Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, методичка
Цели и задачи дисциплины.
Цели: расширение теоретических знаний студентов в области тифлопедагогики, повышения уровня их профессиональной подготовки Задачи:
- создать у студентов целостное представление о тифлопедагогике как науке;
- ввести понятие об анализаторах, адаптационных, защитных и компенсаторных механизмах, их действиях и взаимодействиях;
- познакомиться с основами психического развития детей с нарушениями зрения;
- раскрыть методические, научно-теоретические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
15. Длительность пребывания детей в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения устанавливается для слепых и слабовидящих детей от зачисления в дошкольное учреждение до поступления в школу, для детей с косоглазием и амблиопией — от 1 года и более в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и по заключению врача-офтальмолога.
Приложение 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Органы управления образованием субъектов Российской Федерации ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО От 21.02.2001 № 1
О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности классов охраны зрения общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее - классы). Данные учреждения руководствуются в своей деятельности Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовыми положениями «Об образовательном учреждении», «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», настоящими рекомендациями, договором с учредителем и уставом учреждения.
Цель организации классов - создание условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения обучающихся, воспитанников с нарушением зрения младшего и среднего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить психолого-медико-
проведение диагностических исследований и контрольных срезов по определению динамики развития зрения, коррекции и компенсации его недостатков;
организация образовательного процесса с учетом недостатков зрения детей;
создание щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение санитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения);
обеспечение необходимого офтальмологического сопровождения с последующим анализом динамики развития зрения;
осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности, двигательной сферы.
С учетом интересов родителей (законных представителей), с согласия учредителя, по рекомендации психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий в общеобразовательном, специальном (коррекционном) образовательном учреждениях могут создаваться классы охраны зрения (в порядке, предусмотренном для создания специальных (коррекционных) классов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии).
Перевод (направление) обучающихся в классы охраны зрения осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) на основании рекомендаций психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
Наполняемость класса, группы продленного дня до 12 человек, наполняемость класса, группы продленного дня для детей со сложным дефектом до 5 человек.
Классы охраны зрения комплектуются с учетом возраста обучающихся, остроты зрения и нарушений зрительных функций, а также уровня усвоения образовательной программы.
В классы охраны зрения принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие остроту зрения выше 0,4; слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем видящем глазу с переносимой коррекцией (при этом учитывается состояние других зрительных функций: поле зрения, форма и течение патологического процесса); дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях глаз, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии; дети с миопией, гиперметропией, отсутствием одного глаза.
Классы охраны зрения осуществляют общеобразовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:
1 ступень - начальное общее образование,
2 ступень - основное общее образование.
Перевод обучающихся классов охраны зрения общеобразовательного учреждения в классы общеобразовательного учреждения осуществляется, решением педагогического совета учреждения на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с согласия родителей (законных представителей) обучающихся.
Перевод обучающихся классов охраны зрения коррекционных учреждений в классы коррекционных учреждений осуществляется решением педагогического совета на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с согласия родителей (законных представителей).
Перевод обучающихся классов охраны зрения общеобразовательного учреждения в коррекционные учреждения осуществляется органами управления образованием на основании рекомендации психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с согласия родителей (законных представителей).
Результаты динамики развития зрения обучающихся классов охраны зрения оформляются в медицинской карте ребенка.
При зачислении в класс охраны зрения на каждого ребенка предоставляется выписка из истории развития.
Образовательный процесс может осуществляться специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности классов охраны зрения.
В штаты образовательного учреждения может быть введена должность учителя-логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся классов охраны зрения с нарушениями речи.
В штаты образовательного учреждения может быть введена должность медицинской сестры (ортоптистки) из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся классов охраны зрения с глазными заболеваниями.
И штаты образовательного учреждения может быть введена должность учитеня-дефектолога из расчета не менее 1 единицы на 20 обучающихся классом охраны зрения для проведения индивидуально-подгрупповых занятий по ориентировке в пространстве, развитию зрительного восприятия, развитию сохранных анализаторов, социально-бытовой ориентировке.
В штаты образовательного учреждения может быть введена должность заместителя руководителя образовательного учреждения из расчета 0,5 единицы не более чем на 5 классов охраны зрения для организации психолого-i педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса.
Директор образовательного учреждения несет ответственность за организацию работы классов охраны зрения в соответствии с функциональными обязанностями и уставом общеобразовательного учреждения.
Методическую помощь образовательному учреждению оказывают районные (городские) методические кабинеты, учреждения дополнительного профессионального образования.
Контроль за деятельностью классов охраны зрения осуществляется в порядке, предусмотренном уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего распорядка.
Приложение 3
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
1. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение,
воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у
воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов,
формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих со
циальной адаптации воспитанников в обществе.
При необходимости может быть организовано совместное (в одном кор-рекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.
Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.
2. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
3. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения III вида принимаются дети 6-7 лет, допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1-2 года.
4. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении Ш вида - до 8 человек.
5. Коррекционное учреждение FI1 вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4-5 лет);
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения - 5-6 лет);
3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).
Общий срок обучения - 12 лет.
6. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие де
ти с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой
коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций
(поле зрения, острота зрения для близи), форма
и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более
высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирую
щих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при
чтении и письме на близком расстоянии.
Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.
В 1 класс (группу) коррекционного учреждения IV вида, как правило, принимаются дети 6-7-летнего возраста.
7. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении IV вида - до 12 человек.
8. Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 6 лет);
3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).
9. На 1 ступени общего образования выявляются индивидуальные воз
можности воспитанников. Коррекционная направленность образовательно
го процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а
также занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и
осязательного восприятия, речи, по пространственной ориентировке, ритмике,
лечебной физкультуре, логопедии, по формированию навыков общения. Это
способствует приобретению воспитанниками специфических умений и навы
ков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по эле
ментарной социально-бытовой ориентировке. Восполняются пробелы дошкощ.ною образования, расширяются знания об окружающем мире специфическими для данной категории воспитанников способами.
На 2 ступени общего образования проводится работа по дальнейшему формированию коррекционно-компенсаторных навыков в соответствии с возрастом воспитанников, продолжаются коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков общения, социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих.
На 3 ступени общего образования завершается обучение по общеобразовательным предметам (в соответствии с учебной программой), совершенствуются навыки воспитанников по ориентировке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.
10. Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуществляется
с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования
с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения
зрения. При этом обучение незрячих базируется на использовании осязатель
ного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является
система Брайля.
Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации.
11. Для детей 5-7 лет могут быть организованы дошкольные группы или подготовительные классы.
12. В штаты коррекционных учреждений III-IV видов вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с нарушениями речи.
13. В штаты коррекционных учреждений ffl-fV видов вводится должность сестры-ортоптистки из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с глазными заболеваниями.
Приложение 4
ОХРАНА ЗРЕНИЯ
Методика Э.С. Аветисова
Она состоит из трех групп упражнений. Исходное положение в двух первых группах - сидя.
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости).
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 сек., затем откройте их на 3-5 сек., повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 сек., затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 сек.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 мин.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1 -3 сек., повторите 3-4 раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.