Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа
Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1.Педагогические исследования проблемы правового воспитания дошкольников………………………………………………………………………..7 1.2.Реализация конвенции о защите прав ребенка в ДОУ………………………10
1.3. Формы и методы работы по правовому воспитанию дошкольников……..14
Глава II. Практическое исследование особенностей правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение состояния проблемы правового воспитания в ДОУ…..………...19
2.2.Организация эксперимента по правовому воспитанию старших дошкольников………………...………………...…………………………………...23
2.3. Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..28
Выводы…………………………………………………………………………...30Заключение……………………………………………………………………….33Список использованной литературы...................................................................36
Вопросы по содержанию стихотворения:
Как
вы думаете, почему мальчику вдруг стало
по душе одиночество?
Что могло случиться, что он решил жить
один в лесу?
Бывает ли у вас такое желание и настроение?
Почему оно у вас появляется? Какая этому
причина?
Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с одним необычным Маленьким Человечком. Он живет в одном Большом городе. Днем Маленький Человечек ходит на работу, а вечером сажает в своем саду тюльпаны или сидит на скамейке у ворот и радуется тому, что все вокруг такое большое. Огорчало Маленького Человечка только то, что Большие люди не замечали его. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча ногами цветы.
– Что вы делаете? – кричал им Маленький Человечек – Пожалуйста, будьте внимательны!
Но Большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.
Однажды, Маленький Человечек нашел в библиотеке книгу, которая называлась "Всеобщая декларация прав человека". В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человечку.
Показ детям книги "Всеобщая декларация прав человека".
– У всех людей есть права. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по-вашему?
– Это необычная книга. Она расскажет вам о правах человека и о ваших правах – правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций. Эта организация существует во всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол и национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.
Откройте, пожалуйста, тетради и цветными карандашами (фломастерами), соединив точки, напишите "ПРАВА РЕБЕНКА".
/Можно предложить образец детям, которые затрудняются/.
А теперь давайте откроем книгу "Права ребенка" (автор Е.Шабельник).
Показ иллюстраций и чтение права.
- Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, места жительства, языка, пола, возраста.
Нарисуйте, пожалуйста, разноцветных человечков. Что надо сделать, чтобы они все подружились?
Ответы детей:
- нарисовать, чтобы
они взялись за руки;
- нарисовать их на одном земном шаре;
- нарисовать над ними одно солнце (радугу);
- нарисовать их на одной радуге;
- нарисовать их на лепестке одного цветка;
- нарисовать их в одном большом доме и
т.д.
Дети выбирают понравившийся вариант, рисуют.
- На глобусе разместите людей разной национальности, разного пола и возраста. /Выполняют дети, которые успели закончить работу быстрее/.
Итог
занятия: Кто из детей может пользоваться
правами? Как называется книга, в которой
они записаны?
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
Обратись по имени
Цель: закрепить знания детей о том, что каждый человек имеет право на имя.
Ход игры: Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его сначала уменьшительным (ласковым), а затем полным именем. Игра повторяется 3-4 раза.
Цепочка имен
Цель: та же.
Ход игры: Воспитатель называет любое имя, например Мария. Дети должны вспомнить производные от этого имени: Маша, Машенька, Маруся и т.д.
Я имею право…
Цель: дать правовые знания.
Материал: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и др.).
Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право…». Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Я не должен…»
Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Материал: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.
Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен…» картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
Кто права нарушил?
Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов.
Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.
Например: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Буратино», «Теремок», «Золушка» и т.д. «Кто и какое право здесь нарушил?» - спрашивает ведущий. Ребенок, который первым правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Побеждает тот, у кого не осталось ни одного предмета.
Колобок
Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.
Материал: мяч.
Ход игры: дети сидят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает мяч, должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Колобок, куда ты катишься?», «Колобок, давай с тобой дружить!» и т.д. После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому ребенку.
В СОВРЕМЕННЫХ СЕМЬЯХ
/ выступление на родительском собрании
«Защита
прав и достоинств в детском саду»/
По данным статистики, практически
большую часть российских
Затянувшийся экономический кризис
привел к тому, что большинство
российских семей попали в
разряд необеспеченных или
Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.
Современная семья включена в
различные механизмы
Необходимость поиска
Согласно исследованиям,
Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.
К самым неправильным, неблагоприятным
формам следует отнести физичес
85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка – означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% - использование ремня как вида наказания.
Обычно эта форма воздействия
применяется тогда, когда сами
родители слабо контролируют
собственное поведение. Нет
К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитывать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного контроля, а не потому, что кто-то заставил.
Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
Весьма распространенной
Довольно распространенным в
семье является наказание естес
Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.
Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил наказания».
Информация о работе Основы правового воспитания дошкольников