Основы правового воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1.Педагогические исследования проблемы правового воспитания дошкольников………………………………………………………………………..7 1.2.Реализация конвенции о защите прав ребенка в ДОУ………………………10
1.3. Формы и методы работы по правовому воспитанию дошкольников……..14
Глава II. Практическое исследование особенностей правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение состояния проблемы правового воспитания в ДОУ…..………...19
2.2.Организация эксперимента по правовому воспитанию старших дошкольников………………...………………...…………………………………...23
2.3. Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..28
Выводы…………………………………………………………………………...30Заключение……………………………………………………………………….33Список использованной литературы...................................................................36

Работа содержит 1 файл

основы правового воспитания дошкольников курсовая.doc

— 357.50 Кб (Скачать)
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Анкета  «Хорошие ли Вы родители?» 

Прочтите  внимательно и выберите ответ, соответствующий Вашему поведению. 

Ваше  поведение и Ваши суждения:

да                   нет                не знаю 

  1. На некоторые  поступки ребенка часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
  2. Иногда Вы пользуетесь помощью или советами других лиц, когда Вы не знаете, как реагировать на поведение Вашего ребенка.
  3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советчики в воспитании ребенка.
  4. Иногда Вам случается доверить ребенку секрет, который Вы никому не рассказали бы.
  5. Вас обижает негативное мнение других людей о Вашем ребенке.
  6. Вам случается просить прощение у ребенка за свое поведение.
  7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
  8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) Вас.
  9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи Вашего ребенка.
  10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у Вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
  11. Вы считаете, что до определенного возраста вполне уместно применять иногда физическое наказание (ремень).
  12. Ваш ребенок именно таков, о каком Вы мечтали.
  13. Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот, чем радости.
  14. Иногда Вам кажется, что ребенок учит Вас новым мыслям и поведению.
  15. У Вас конфликты с собственным ребенком.
  16. Занятость и усталость могут стать достаточной причиной для отказа Вашему ребенку в просьбе оказать ему внимание.
  17. Вы считаете, что ребенок нуждается в правовой защите?
 
 
 
 

Анкета  для ребёнка                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 4                                                                                            

              

"Семья  глазами ребёнка"

Опрос проводится индивидуально с каждым ребёнком в группе на фоне эмоционального равновесия, в спокойной, доброжелательной обстановке.

С кем  ты живёшь? Тебе нравится проводить  время дома? Хочешь побыстрее пойти  вечером из садика домой?

Да           Не всегда         Нет

Твои  родители часто разговаривают с  тобой о твоих делах?

Да           Не всегда         Нет

Они часто говорят ласково, чем строго?

Да           И так, и так      Нет

Тебе  спокойно дома? Не страшно?

Да           Не всегда         Нет

Родители  часто с тобой играют? Гуляют? Читают тебе книжки?

Да           Не всегда         Нет

Кто из членов семьи чаще играет с тобой?

Если  ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа?

Да           Не всегда         Нет

Если  ты захотел новую игрушку, шоколадку  или киндер-сюрприз, родители их сразу  тебе купят?

Да           Не всегда         Нет

Если  тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?

Да           Не всегда                   Нет

Что ты больше всего любишь делать в субботу  и в воскресенье?

Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни?

Часто        Иногда            Редко 

Если  тебе пора спать, а ты хочешь ещё  поиграть, родители разрешают тебе?

Часто        Иногда                   Редко

Когда ты вечером ложишься спать, мама или  папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

Часто        Иногда            Редко

Если  ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители?

- Терпеливо  выслушают и помогут закончить  мысль

- Отошлют  к другому родителю                           - Не захотят слушать совсем

Анализ  результатов анкетирования: если в ответах ребёнка преобладают варианты  "c.", то возможно предположить, что в семье реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора. 

                                                                                    

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Схема наблюдения за ребенком в течение дня 

Цель: выявление  социальных и эмоциональных проблем.

  1. С каким настроением обычно приходит в детский сад?
  2. Как расстается с родителями?
  3. Проявляет ли радость от встречи с детьми, воспитателями?
  4. Что свойственно ему в первые минуты пребывания в группе:

- активность,

- заторможенность,

- желание  побыть одному,

- агрессивность,

- доброжелательность?

    5.  Сразу ли включается в деятельность?

    6.  Как общается со взрослыми:

- сам  вступает в контакт,

- откликается  на предложение общаться,

- неохотно  общается,

- отказывается  от общения?

      7.  Каков в общение со сверстниками:

- общается  со всеми,

- избирателен  в общении,

- инициатор  общения и игр,

- откликается  на общение,

- трудно  общается с детьми,

- предпочитает  одиночество,

- доброжелателен,

- груб, резок,

- назойлив,

- считается  с желаниями других? 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 

ВОПРОСНИК

для определения уровня представлений детей  о правах и обязанностях:

«Знаете ли вы права ребенка?» 
 

  1. Что такое  право?
 
  1. Какие права  ты знаешь?
 
  1. Когда отмечают День защиты детей?
 
  1. Расскажи  о правах детей в детском саду.
 
  1. Что такое  обязанности?
 
  1. Какие у  вас обязанности в семье?
 
  1. Есть ли у вас обязанности в детском  саду?
 
  1. Кого мы называем ребенком?
 
  1. От каких  опасностей следует защищать ребенка?
 
  1. Кто берет  на себя воспитание ребенка, оставшегося  без родителей?
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 

Метод «незаконченных предложений»

для определения уровня правовой воспитанности детей 
 
 

  • Я имею право  на …
  • Я не должен …
  • Семья – это …
  • Обо мне заботятся …
  • В детском саду я должен …
  • Мои обязанности дома – это …
  • Здоровым быть мне помогает зарядка, …
  • «Чистота – залог …»
  • Полезные привычки – это …
  • Вредные привычки – это …
  • Документ о правах ребенка называется ...
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Тематический  план работы

клуба «Правознайка»

/старшая  группа /  

Цель. Формировать правовую культуру. Познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка и ее основными положениями.

Месяц  
Тематика
 
Цели
 
Вид деятельности
сентябрь «О правах играя» Дать детям  общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение  и нравственные представления Занятие «О правах играя».

Оформление панно  «Наши права»

октябрь «Ты и твое имя» Познакомить детей  с правом на имя, способствовать социально-нравственному  развитию Оформление  альбома «Кто я?».

Беседа «Путешествие в страну имен»

ноябрь «Моя семья» Познакомить детей  с правом иметь семью, воспитывать  уважение к членам семьи. Занятие «Дружная семья».

Составление генеалогического древа.

Выставка рисунков «Моя семья».

декабрь «Мои папа и  мама любят меня» Познакомить детей  с правом на любовь и заботу, воспитывать  в детях доброту, внимание к людям. Занятие-досуг  «Право на любовь».

Фотовыставки: «Наши  замечательные мамы», «Наши замечательные  папы».

январь «Дом, в котором  я живу» Знакомство  детей с правом на жилище, историей жилища. Конструирование совместно с родителями «Мой дом».

Игра «Заходите  в гости».

февраль «Будем здоровы» Познакомить детей со здоровым образом жизни, способствовать осознанному приобщению к нему. Спортивный  праздник «Вместе дружная семья».

Занятие по аппликации и валеологии «Составление витаминной азбуки».

март «Кому нужно  учиться» Знакомство  детей с правом на обучение и образование, о преимуществе образованных людей над необразованными. Экскурсия в  школу.

Выставка рисунков: «Каким я хочу стать».

апрель «Я не должен» Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Дидактические игры: «Я имею право», «Я не должен».
май «Отдых, досуг, развлечения» Познакомить детей  с правом на отдых, досуг, развлечение», Беседа «Расскажи  о своих любимых праздниках».

Праздник, посвященный  дню защиты детей: «Счастливое детство».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ПРИЛОЖЕНИЕ 9                                                                                                            

   Занятие «О правах – играя».

   /старший  дошкольный возраст/ 

   Цель: Дать детям знания о том, что существует закон, который охраняет ребенка. Этот закон назван "Декларацией прав ребенка". Каждый ребенок, независимо от места жительства, цвета кожи, языка, пола, возраста, богатства или бедности, социального происхождения имеет права. Никто не может их нарушить. Права одного человека не могут и не должны ущемлять прав других людей /детей или взрослых/.

   Воспитывать уважительное отношение к правам человека, желание их выполнять.

   Закрепить у детей умение передавать свое эмоциональное  состояние словами. 
     Развивать речевую активность, умение подбирать слова-синонимы: грустный - печальный, обиженный, несчастный, одинокий. 
     Воспитывать в детях отзывчивость, сопереживание.

   Материал: стихотворение А.Барто "Одиночество"; иллюстрация или картинка одинокого обиженного ребенка; игрушка - маленький человечек; "Декларация прав ребенка" под ред. А.Усачева; глобус; картинки с изображением людей разного пола, возраста, национальности; тетрадь; карандаши.

   Ход занятия:

   Чтение  стихотворения А. Барто "Одиночество":

                                          Нет, уйду я насовсем! 
                                          А то я папе надоем: 
                                          Пристаю с вопросами,  
                                          То я кашу не доем,  
                                          То не спорь со взрослыми! 
                                          Буду жить один в лесу, 
                                          Земляники припасу. 
                                          Хорошо жить в шалаше 
                                          И домой не хочется. 
                                          Мне, как папе, по душе 
                                          Одиночество. 
                                          Пруд заброшенный найду, 
                                          В чаще спрятанный, 
                                          Разговоры заведу 
                                          С лягушатами. 
                                          Буду слушать птичий свист 
                                          Утром, в перелеске. 
                                          Только я же – футболист, 
                                          А играть-то не с кем. 
                                          Хорошо жить в шалаше, 
                                         Только плохо на душе!

Информация о работе Основы правового воспитания дошкольников