Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа
Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1.Педагогические исследования проблемы правового воспитания дошкольников………………………………………………………………………..7 1.2.Реализация конвенции о защите прав ребенка в ДОУ………………………10
1.3. Формы и методы работы по правовому воспитанию дошкольников……..14
Глава II. Практическое исследование особенностей правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение состояния проблемы правового воспитания в ДОУ…..………...19
2.2.Организация эксперимента по правовому воспитанию старших дошкольников………………...………………...…………………………………...23
2.3. Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..28
Выводы…………………………………………………………………………...30Заключение……………………………………………………………………….33Список использованной литературы...................................................................36
-
какие именно статьи Конвенции,
-
как понятнее и доступнее
-
через какие формы работы с
детьми целесообразнее
Подробнее модель правового воспитания дошкольников можно проследить в следующих схемах (Рис.1,2,3).
Рис. 1
Модель педагогического процесса правового воспитания дошкольников
цель
Рис. 2
Организованная форма обучения
Рис. 3
Самостоятельная деятельность детей
Работу по правовому
-
подача информационного
-
практическое участие детей в
специально организованных
- наблюдение за самостоятельным переносом полученных знаний, умений в практику.
Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и обязанностях, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит то или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов); создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов, их презентация).
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Наиболее эффективные педагогические приемы: постановка ребенка в позицию другого (возможность "посмотреть на мир" глазами этого человека); "погружение" ребенка в конкретную познавательную проблему, из которой он самостоятельно должен найти выход; при этом взрослый находится в тени, а диалог идет через использование какого-либо игрового (сказочного) персонажа; "истории из жизни".
Таким образом, в раскрытии личности ребенка велика роль всех видов деятельности, а использование в комплексе разнообразных форм и методов воспитания позволит глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения.
Глава
II. Практическое исследование
особенностей правового
воспитания детей старшего
дошкольного возраста
2.1. Изучение
состояния проблемы
правового воспитания
в ДОУ
Опытно-исследовательская работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения - «Джалильский детский сад №1 «Березка» общеразвивающего вида» Сармановского муниципального района РТ.
Предметом исследования были определены формы и методы работы по правовому воспитанию старших дошкольников.
Объектом исследования – процесс правового воспитания детей дошкольного возраста.
В эксперименте участвовали
Исследование было направлено на решение вопросов, связанных с гипотезой о том, что процесс правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при соблюдении следующих условий, если:
Исследовательская работа включала три этапа:
На этапе
констатирующего и контрольного
этапа предполагалось диагностическое
обследование родителей и детей,
а на контрольном этапе еще
и сравнение первичных и
В отношении родителей
- выявление особенностей внутрисемейных отношений;
- исследование родительских установок;
- определение
методов воспитательного
Относительно детей эта задача была сформулирована следующим образом:
- определение уровня правовой воспитанности детей.
Начиная работу с семьей по
изучению Конвенции о правах
ребенка, мы провели
Исходя из первоначального исследования и из того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, мы наметили следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка как правового документа социально-нравственного и педагогического значения. На данном этапе работы использовали следующие формы мониторинга:
Параллельно с анкетированием среди родителей мы проводили работу с детьми: по изучению эмоционального самочувствия ребенка в семье через беседы с ребенком (Приложение 4,5);
Родители вместе с детьми
В итоге была выявлена
На этапе констатации выявлялся уровень представлений старших дошкольников о правах и обязанностях человека; о правилах и нормах поведения в детском саду, в семье и обществе; устанавливалось наличие интереса у детей старшего дошкольного возраста к своим правам и обязанностям. Использовались: метод "незаконченных предложений" и опрос детей (Приложение 6,7).
Нами были определены уровни
правовой воспитанности
В ходе исследования мы выявили, что большинство обследованных детей проявляют интерес к беседам о правах и обязанностях человека, однако, вызвала затруднение попытка раскрыть содержание прав и тем более дать определение понятию права. Имеющиеся правовые и нравственные знания старших дошкольников недостаточны для создания "правдивой", целостной картины своих прав и обязанностей, так как они основаны на "обрывках" истинной информации и получены путем собственных наблюдений и ощущений; замечаниях, наставлениях взрослых. Дошкольники имеют представления о нормах и правилах поведения (в детском саду, в семье, в обществе), о нормах взаимоотношений между людьми, о нравственном поведении, но у них нет навыка терпимого отношения друг к другу.
Данные
исследования детей представлены следующим
образом (Таб.1).
Таблица
1
Уровень
правовой воспитанности
старших дошкольников (в
%)
Уровень знаний | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Высокий | 5 | 6 |
Средний | 59 | 57 |
Низкий | 36 | 37 |
Наглядно
эти данные можно представить в виде
диаграммы (Рис.4)
Рис.4
Уровень правовой воспитанности старших дошкольников (в %)
Полученная
при обработке диагностических
данных информация позволила определить
уровень знаний детей, реальные запросы
и потребности родителей, проблемы воспитания
и нарушения прав ребенка. А также выбрать
наиболее эффективные формы работы со всеми
субъектами образовательного процесса
ДОУ.
Информация о работе Основы правового воспитания дошкольников