательного и активного включения их в жизнь обще­ства.

10.              Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуществляется
с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования
с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения
зрения. При этом обучение незрячих базируется на использовании осязатель­
ного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является
система Брайля.

Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации.

11.        Для детей 5-7 лет могут быть организованы дошкольные группы или подготовительные классы.

12.        В штаты коррекционных учреждений III-IV видов вводится долж­ность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с нару­шениями речи.

13.        В штаты коррекционных учреждений ffl-fV видов вводится долж­ность сестры-ортоптистки из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанни­ков с глазными заболеваниями.

Приложение 4

ОХРАНА ЗРЕНИЯ

Методика Э.С. Аветисова

Она состоит из трех групп упражнений. Исходное положение в двух пер­вых группах - сидя.

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидко­сти).

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 сек., затем откройте их на 3-5 сек., повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 сек., за­тем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 сек.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соот­ветствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 мин.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответст­вующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в тече­ние 1 -3 сек., повторите 3-4 раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу со­ответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны ока­зывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Информация о работе Основы тифлопедагогики