Основы правового воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1.Педагогические исследования проблемы правового воспитания дошкольников………………………………………………………………………..7 1.2.Реализация конвенции о защите прав ребенка в ДОУ………………………10
1.3. Формы и методы работы по правовому воспитанию дошкольников……..14
Глава II. Практическое исследование особенностей правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение состояния проблемы правового воспитания в ДОУ…..………...19
2.2.Организация эксперимента по правовому воспитанию старших дошкольников………………...………………...…………………………………...23
2.3. Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..28
Выводы…………………………………………………………………………...30Заключение……………………………………………………………………….33Список использованной литературы...................................................................36

Работа содержит 1 файл

основы правового воспитания дошкольников курсовая.doc

— 357.50 Кб (Скачать)
stify">      Подводя итоги нашей работы, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Проведенная работа по правовому образованию детей и родителей дала положительные результаты. Родители стали проявлять большой интерес к данной теме: обращаются с вопросами к педагогам, более внимательно изучают наглядно-информационный материал, активнее предлагают помощь при подготовке и проведении совместных мероприятий.

     Наблюдение показало, что дети усвоили основной перечень своих прав, стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку. Чувство правосознания, значимости своего «я» начинает проявляться на словесном уровне через высказывания и замечания друг другу («я имею право…», «ты не имеешь право этого делать…»), в умениях анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений.

    Постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует утверждению жизненных позиций дошкольника: он учится быть свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, поступки и мысли.

    Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Подтверждена  гипотеза о том, что процесс правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при соблюдении следующих условий, если:

  • работа по правовому воспитанию проводится систематически;
  • подобраны адекватные формы и методы работы по правовому воспитанию;
  • ведется совместная работа детского сада и семьи.

Это проявилось в повышении уровня знаний, потребности  в нравственно-правовом образе жизни (жить по законам общества, его нормам и правилам), в уважительном отношении  к себе и другому, в формировании нравственной рефлексии.

   2. Анализ правовой и современной  психолого-педагогической литературы  позволил наметить план мероприятий нравственно-правового воспитания, которое рассматривается нами как организованное, целенаправленное, систематическое воздействие на личность ребенка-дошкольника для формирования правосознания, выработки навыков и привычек активного правомерного поведения, выполнения ими нравственных норм и правил поведения.

   3. Исследование с применением методик,  выявляющих представления о правах человека и нравственных нормах поведения у детей старшего дошкольного возраста, показало, что старшие дошкольники в целом имеют представления о таких понятиях как "право" и "обязанность". Однако очень часто они соотносят это понятие с физической силой ("кто сильнее, тот и прав") и ограничением действий. Дети старшего дошкольного возраста владеют некоторыми представлениями о правилах поведения: в детском саду, дома и обществе, знают, что надо быть внимательными, вежливыми, проявлять заботу к старикам и маленьким детям, уважительно относиться к окружающим. Однако имеющиеся у детей нравственные представления зачастую не реализуются в жизненной практике.

   4. В исследовании определены условия,  способствующие успешной реализации  программных задач:

   - четкое планирование воспитательно-образовательного  процесса; систематичность предусмотренных  мероприятий; наглядно-дидактическая  оснащенность; хорошая теоретическая  подготовка воспитателя; личностно-ориентированное  общение воспитателя с детьми, создание партнерских отношений; применение коллективных, индивидуальных и подгрупповых форм работы с детьми; тесное сотрудничество всего педагогического коллектива и родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     

      Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

     Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

     Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать свой выбор. Между тем, российские дети в семье, ДОУ, школе, обществе в целом не приучены самостоятельно делать выбор, у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осознание выбора и ответственности за него рождает самостоятельность.

     Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план, следующий приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

      У ребенка обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

     Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.

     Подготовка ребенка к овладению правовой культурой и реализации своих прав является задачей всех социальных институтов воспитания: детского сада, школы, общественных объединений.

     В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию.

      Родителей в силу социально — экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованьями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.

     Только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, т.е. сделав ее адекватной, динамичной и прогностичной, сформировав навыки обратной связи в общении с ребенком и расширив ролевой репертуар родительского поведения можно с уверенностью констатировать факт соблюдения основных прав ребенка, обеспечивающих ему полноценное личностное развитие.

     Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого воспитанника — главная задача педагога дошкольного учреждения.

     С уверенностью можно сказать, что работа по информированию родителей, педагогов и детей о правовых документах по защите достоинства ребенка своевременна и необходима, ибо воспитание правового самосознания детей должна начинаться с дошкольного возраста.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Антонов В.А. Изучаем права человека. – М.: «Вита – пресс», 2007.
  2. Белая К. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М.: АСТ, 2006.
  3. Бейлинсон В.Г. «Азбука прав человека». - М., 2004.
  4. Ваулина Т.Г. Родителям и детям о правах ребенка// Ребенок в детском саду.- 2007. № 3.
  5. ДавыдоваО.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  6. Данилина Т.А. Проблема защита прав ребенка в семье// Управление ДОУ.- 2005. № 6.
  7. Доронова Т.  Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье// Дошкольное воспитание.- 2001. № 8; 12.
  8. Доронова Т.  Право и образование// Дошкольное воспитание.- 2001. № 10.
  9. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  10. Зенина Т.Н. Родительские собрания в  детском саду.– М.: Педагогическое общество России, 2007.
  11. Искусство быть родителями: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений /Авт.-сост. Т.И. Софронова, Г.В.Васеева, Л.И.Кошкина; – под ред. канд. пед. наук, доц. Т.И.Софроновой – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»,  2004.
  12. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  13. Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 2006.
  14. Нагорная Е. Охрана прав ребенка// Ребенок в детском саду. -2005. № 4.5.6, 2006. № 1.
  15. Прохорова О.Г. Защита детства в международном и российском праве// Управление ДОУ. -2005. № 6.
  16. Проява Л.В. Система работы по реализации прав ребенка в образовательном учреждении// Управление ДОУ. -2005. № 3.
  17. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  18. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007,
  19. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ// Управление ДОУ. -2005. № 3.
  20. Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых.- М: «Ангстрем», 2003.
  21. Усачев А.Н., Березин А.К. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: «АСТ-пресс», 2006.
  22. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: «Вако». 2009.
  23. Шабельник Е.С. Права ребенка. – М.: «Вита – пресс», 2007.
  24. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! – М.: «Вита-пресс», 2007.
  25. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Анкета  для выявления  уровня

    педагогической  культуры родителей 

На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка:

- слушаете  передачи по радио и телевидению;

- посещаете  лекции для родителей;

- используете  жизненный опыт;

- на  основе рекомендаций педагогов;

- читаете  педагогическую литературу.

Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными:

- поощрение;

- наказание;

- требование;

- убеждение;

- приучение.

Какие виды поощрения Вы используете чаще всего:

- словесная  похвала;

- подарки;

- ласки.

Какие виды наказания Вы считаете наиболее действенными в воспитании:

- физические  наказания;

- словесная угроза;

- лишение  развлечения;

- проявление  Вами обиды.

  
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Тест (по методам воздействия  на ребенка) 

Фамилия И.О.

Дата  проведения тестирования

Оцените, насколько часто Вы используете  следующие методы воздействия на ребенка. Для оценки используйте бальную шкалу.

          5 баллов – всегда

          4 балла – довольно часто

          3 балла – иногда

          2 балла – в исключительных  случаях

          1 балл – никогда

  • приказ, команды
  • уговоры
  • угрозы
  • предупреждения
  • советы, готовые решения
  • нотации, поучения
  • критика
  • похвала
  • анализ поведения
  • обращение в шутку
  • утешение
  • обзывание, насмешка
  • обида на ребенка
  • наказания
  • физические наказания
  • подарки

Информация о работе Основы правового воспитания дошкольников