Основы правового воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1.Педагогические исследования проблемы правового воспитания дошкольников………………………………………………………………………..7 1.2.Реализация конвенции о защите прав ребенка в ДОУ………………………10
1.3. Формы и методы работы по правовому воспитанию дошкольников……..14
Глава II. Практическое исследование особенностей правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение состояния проблемы правового воспитания в ДОУ…..………...19
2.2.Организация эксперимента по правовому воспитанию старших дошкольников………………...………………...…………………………………...23
2.3. Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..28
Выводы…………………………………………………………………………...30Заключение……………………………………………………………………….33Список использованной литературы...................................................................36

Работа содержит 1 файл

основы правового воспитания дошкольников курсовая.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

  - какие именно статьи Конвенции,  какие права могут и должны  быть реализованы в дошкольном  учреждении;

  - как понятнее и доступнее донести  до детей содержание этих статей, смысл каждого права;

  - через какие формы работы с  детьми целесообразнее проводить  данную деятельность.

    Подробнее модель  правового воспитания дошкольников можно проследить в следующих схемах (Рис.1,2,3).

  Рис. 1

  Модель  педагогического  процесса правового воспитания дошкольников

  

   цель

  

  

  

  

  

  

  

    

  

  

  

    
 
 

  Рис. 2

  Организованная  форма обучения

  

  

    

  

  

  

  

  

  

    
 

  Рис. 3

  Самостоятельная деятельность детей

  

  

  

  

  

    

     Работу по правовому воспитанию  дошкольников необходимо осуществлять в трех направлениях:

  - подача информационного материала;

  - практическое участие детей в  специально организованных ситуациях;

  - наблюдение за самостоятельным  переносом полученных знаний, умений  в практику.

  Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.

  Для формирования у детей элементарных представлений о правах и обязанностях, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит то или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов); создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов, их презентация).

  В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно  использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей  с правами человека на материале  сказок нужно проводить очень  осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

   Наиболее  эффективные педагогические приемы: постановка ребенка в позицию другого (возможность "посмотреть на мир" глазами этого человека); "погружение" ребенка в конкретную познавательную проблему, из которой он самостоятельно должен найти выход; при этом взрослый находится в тени, а диалог идет через использование какого-либо игрового (сказочного) персонажа; "истории из жизни".

  Таким образом, в раскрытии личности ребенка велика роль всех видов деятельности, а использование в комплексе разнообразных форм и методов воспитания позволит глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. Практическое исследование особенностей правового воспитания детей старшего дошкольного возраста 
 

    2.1. Изучение состояния проблемы  правового воспитания в ДОУ 

          Опытно-исследовательская работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения - «Джалильский детский сад №1 «Березка»  общеразвивающего вида» Сармановского муниципального района РТ.

          Предметом исследования были определены формы и методы работы по правовому воспитанию старших дошкольников.

          Объектом исследования – процесс правового воспитания детей дошкольного возраста.

          В эксперименте участвовали дети  старшей группы №5 (9 девочек и 11 мальчиков, всего 20 человек). В качестве контрольной группы была выбрана группа №4 в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков).

          Исследование было направлено  на решение вопросов, связанных  с гипотезой о том, что процесс правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при соблюдении следующих условий, если:

  • работа по правовому воспитанию проводится систематически;
  • подобраны адекватные формы и методы работы по правовому воспитанию;
  • ведется совместная работа детского сада и семьи.

          Исследовательская работа включала три этапа:

  1. Констатирующий
  2. Формирующий
  3. Контрольный

На этапе  констатирующего и контрольного этапа предполагалось диагностическое  обследование родителей и детей, а на контрольном этапе еще  и сравнение первичных и итоговых результатов.

          В отношении родителей основная  цель данного направления заключалась  в следующем:

- выявление особенностей внутрисемейных отношений;

- исследование  родительских установок;

- определение  методов воспитательного воздействия.

          Относительно детей эта задача была сформулирована следующим образом:

- определение  уровня правовой воспитанности детей.

          Начиная работу с семьей по  изучению Конвенции о правах  ребенка, мы провели диагностику  с целью выявлении информированности  родителей о данном правовом документе. Было опрошено 44 родителей из двух групп, задействованных в эксперименте. Выявлено: 70% родителей не знают о существовании Конвенции о правах ребенка, 15% - слышали, но в его содержание не вникали, 10% - знают о существовании документа и его содержании, но поверхностно, и лишь 5% родителей хорошо знакомы с данным документом в силу своей профессии.

          Исходя из первоначального исследования и из того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, мы наметили следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка как правового документа социально-нравственного и педагогического значения. На данном этапе работы использовали следующие формы мониторинга:

  • анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей (Приложение 1);
  • опросник Басса-Дарки по методам воздействия на ребенка (Приложение 2);
  • анкета-тест «Хорошие ли Вы родители?» (Приложение3).

          Параллельно с анкетированием среди родителей мы проводили работу с детьми: по изучению эмоционального самочувствия ребенка в семье через беседы с ребенком (Приложение 4,5);

          Родители вместе с детьми оформляли  альбом «Кто я?», где отвечали  на вопросы: «Кто я в семье?  Кто и как меня называет? Что  я люблю делать дома? Мои любимые  игрушки?» и т.д.

          В итоге была выявлена следующая  картина:

  • доминирующим стилем воспитания в семье является авторитарно-демократический – 58%,
  • авторитарный – 26%,
  • демократически-авторитарный – 10%,
  • демократический – 6%.

     На этапе констатации выявлялся уровень представлений старших дошкольников о правах и обязанностях человека; о правилах и нормах поведения в детском саду, в семье и обществе; устанавливалось наличие интереса у детей старшего дошкольного возраста к своим правам и обязанностям. Использовались: метод "незаконченных предложений" и опрос детей (Приложение 6,7).

     Нами были определены уровни  правовой воспитанности старших  дошкольников:

  • высокий уровень – ребенок обладает достаточно полными представлениями о правах и обязанностях, положительно к ним относится, полученные знания и умения отражает в деятельности;
  • средний уровень - ребенок обладает недостаточно полными представлениями о правах и обязанностях, положительно к ним относится, полученные знания и умения отражает в деятельности в зависимости от ситуации;
  • низкий уровень - ребенок обладает «обрывочными» представлениями о правах и обязанностях, не отражает их в деятельности.

   В ходе исследования мы выявили, что большинство  обследованных детей проявляют  интерес к беседам о правах и обязанностях человека, однако, вызвала затруднение попытка раскрыть содержание прав и тем более дать определение понятию права. Имеющиеся правовые и нравственные знания старших дошкольников недостаточны для создания "правдивой", целостной картины своих прав и обязанностей, так как они основаны на "обрывках" истинной информации и получены путем собственных наблюдений и ощущений; замечаниях, наставлениях взрослых. Дошкольники имеют представления о нормах и правилах поведения (в детском саду, в семье, в обществе), о нормах взаимоотношений между людьми, о нравственном поведении, но у них нет навыка терпимого отношения друг к другу.

   Данные  исследования детей представлены следующим  образом (Таб.1). 

   Таблица 1 

   Уровень правовой воспитанности  старших дошкольников (в %) 

Уровень знаний Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий 5 6
Средний 59 57
Низкий 36 37
 

   Наглядно  эти данные можно представить в виде диаграммы (Рис.4) 
 
 

Рис.4

   

   Уровень правовой воспитанности  старших дошкольников (в %)

   Полученная  при обработке диагностических  данных информация позволила определить уровень знаний детей, реальные запросы и потребности родителей, проблемы воспитания и нарушения прав ребенка. А также выбрать наиболее эффективные формы работы со всеми субъектами образовательного процесса ДОУ. 
 

Информация о работе Основы правового воспитания дошкольников