Основы тифлопедагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:04, методичка

Описание работы

Цели и задачи дисциплины.
Цели: расширение теоретических знаний студентов в области тифлопеда­гогики, повышения уровня их профессиональной подготовки Задачи:
- создать у студентов целостное представление о тифлопедагогике как науке;
- ввести понятие об анализаторах, адаптационных, защитных и компенса­торных механизмах, их действиях и взаимодействиях;
- познакомиться с основами психического развития детей с нарушениями зрения;
- раскрыть методические, научно-теоретические основы обучения и вос­питания детей с нарушениями зрения.

Работа содержит 1 файл

Основы тифлопедагогики..doc

— 264.00 Кб (Скачать)

3.              Когда была организована первая государственная школа для слепых?

1)   1662г.

2)    1784г.

3)    1770г.

4)    1881г.

5)    1841г.

4.              Какие из перечисленных методик можно отнести к первым коррекци-
онным занятиям со слепыми детьми, т.е. занятия по "изощрению чувств"?

1)   Методика О. Декроли

2)   Методика И. Клейна, И. Кни ("Всякая всячина")

3)   "Дары" Фребеля

5.              Какая из перечисленных теорий утверждает, что слепота не всегда
есть недостаток, что у слепых людей имеются и преимущества перед зрячими:
лучшее развитие осязания, слух, абстрактного мышления?

1)   Теория викариата

2)   Теория витализма

3)   Теория сенсуализма

4)   Теория сверхкомпенсации

6.              Среди перечисленных структурных и функциональных нарушений,
связанных с органом зрения, выделите только те, которые относятся к вторич-
ЙЙИ"'дефектам:

1) Амблиопия

2) Близорукость             

     3) Острота зрения

4)   Глаукома

5)   Подвывих хрусталика

6)   Нарушение цветоразличения

7)   Сокращение поля зрения

7.              Гемералопия (куриная слепота) это нарушение:

1)   Приспособление органа зрения к высокому уровню освещенности

2)   Потеря ориентации в условиях пониженного (сумеречного) освещения.

8.              Выберите из предложенных определений то, которое характеризует
объект тифлопедагогики:

1)   Система компонентов, свойств и отношений

2)   Специальное образование лиц с нарушением зрения как особая функ­ция общества

3)   Система педагогических мероприятий, направленных на преодоление (исправление) недостатков психического и физического развития детей, свя­занных со зрительными нарушениями

9. Какая из перечисленных структур тифлопедагогики изучает систему коррекционно-восстановительной работы в специальных коррекционных обра­зовательных учреждениях III и IV видов:

1)   Лечебная тифлопедагогика

2)   Дошкольная тифлопедагогика

3)   Школьная тифлопедагогика

4)   Тифлотехника и учебная эргономика

10.Какие из перечисленных действий можно отнести к коррекции недос­татков психического развития, связанных с дефектом зрения?

1)   Развитие крупной моторики

2)   Преодоление недостатков восприятия

3)   Формирование образного мышления

11 .Какие из перечисленных действий относятся к коррекции недостатков физического развития, связанных с дефектом зрения?

1)   Развитие абстрактного мышления

2)   Преодоление недостатков развития мелкой моторики

3)   Формирование адекватных представлений об окружающем мире

4)   Формирование ориентировки в пространстве

5)   Формирование осанки

12,Отметьте непрофессиональные формулировки при определении целей коррекционно-педагогической работы на предметном уроке в специальной

школе для слепых и слабовидящих детей

1)   Формирование зрительного восприятия

2)   Формирование осязательного восприятия

3)   Коррекция зрения учащихся

4)   Улучшение зрения учащихся

13.Какие факторы следует учитывать при формировании техники письма и чтения при использовании рельефно-точечного шрифта Брайля?

1)   Объем текста

2)   Величина точки

3)   Заточка грифеля

4)   Чтение шрифта Брайля глазами

5)   Чтение одной рукой

6)   Чтение грифелем в приборе

7)   Чтение двумя руками 14.Гиперметропия - это:

 

1)   Близорукость

2)   Дальнозоркость

3)   Нарушение цветоощущения

15.Слепые - это лица, имеющие остаточное зрение с применением обыч­ных средств коррекции (очков) с максимальной остротой зрения:

1)   0,04

2)   0,4

3)   0,004

16.Миопия - это дальнозоркость?

1) Да.....

17.Сравнение процессов обучения абсолютно слепых детей и слепых имеющих остаточное зрение, коду Брайля показывает, что слепые дольше по времени и труднее овладевают осязательным чтением и письмом. Так ли это? Если не так, то как и почему?

18.Остаточное зрение у слабовидящих детей является доминирующим в познании окружающего мира?

1)   Да

2)   Нет

19. Продвижение слепого ребенка в психическом развитии происходит:

1)   С опорой на активное речевое общение

2)   Без опоры на речевое общение

3)   Никак не происходит

20.Наблюдается ли прямая зависимость между степенью нарушения зре­ния и уровнем развития познавательной деятельности слабовидящих детей?

1)   Да

2)   Нет

19

Приложение 1

              Печатается по подлиннику.

Приложение 7 к инструктивному письму Министерства

просвещения СССР              от 21 ноября 1974 года, № 102-М

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ (ШКОЛЫ)

СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

1.              Приему в общеобразовательные школы-интернаты (школы) сле­
пых и слабовидящих подлежат дети с остротой зрения на лучшем глазу
в пределах от 0 до 0,4.

Офтальмологические показания к направлению в спецшколы-интернаты (школы) для слепых и слабовидящих детей устанавливаются строго индивидуально в зависимости от состояния основных зритель­ных функций - остроты зрения с переносимой коррекцией обычными оптическими стеклами (для дали и близи), поля зрения, а также характера поражения органа зрения и течения патологического процесса на обоих или лучшем глазу. Принимается во внимание не только основной, но и сопутствую­щий офтальмологический диагноз, а также все данные, полученные в результате различных офтальмологических исследований.

2.              В школы-интернаты слепых принимаются дети:

а)              с остротой зрения на лучшем глазу 0,04 и ниже с переносимой коррек­
цией;

б)              с остротой зрения на лучшем глазу 0,05-0,08 с переносимой коррекцией,
при прогрессирующей атрофии зрительного нерва, при тепето-ретинальных
дистрофиях сетчатки и других заболеваниях, характеризующихся прогресси­
рующим падением зрения.

3.              В школы-интернаты (школы) слабовидящих принимаются дети:

а)              с остротой зрения 0,05 - 0,4 на лучшем глазу с переносимой коррек­
цией; при этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зре­
ния, острота зрения для близи), форма и патологического процесса. При от­
сутствии прогрессирования патологического процесса и астенопических жалоб
дети с остротой зрения выше 0,2 могут обучаться в массовой школе;

б)              с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто ре­
цидивирующих заболеваниях, а также при наличии астенопических явлений,
возникающих при чтении и письме на близком расстоянии;

в)              во всех случаях дети должны читать шрифт № 9 таблицы для определе­
ния остроты зрения для близи с переносимой коррекцией обычными оптически­
ми стеклами с расстояния не ближе 15 сантиметров.

4.              Приему в подготовительный класс подлежат дети 7-летнего возраста.
Однако в отдельных случаях как в подготовительный, тик и в другие классы
допускается прием детей с превышением возрастных норм, установленных для общеобразовательных школ, на два года. В дошкольные группы могут прини­маться дети 6-летнего возраста.

Слепые и слабовидящие умственно отсталые дети обучаются во вспомо­гательных классах соответствующих школ для детей с нарушением зрения.

Зачисление детей в класс умственно отсталых производится на основании решения медико-педагогической комиссии только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы с ними на протяжении не менее одного года уста­новлено, что неуспеваемость обусловлена умственной отсталостью.

5.              Не подлежат приему в школы слепых и слабовидящих:

а)              глубоко умственно отсталые дети (олигофрения в степени и имбециль-
ности, идиотии);

б)              дети с глубокими отклонениями в поведении, нарушениями
эмоционально-волевой сферы (органического происхождения);

в)              дети с глубокими нарушениями двигательной сферы, самостоятель­
но не передвигающиеся и не обслуживающие себя;

г)              слепоглухонемые.

Эти дети направляются в специальные детские учреждения Министерства социального обеспечения и Министерства здравоохранения.

6.              Направление детей в школы слепых и слабовидящих производится ор­
ганами народного образования на основании заключения республиканской
или областной медико-педагогической комиссии. Директор школы несет
личную ответственность за прием детей в школу в соответствии с порядком,
установленным данной Инструкцией.

              ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ГРУППАХ
              ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ   

Общие положения

1.              Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются го­
сударственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, сла­
бовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7
лет.

Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восста­новление и развитие нарушенной функции зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

2.              В соответствии с номенклатурой дошкольных учреждений для ано­
мальных детей системы Министерства просвещения СССР организуются сле­
дующие типы дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения:

детские дома для слепых детей дошкольного возраста (республиканского или областного (краевого) подчинения);

детские дома для слабовидящих детей дошкольного возраста, включая детей с косоглазием и амблиопией (республиканского или областного (краевого) значения);

детские сады и ясли-сады с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием для детей слабовидящих, а также для детей с косоглазием и амб­лиопией;

дошкольные группы для слабовидящих детей, а также для детей с косо­глазием и амблиопией при детских садах и яслях-садах общего типа;

дошкольные группы для слабовидящих детей при школах-интернатах для слабовидящих;

дошкольные группы для слепых детей при школах-интернатах для слепых.

3.  Дошкольные учреждения для детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, открываются с разрешения исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся министерствами просвещения (на­родного образования) союзных республик, не имеющих областного деления, министерствами просвещения АССР, краевыми, областными, городскими отде­лами народного образования в пределах показателей народнохозяйственного плана по контингентам детей в дошкольных учреждениях.

4.  Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения руково­дствуются в своей работе настоящим Типовым положением, Уставом детского сада, Уставом детского дома, программно-методическими документами, утвер­жденными соответствующими министерствами просвещения (народного обра­зования), министерствами здравоохранения союзных республик, и документами, разработанными научно-исследовательскими институтами Академии педагоги­ческих и медицинских наук СССР и одобренными министерствами просвеще­ния и здравоохранения СССР.

5.  Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения открываются в помещениях, отвечающих педагогическим, лечебно-профилактическим, сани­тарно-гигиеническим требованиям и Правилам пожарной безопасности.

Участок дошкольного учреждения, озелененный и оборудованный для прогулок, физкультурных занятий и игр, должен соответствовать требованиям Государственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения СССР, вытекающим из специфических условий работы дошкольных учреждений ука­занных типов.

6.  Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения оснащаются жестким и мягким инвентарем в установленном порядке, а также медицинским оборудованием, пособиями для физического воспитания, игрушками и педаго­гическими пособиями, комплектом приборов, инструментов, медикаментов, аппаратуры, включая офтальмологическую, необходимую для лечения и вос­становления зрения.

7.  Питание в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения организуется по установленным нормам.

8. Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения пользуются правами юридического лица и имеют печать со своим наименованием.

Структура дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения

9.              Основным типом дошкольного учреждения для детей с нарушением
зрения является детский сад (ясли-сад, дошкольный детский дом) на 90-120
мест.

В крупных городах могут быть организованы и детские сады, ясли-сады на 48-60 детей, состоящие из четырех групп.

10. Количество групп в дошкольных учреждениях (детских садах, яслях-садах, дошкольных детских домах) общего типа, а также количество дошколь­ных групп при школах-интернатах соответствующих типов может быть одна и более в зависимости от существующей потребности.

11. Все дошкольные группы комплектуются с учетом возраста детей и степени нарушения зрения: группы для слепых, слабовидящих, для детей с ко­соглазием и амблиопией, для детей со сложными дефектами.

12. В городах при наличии достаточного контингента детей слепых, сла­бовидящих, с косоглазием, амблиопией для каждой из указанных категорий де­тей должны создаваться самостоятельные дошкольные учреждения (детские сады, ясли-сады, детские дома).

13. Дошкольные учреждения с количеством четыре группы и более ком­плектуются следующим образом: младшая группа - дети в возрасте от 2-3 до 3-4 лет, средняя группа - дети в возрасте от 3-4 до 4-5 лет, старшая группа - дети в возрасте от 4-5 до 5-6 лет, подготовительная к школе группа - дети в возрасте от 6 до 7 лет.

14. Наполняемость дошкольных групп для слепых детей - 10 человек, для слабовидящих детей -12 человек, для детей с косоглазием и амблиопией - 15 человек, для детей со сложными дефектами - не менее 8 человек.

Информация о работе Основы тифлопедагогики