Основы правового воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1.Педагогические исследования проблемы правового воспитания дошкольников………………………………………………………………………..7 1.2.Реализация конвенции о защите прав ребенка в ДОУ………………………10
1.3. Формы и методы работы по правовому воспитанию дошкольников……..14
Глава II. Практическое исследование особенностей правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение состояния проблемы правового воспитания в ДОУ…..………...19
2.2.Организация эксперимента по правовому воспитанию старших дошкольников………………...………………...…………………………………...23
2.3. Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..28
Выводы…………………………………………………………………………...30Заключение……………………………………………………………………….33Список использованной литературы...................................................................36

Работа содержит 1 файл

основы правового воспитания дошкольников курсовая.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

   Вопросы по содержанию стихотворения:

   Как вы думаете, почему мальчику вдруг стало  по душе одиночество? 
Что могло случиться, что он решил жить один в лесу? 
Бывает ли у вас такое желание и настроение? 
Почему оно у вас появляется? Какая этому причина?

   Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"

   Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с одним необычным Маленьким Человечком. Он живет в одном Большом городе. Днем Маленький Человечек ходит на работу, а вечером сажает в своем саду тюльпаны или сидит на скамейке у ворот и радуется тому, что все вокруг такое большое. Огорчало Маленького Человечка только то, что Большие люди не замечали его. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча ногами цветы.

   – Что вы делаете? – кричал им Маленький  Человечек – Пожалуйста, будьте внимательны!

   Но  Большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим  делам.

   Однажды, Маленький Человечек нашел в  библиотеке книгу, которая называлась "Всеобщая декларация прав человека". В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человечку.

   Показ детям книги "Всеобщая декларация прав человека".

   – У всех людей есть права. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по-вашему?

   – Это необычная книга. Она расскажет  вам о правах человека и о ваших  правах – правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую  создала и приняла Организация Объединенных Наций. Эта организация существует во всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол и национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.

   Откройте, пожалуйста, тетради и цветными карандашами (фломастерами), соединив точки, напишите "ПРАВА РЕБЕНКА".

   /Можно  предложить образец  детям, которые  затрудняются/.

   А теперь давайте откроем книгу "Права  ребенка" (автор Е.Шабельник).

   Показ иллюстраций и  чтение права.

    - Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, места жительства, языка, пола, возраста.

   Нарисуйте, пожалуйста, разноцветных человечков. Что надо сделать, чтобы они все  подружились?

   Ответы  детей:

- нарисовать, чтобы они взялись за руки; 
- нарисовать их на одном земном шаре; 
- нарисовать над ними одно солнце (радугу); 
- нарисовать их на одной радуге; 
- нарисовать их на лепестке одного цветка; 
- нарисовать их в одном большом доме и т.д.

   Дети  выбирают понравившийся  вариант, рисуют.

  - На  глобусе  разместите людей разной национальности, разного пола и возраста. /Выполняют дети, которые успели закончить работу быстрее/.

   Итог  занятия: Кто из детей может пользоваться правами? Как называется книга, в которой они записаны? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ПРИЛОЖЕНИЕ 10

   ДИДАКТИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

Обратись  по имени

Цель: закрепить знания детей о том, что каждый человек имеет право на имя.

Ход игры: Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его сначала уменьшительным (ласковым), а затем полным именем. Игра повторяется 3-4 раза.

Цепочка имен

Цель: та же.

Ход игры: Воспитатель называет любое имя, например Мария. Дети должны вспомнить производные от этого имени: Маша, Машенька, Маруся и т.д.

Я имею право…

Цель: дать правовые знания.

Материал: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и др.).

Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право…». Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я  не должен…»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен…» картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем  объясняют свой выбор.

   Кто права нарушил?

Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов.

Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.

Например:  «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Буратино», «Теремок», «Золушка»  и т.д. «Кто и какое право здесь нарушил?» - спрашивает ведущий. Ребенок, который первым правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Побеждает тот, у кого не осталось ни одного предмета.

   Колобок

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.

Материал: мяч.

Ход игры: дети сидят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает мяч, должен задать ему какой-нибудь вопрос  или сказать несколько слов. Например: «Колобок, куда ты катишься?», «Колобок, давай с тобой дружить!» и т.д. После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому ребенку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11               

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ СЕМЬЯХ

/ выступление на родительском собрании

«Защита прав и достоинств в детском саду»/ 

    По данным статистики, практически  большую часть российских семей  сегодня по той или иной  причине можно отнести к разряду  неблагополучных.

    Затянувшийся  экономический кризис  привел к тому, что большинство  российских семей попали в  разряд необеспеченных или нищих.  По последним данным, наблюдается  увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей,  в 30 регионах России, впервые после Великой Отечественной войны, показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за  алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

    Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.

    Современная семья включена в  различные механизмы общественного  взаимодействия, а потому социально-экономические  катаклизмы, происходящие в нашей  стране, не могут не способствовать  усугублению детско-родительских отношений.

    Необходимость поиска заработка,  перегрузки на работе, сокращение  в связи с этим свободного  времени у родителей приводят  к ухудшению их физического  и психического состояния, повышенной  раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

    Согласно исследованиям, родительская  жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребенок, хоть однажды, сталкивался с проявлением  жестокости, давления со стороны своих родителей.

    Для правильного воспитания  родителям  полезно знать, какие формы наказаний существуют.

    К самым неправильным, неблагоприятным  формам следует отнести физическое воздействие.

    85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка – означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% - использование ремня как вида наказания.

    Обычно эта форма воздействия  применяется тогда, когда сами  родители слабо контролируют  собственное поведение. Нет более  нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.

    К физическим наказаниям не  следует прибегать потому, что  обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитывать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного контроля, а не потому, что кто-то заставил.

    Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.

    Весьма распространенной формой  являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма и применять ее нужно крайне осторожно и очень непродолжительное время.

    Довольно распространенным в  семье является наказание естественными последствиями, состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Применяя наказание «естественными последствиями», нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

    Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.

    Известный российский психолог  Владимир Леви написал «Семь  правил наказания».

  1. Наказание не должно вредить здоровью: ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать, то лучше не наказывайте. Даже если поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких «на всякий случай»!
  3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одиночке за каждый. Наказание – не за счет любви. Чтобы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы.
  4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. О старых грехах ни слова. Не мешайте начать жизнь сначала!
  6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание действует только в обратную сторону!
  7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения. Запомните!

Информация о работе Основы правового воспитания дошкольников