Проведенная
диагностика позволила организовать
работу таким образом, чтобы ребята
сами участвовали в создании общего
фона панно, максимально полно проявили
себя в коллективной работе. Уроки строились
на материалах национальной культуры,
что позволило сделать их еще более интересными,
востребованными и ценными не только в
художественном, но и образовательном
смыслах.
Проделанная
нами практическая работа позволяет
сделать вывод, что художественная
деятельность способствует формированию
коллектива. Учителю ИЗО важно помнить
о том, что коллективную деятельность
нужно формировать постепенно, используя
все стадии и только в этом случае может
быть получен положительный результат.
Заключение
Человек
– существо социальное, и начиная
с малых лет, он должен жить совместно
с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие
и сотрудничество. Этому можно научиться
только в групповом общении и взаимодействии.
Именно этим и объясняется использование
коллективной деятельности.
Результаты
проведенного нами исследования позволяют
нам сделать вывод, что коллективная изобразительная
деятельность решает образовательные
и воспитательные задачи, способствует
формированию у учащихся навыков общения,
развивает речь, умение договориться друг
с другом, видеть и понимать, что человек
нуждается в твоей помощи, развивает у
детей способности к восприятию прекрасного
в самом себе и в другом человеке.
Формы
коллективной деятельности классифицируются
на совместно-индивидуальную, совместно-последовательную
и совместно-взаимодействующую. В педагогической
практике мы использовали эту классификацию
для организации коллективной деятельности
детей. Каждая из рассмотренных форм позволяет
максимально использовать творческий
потенциал каждого участника групповой
работы, вносит в методику ее организации.
В
результате проведенного исследования
мы пришли к выводу, что эффективность
коллективной работы имеет место
при следующих условиях:
- класс осознает
коллективную ответственность за выполненную
творческую работу и получает за ее выполнение
соответствующую социальную оценку;
- организация
выполнения задания осуществляется самим
классом и отдельными группами под руководством
учителя;
- действует
такое разделение труда, которое учитывает
художественные способности каждого ученика
и позволяет каждому проявить себя в общей
деятельности;
- есть взаимный
контроль и ответственность каждого перед
классом и группой.
Таким
образом, коллективная деятельность имеет
огромное значение, как в художественном
воспитании, так и в формировании гармоничной,
развитой, социально активной личности.
Создание коллективных работ детьми способствовало
их эстетическому развитию, развивало
потребность в украшении интерьера школы
совместными работами.
Коллективную
деятельность можно использовать не
только на уроках изобразительного искусства,
ДПИ, художественного труда, но и в других
учебных дисциплинах. Коллективная деятельность,
как игровой прием, способствует активному
вовлечению детей в учебно-воспитательный
процесс. Она может быть использована
и как метод обобщения знаний и умений,
позволяет активизировать процесс их
систематизации и закрепления. Результаты
коллективной деятельности имеют огромное
значение в воспитании активной позиции
учащихся.
Список
использованной литературы:
- Абакумов
В. Г. Декоративно-прикладное искусство.
– М., 1986
- Агафонова
Ю.А. Коллективные работы на уроках изобразительного
искусства и художественного труда или
средство формирования межличностных
отношений. - /Журнал «Начальная школа».
- №12, 2003
- Алтайский
национальный костюм. - Горно-Алтайск:
Г-Алтайское отделение книжного издательства,
1990
- Ардаширова
Г.Т. Основы эстетического воспитания.
- М.: Просвещение, 1986
- Бухвалов
В.А., Плинер Я. Г. Воспитание личности в
коллективе. - М.: Центр «Педагогический
поиск», 2000
- Гуманитарное
исследование в Горном Алтае. Горно-Алтайский
научно-исследовательский институт истории
языка и литературы, 1988
- Журавлев
В.И., Педагогика. Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических
колледжей. /Под редакцией П.И. Пидкастого.
- М., Российское педагогическое агенство,
1996
- Иванов С.
В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских
татар.- Л., «Наука», 1978
- Изобразительное
искусство. 1—7 классы, 8 класс — факультативный
курс: Программы средней общеобразовательной
школы /Под ред. Б.М.Неменского. — М., 1988
- Изобразительное
искусство. Основы народного и декоративно-прикладного
искусства: Программа для образовательных
учреждений. — М, 1994.
- Каплан Н.И.
Очерки истории изобразительного искусства
Горного Алтая. - М.: Госместпромиздат,
1961
- Каташ С.С.
Мифы и легенды Горного Алтая. - Г-Алтайская
типография, 1978
- Колякина
В.И. Методика организации уроков коллективного
творчества. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002
- Комарова
Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество
детей: Учебное пособие. – С.: Педагогическое
общество России, 2000
- Крутельницкая
О., Третьякова А., Учимся жить вместе. /
Журнал «Начальная школа». - №9,
2004
- Кукушкин
В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и
этнопсихология. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2000
- Лабунская
Г.В. Внешкольная работа с детьми по изобразительному
искусству. - М., 1946, с. 97
- Мухина В.
С. Изодеятельность ребенка как форма
усвоения социального опыта. – М., 1981
- Неменский
Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического
воспитания: Книга для учителя. — М., 1987,
с.22
- Огнева Г.Н.
Детям о культуре и искусстве алтайского
народа. – Горно-Алтайское Республиканское
книжное издательство «Юч – Сумер», 1992
- Основы дизайна.
5—9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного
искусства. 1—8 кл.: Программы для общеобразовательных
школ, гимназий, лицеев /Под ред. Т.Я. Шпикаловой.
- М., 1999
- Педагогика:
Учебное пособие для студентов педагогических
учебных заведений / Под.ред. В.А. Сластенина.
– М.: Школа Пресс, 1998
- Педагогическая
энциклопедия: В 2 т. Т. 2. – М., 1982
- Пидкасистый
П. И. Педагогика. – М., 1996
- Подласый
И. П. Педагогика. – М., 1993
- Салтыков
А.Б. Использование народных традиций
в развитии советского прикладного искусства.
- М.: Искусство, 1956
- Таборидзе
М.Д. Эстетическое воспитание школьников:
вопросы теории и методики. - М.: Педагогика,
1988
- Турро И.Н.
Коллективные работы по изобразительному
искусству в системе обучения и воспитания
младших школьников: Автореф. дисс.
канд. пед. наук. — М., 1979, с.63
- Шатинова
Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайское
отделение алтайского книжного издательства,
1981
- Шиянов Е.Н.,
Котова И.Б. Развитие личности в обучении.
– М.: Издательский центр «Академия», 2000
- Шпикалова
Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного
рисования. Пособие для учителя. - М., Просвещение,
1974
- Эдоков В.И.
Алтайский орнамент: Альбом. – Горно-Алтайск,
1971.
- Эдоков В.И.
Очерки истории изобразительного искусства
Горного Алтая. - Горно-Алтайское отделение
Алтайского книжного издательства, 1981
- Эстетическое
воспитание школьников: Метод пособие.
– М., 1999.
- Ячменова
В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному
творчеству с детьми 7-14 лет. – М., Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003