Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, методичка
Цели и задачи дисциплины.
Цели: расширение теоретических знаний студентов в области тифлопедагогики, повышения уровня их профессиональной подготовки Задачи:
- создать у студентов целостное представление о тифлопедагогике как науке;
- ввести понятие об анализаторах, адаптационных, защитных и компенсаторных механизмах, их действиях и взаимодействиях;
- познакомиться с основами психического развития детей с нарушениями зрения;
- раскрыть методические, научно-теоретические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
6.14. Лечебно-воспитательная работа
Основные направления и содержание лечебно-восстановительной и кор-рекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения. Функциональная деятельность офтальмолога и других специалистов, осуществляющих вместе с ним процесс восстановления деятельности зрительного аппарата. Роль медсестры ортоптистки. Этапы лечения функциональных нарушений зрения, их учет в коррекционно-педагогической работе с детьми. Реализация задач тифлопедагогики по профилактике зрительных нарушений, ранней абилитации, адаптации и реабилитации детей с недостатками зрения.
6.15. Современный этап общественного дошкольного воспитания
Актуальные направления научно-практических исследований в области дошкольной тифлопедагогики. Характеристика дошкольников с нарушением зрения. Семья и общественное дошкольное воспитание как факторы всестороннего развития ребенка. Сеть дошкольных коррекционно-образовательных учреждений. Характеристика и- виды общеразвивающих и коррекционных программ. Педагогическая диагностика нарушений в развитии у дошкольников. Коррекционно-воспитательная работа.
6.16. Организация коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения
Развивающая среда в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. Научно-методические основы организации коррекционно-двдагогического процесса. Планирование коррекционно-компенсаторного про-цесс а в ДОУ. Координация действий специалистов ДОУ для детей с нарушениями зрения как условие развития ребенка в соответствии с его психофизическими возможностями. Психологические и социально-педагогические условия организации работы педагога.
6.17. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения и школы
Подготовка дошкольника с нарушением зрения к обучению в школе - одна из задач ДОУ компенсирующего вида. Основные требования готовности ребенка с нарушением зрения к обучению в школе. Преемственность в работе ДОУ для детей с нарушением зрения и школы - условие решения задач подготовки детей к школе, организационные формы преемственности.
7. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел 1.
Предмет и задачи тифлопедагогики.
Основы коррекционной работы с детьми
Тема 1. Предмет и задачи тифлопедагогики.
Вопросы и задания:
1. Что изучает тифлопедагогика?
2. Назовите основные задачи тифлопедагогики.
3. Система коррекционных специальных учреждений для детей с нарушениями зрения.
4. Изучить инструктивное письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений III и IV видов». Литература:
1. Ермаков ВЛ., Якунин г.А. Основы тифлопедагогики. - М.: Владос, 2000.
2. Федорова Л.В. Основы тифлопедагогики: Методические рекомендации. -Великий Новгород, 2007.
Тема 3. Коррекционно-педагогическая работа.
Вопросы и задания:
1. Расскажите о содержании и методах коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения в учебной, игровой, трудовой деятельности.
2. Опишите свои наблюдения за детьми с амблиопией и косоглазием в учебной,, игровой, трудовой деятельности.
3. Приведите примеры поведения детей с нарушениями зрения в быту. Литература:
1. Ермаков ВЛ., Якунин г.А. Основы тифлопедагогики. - М: Владос, 2000.
2. Федорова Л.В. Основы тифлопедагогики: Мегодические рекомендации. -Великий Новгород, 2007.
Раздел II.
Анатомия, физиология и функциональные возможности анализаторов
при нормальном и нарушенном зрении
Темы №№ 1,2,3,4,5,6,7.
Вопросы и задания:
1. Каковы физиологические основы восприятия у слепых и слабовидящих?
2. Какие условия необходимы для правильной организации учебного материала слепыми и слабовидящими?
3. Что является частой причиной нарушений зрения?
4. Изучите, как слабовидящий ребенок пользуется зрением. Какие советы можно дать по охране, развитию и тренировке зрения?
5. Изучите, как слепой ребенок пользуется осязанием. Какие советы можно дать по охране, развитию и тренировке зрения.
6. Дайте характеристику понятий: адаптация, коррекция, компенсация.
7. Законспектировать II раздел. Литература:
1. Ермаков В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. - М.: Владос, 2000.
2. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение: Методическое пособие. -СПб., 2002.
3. Журнал «Дефектология» N22, 2004.
4. Байдо Е.Н. Анатомия, физиология и патология органа зрения: учебное пособие. Великий Новгород, 2001.
Раздел Ш. Основы психического развития детей с нарушениями зрения
Вопросы и задания:
1. Назовите отличительные особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения.
2. Чем отличается познавательная деятельность слепых и слабовидящих . от нормальновидящих?
3. Приведите примеры сформированности механизмов компенсации у слепых и, слабовидящих.
4. Дайте характеристику основных качеств личности слепых и слабовидящих.
5. В чем проявляются особенности формирования умений и навыков при нарушениях зрения?
6. Составить картотеку игр, направленных на коррекцию вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения по III разделу. Литература:
1. Ермаков В.П, Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. - М: Владос, 2000.
2. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002.
3. Волкова Л.С. Логопедия. - М., 2002.
3. Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2002.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2002.
Раздел IV. Обучение и воспитание
Темы №№ 1,2,3,4,5,6,7.
Вопросы и задания:
1. Раскройте содержание понятия «специальная дидактика».
2. Расскажите о специальных принципах обучения.
3. Что способствует успеху обучения детей с нарушениями зрения?
4. Дайте характеристику методов обучения с учетом специфики познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей.
5. В чем состоит воспитывающее влияние обучения?
6. Раскройте содержание коррекционной направленности обучения.
7. Охарактеризуйте содержание коррекционных занятий по ЛФК, ритмике, развитию зрения, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке.
8. Опишите основные принципы разработки и применения технических средств обучения.
9. Охарактеризуйте содержание, формы и методы профориентации, трудового и профессионального обучения лиц с нарушениями зрения.
10. Составить характеристику на ребенка с нарушением зрения как субъек
та образовательного процесса (возраст, характер и глубина зрительного нару
шения).
Литература:
1. Ермаков ВЛ., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. - М.: Владос, 2000.
2. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие. - М, 2001.
3. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку: Методические рекомендации. - М, 2000.
4. Денискина В.З. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушениями зрения: Методические рекомендации. - М, 2002.
5. Журнал «Дефектология» №4,1999.
6. Федорова Л.В. Основы тифлопедагогики: Методические рекомендации, -Великий Новгород, 2007.
8. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1.2
Предмет и задачи тифлопедагогики.
Основы коррекционной работы с детьми: «Специальныеучреждения для
воспитания и обучения слабовидящих и слепых детей,
основы их деятельности»
Лечебно-восстановительная работа и охранительно-педагогический режим. Функциональная деятельность офтальмолога и других специалистов, осуществляющих вместе с ним процесс восстановления и оздоровления зрительного аппарата. Роль медсестры-ортоптистки. Взаимосвязанная деятельность специалистов в интеграции лечебно-восстановительной работы в коррек-ционно-педагогическую. Соблюдение специалистами и родителями детей рекомендаций по охранительно-педагогическому режиму. Литература:
1. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 128 с.
2. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. - М.: Город, 1998. - 56 с.
Раздел III. 1
Основы психического развития детей с нарушениями зрения:
«Восприятие»
(Знакомство с работой тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения).
Взаимодействие органов чувств в познании окружающего мира ..
Формирование полисенсорной основы в создании предметных образов как платформы для развертывания компенсаторных приспособлений при нарушении зрительного восприятия. Формирование комплексного алгоритма обследования предметов. Организация наблюдений. Литература:
1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Рекомендовано Мин.обр.РФ в качестве учебного пособия для студ. высш.уч.зав. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
Раздел IV.3
Обучение и воспитание: «Обучение специальной графике»
Прибор Брайля. Правила пользования. Изображение букв, цифр, знаков препинания, основанных на шеститочии. Знакомство с книгами, написанными по Брайлю.
Литература:
1. Леушева М.Г., Денискина В.З. Методика ускоренного запоминания основных знаков (букв, цифр, знаков препинания) рельефно-точечной системы Брайля. -М., 2003.-16 с.
Раздел 1V.6 Обучение и воспитание: «Технические средства обучения»
Тифлотехника (посещение Всероссийского Общества Слепых. Вое). Технические средства для лечения и становления функций зрения у слабовидящих детей и с амблиопиеИ. Оптические средства для коррекции зрения. Технические средства для ориентировки в пространстве и повышения мобильности, бытовой ориентации. Современные коммуникаторы повышения эффектности общения и др. Литература:
1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. - М., 2000.
2. Журнал «Дефектология» №4 1999. с. 81-84. (Новое тифлопедагогическое средство для работников интеллектуального труда, автор Л.И. Солнцева).
9. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
К ЗАЧЕТУ
1. Основные закономерности развития ребенка, находящегося в условиях зрительной депривации.
2. Специально организованное обучение и воспитание слепых и слабовидящих как условие их максимального развития, их коррекционно-компенсаторный характер.
3. Роль речи в развитии слепых и слабовидящих.
4. Психолого-педагогические классификации детей с нарушениями зрения, их значение для процесса организации и разработки содержания обучения слепых и слабовидящих.
5. Система коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения, принципы построения и функционирования.
6. Клинико-физиологические и психолого-педагогические основы коррек-ционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
7. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей их влияние на различные виды деятельности.
8. Коррекционные занятия, их характеристика, содержание.
9. Вклад зарубежных и отечественных тифлопедагогов в современную тифлопедагогику.
10. Роль мышления и речи в коррекции вторичных нарушений развития детей с нарушениями зрения.
11. Содержание и формы организации коррекционной работы.
12. Деятельность тифлопедагога и обучение в школах для детей с нарушениями зрения.
13. Функции тифлопедагога как ведущего специалиста в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
13. Трудовое воспитание детей с нарушениями зрения.
14. Особенности физического,развития детей с нарушениями зрения.
15. Воспитание познавательного интереса у детей с нарушениями зрения.
16. Роль семейного воспитания и развития детей с нарушениями зрения.
18. Своеобразие формирования образовательных пред у детей с нарушениями зрительного восприятия.
19. Особенности формирования ориентации в пространстве.
20. Полисенсорное развитие слабовидящих детей.
21. Логопедическая работа в ДОУ для детей с нарушениями зрения.
22. Сложная структура развития у детей с дефектами зрения.
23. Тифлопедагогика и ее специфика в организации обучения детей с нарушениями зрения.
24. Использование ритмики в коррекционной педагогике со слепыми детьми.
25. Структурные компоненты коррекционно-педагогической работы. В чем проявляется ее триединство?
26. Как соотносятся между собой два понятия «коррекция» и «компенсация» дефекта?
27. Как связаны между собой коррекция психического и коррекция физического развития детей с нарушениями зрения?
28. Что вы можете рассказать об охране зрения?
29. Сравните дефектологические и тифлопедагогические принципы, найдите их сходство и различие.
30. Шрифт Л. Брайля. Расскажите о программе обучения слепых письму и чтению по системе Брайля.
10. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ТЕСТЫ) ДЛЯ
АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ»
1. Кто организовал первую государственную школу для слепых детей?
1) Л. Брайль
2) П. Биллей
3) К. Гандер
4) В. Гаюи
2. Где организована первая государственная школа для слепых детей?
1) Германия (Берлин)
2) Италия (Палермо)
3) Англия (Лондон)
4) Россия (С-Петербург)
5) Франция (Париж)