Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа
Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы исследования правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1.Педагогические исследования проблемы правового воспитания дошкольников………………………………………………………………………..7 1.2.Реализация конвенции о защите прав ребенка в ДОУ………………………10
1.3. Формы и методы работы по правовому воспитанию дошкольников……..14
Глава II. Практическое исследование особенностей правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение состояния проблемы правового воспитания в ДОУ…..………...19
2.2.Организация эксперимента по правовому воспитанию старших дошкольников………………...………………...…………………………………...23
2.3. Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..28
Выводы…………………………………………………………………………...30Заключение……………………………………………………………………….33Список использованной литературы...................................................................36
2.2. Организация эксперимента по правовому воспитанию старших дошкольников
Для достижения поставленных целей, сплочения и четкой организации работы был выработан тематический план мероприятий.
Создание правового пространства в ДОУ предполагает решение следующих задач:
с детьми:
-создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения,
-способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям,
-создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми,
-развитие коммуникативной компетентности ребенка,
-развитие социальных навыков,
-формирование правового сознания детей;
со взрослыми:
-формирование гуманного отношения к ребенку,
-формирование правовой культуры,
-обеспечение защиты прав детей.
Центральное место в экспериментальной работе отвели формированию правового сознания у детей путем ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение строили по принципу от самого «Я» до окружающего мира.
Для правового образования
Главными путями реализации задач являлись игровые занятия (Приложение 9); традиционные праздники, спортивный праздник “Вместе дружная семья”; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщала детям знания, вызывала оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовала развитию социальных эмоций, чувств.
Процесс познания правовой культуры нашел выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. В ходе проведения этих форм дошкольники осваивали правовые нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включались в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
В работе по развитию у детей представления об основах правового сознания была поставлена цель на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, детям предлагали понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учило детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляли, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытался поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Мы считаем, что очень удачен в экспериментальной работе прием драматизации, который упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.
Вся запланированная работа способствовала тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовали разнообразные методы и приемы:
- сюжеты
хорошо известных сказок (иллюстрации,
видео, диафильмы);
- решение проблемных задач, поиск решений
от своего имени или имени героя: если
бы я был гадким утенком ... , если бы
я поймал золотую рыбку ... , если бы
я вдруг превратился в ...;
- дидактические игры: « Обратись по имени»,
«Цепочка имен», «Я имею право», «Я не должен»,
«Кто права нарушил?», «Колобок», «Чьи
права нарушены?», «Назови права
героев», «Выбери право», «Кто больше?»,
«Назови – не ошибись!», «Я начну,
а ты продолжи», «Помогите Буратино», «Найди
ошибку и исправь», «Выбери нужный ответ»,
«Подбери пословицы к картинкам», «Какими
правами пользовались персонажи?» (Приложение
10).
Форма занятий подвижная и менялась в зависимости от поставленных задач. Занятия включали нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Большую часть времени уделяли сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
В совместной и индивидуальной деятельности с детьми использовали устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения.
Также
совместно с детьми были сделаны
индивидуальные книжки “Права ребенка”
и книжка-раскладушка “Ваши
Работа с родителями строилась по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление — просвещение родителей. В рамках работы по этому направлению осуществлялась передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Использовали следующие формы работы с родителями: родительское собрание «Защита прав и достоинств ребенка в детском саду» (Приложение 11); индивидуальные и групповые консультации: «Права ребенка – соблюдение их в семье», «Понимаем ли мы друг друга?» (Приложение 12), «Типы родительской любви», «Семья глазами ребенка» (с использованием детских работ); лекция «Семейное воспитание – причина нарушения поведения детей»; информационный стенд «Права ребенка», фотовыставка «Моя жизнь в детском саду»; памятки для родителей: «Наказывая, подумай: зачем?», «Пять рецептов избавления от гнева», «Четыре заповеди мудрого родителя».
Второе направление — продуктивное общение. В рамках работы по этому направлению использовали такую форму, как совместное творчество: рисование на темы: «Рисуем вместе с мамами», «Рисуем вместе с папами»; поделки для выставки на тему: «Творим всей семьей»; конструирование на тему: «Мой дом»; сочинение на тему: «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»; презентация семейных проектов «Я и мое имя»; составление генеалогического древа; оформление альбома «Кто я?»; спортивный праздник «Вместе дружная семья». Такие мероприятия выступали интегрированным условием личностного развития человека — и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении изменили ценностные установки семьи; сблизили взрослых и детей.
2.3. Результаты исследования
по проблеме правового
воспитания детей старшего
дошкольного возраста
Цель контрольного эксперимента - выяснить насколько повысился уровень нравственно-правовых представлений, суждений, понятий, изменились отношения детей друг к другу, окружающим людям, их эмоциональное самочувствие, детско-родительские взаимоотношения; определение эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями.
Данные, полученные в ходе констатирующего и контрольного эксперимента по выявлению уровня правовой воспитанности, представлены следующим образом (Таб.2).
Таблица
2
Сравнительная таблица уровня правовой воспитанности
детей
старшего дошкольного
возраста (в %)
№ | Уровень знаний |
До эксперимента | После эксперимента | ||
основная группа | контрольная группа | основная группа | контрольная группа | ||
1. | Высокий | 5 | 6 | 43 | 8 |
2. | Средний | 59 | 57 | 57 | 59 |
3. | Низкий | 36 | 37 | - | 33 |
Наглядно
эти данные представлены в диаграмме (Рис.5)
Рис. 5
Динамика
уровня правовой воспитанности
старших дошкольников
Анализ сравнения данных позволил зафиксировать изменения в правовом сознании детей основной группы, что указывает на эффективность проводимых мероприятий, в отличие от контрольной группы, где уровень правовой воспитанности детей существенно не изменился.
Исследование стилей детско-родительских взаимоотношений до и после эксперимента показало следующее (Таб.3).
Таблица 3
Сравнительная таблица
стилей
детско-родительских
взаимоотношений (в
%)
№ | Стиль воспитания |
До эксперимента | После эксперимента | ||
основная группа | контрольная группа | основная группа | контрольная группа | ||
1. | Авторитарный | 26 | 24 | 10 | 20 |
2. | Авторитарно-демократический | 58 | 59 | 19 | 60 |
3. | Демократически-авторитарный | 10 | 13 | 49 | 14 |
4. | Демократический | 6 | 4 | 22 | 6 |
Итак, нами выявлено, что до эксперимента
стили детско-родительских
взаимоотношений в обеих группах были
практически одинаково выражены: преобладал
авторитарно-демократический стиль воспитания.
Сравнивая итоги работы по взаимодействию
с родителями, отмечается положительная
динамика эффективности данной работы.
После эксперимента рейтинг контрольной
группы существенно не изменился, а в основной
группе в числе лидеров рейтинга стали
демократически-авторитарный и демократический
стили, что говорит об изменении отношений
родителей к своему ребенку. Взаимоотношения
между ними постепенно переходят от авторитарного
стиля к демократическому, т.е. к личностно-ориентированному
взаимодействию взрослого и ребенка, к
чему мы и стремились подвести родителей.
Выводы
Информация о работе Основы правового воспитания дошкольников