Организация коллективной деятельности учащихся начальных классов на занятиях кружка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Коллективная форма организации учебной работы - это общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах смешанного состава. Коллективная форма организации не нова, она применялась в 20-30 годы в ходе ликвидации неграмотности. Ее преимущества бесспорны , но широкое распространение коллективной деятельности сдерживается сложностями организационно-методического характера.
Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности данной проблемы, что обусловило выбор темы нашей дипломной работы: «Организация коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в начальных классах»

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

    Рассмотрим  более подробно каждый из видов совместной деятельности и их сочетание на уроках изобразительного искусства.

Совместно-индивидуальная форма организации

коллективной  изобразительной  деятельности

    Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

    Несмотря  на кажущуюся простоту организации  совместно-индивидуальной деятельности, учителю на уроке изобразительного искусства необходимо продумать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составлением совместной композиции и ее эстетическое качество.

    Например, на практике очень часто желание  объединить индивидуальные работы в коллективную композицию появляется у учителя в конце самостоятельного труда учащихся. Для этого, как правило, ученикам предлагается вырезать изображения по контуру и наклеить их на общий фон. Но некоторые учащиеся могли изобразить предмет в «среде», из которой «вырывать» его, бывает очень сложно. Более охотно школьники младших классов расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы знают о назначении своего рисунка — стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее, и чем раньше дети будут включены в решение совместной задачи, тем активней будет их индивидуальная изобразительная деятельность.

    Методы  и приемы организации совместно-индивидуальной деятельности учащихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:

  • продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;
  • выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной ком-, позиции;
  • определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах;
  • определить технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединяться или крепиться отдельные детали к общему фону;
  • продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции на классной доске. [13, С.16]

    Роль  организатора коллективной деятельности в начальной школе выполняет учитель. Во фронтальной работе с классом он ставит учебную задачу или занимательную проблему (в зависимости от сценария урока), руководит поиском путей ее решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (темы, объем, размеры и т. д.). Во время индивидуальной работы учеников учитель корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, учителю помогают собрать элементы, детали, части общей композицией помощники из числа успевающих учеников. В конце урока все школьники принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно-индивидуальной работы на уроке изобразительного искусства во многом зависит от методики организации процесса коллективной деятельности и от принципа организации результата коллективной деятельности, т.е. коллективной композиции.

    Если  по сценарию урока учащиеся не знают  о том, что их рисунки станут частью коллективной композиции, то роль учителя в организации коллективного процесса, а также его результата велика. [13, С.17]

    Если  же ученики сами являются инициаторами совместной работы, то они могут выступить и организаторами процесса деятельности, и составителями коллективной композиции, В этом случае учитель является лишь консультантом или может возглавить работу группы, которая составляет коллективную композицию. Таким образом, роль учителя в процессе коллективного творчества зависит от уровня готовности детей к совместной деятельности.

    К достоинствам совместно-индивидуальной формы организации деятельности на уроке изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс, причем занятия могут проходить в любой аудитории (не нужно создания особых условий). Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ученика.

    В приложении 1 показаны схемы, отражающие основные принципы организации совместно-индивидуальной формы работы над коллективной композицией на примере выполнения панно с изображением цветов.

    Первый  из принципов, самый простой —  принцип свободного размещения, т.е. когда элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне. Например, при работе над коллективной композицией «Цветочная поляна» на лист цветной бумаги наклеиваются индивидуально нарисованные цветы, размеры и цвет изображения могут быть разные. Размещение их на общей плоскости ничем не обусловлено. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появившаяся в конце урока на доске, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер школы. По такому принципу организована работа над коллективными панно следующей тематики: «Цветочная поляна», «Ковер из осенних листьев», «Наш аквариум», «Бабочки», «Вальс снежинок», «Зимняя ярмарка» (см. приложение 7), «Выставка дымковской игрушки», «Цирк» (см. приложение 4) и др.

    Главным условием успеха совместно-индивидуальной деятельности над такими коллективными композициями являются представление детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображений, их положения в пространстве индивидуального листа. В младших классах могут использоваться шаблоны для изображения формы изделия или заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно (бабочек, силуэты гжельской посуды, филимоновской игрушки, варежек, шапочек и т.п.).

    Два последующих принципа организации  коллективной композиции — принцип фриза и принцип мозаики — предполагают знакомство детей с будущей композицией до их практической деятельности, так как следует соблюдать ряд условий, которые бы способствовали получению композиционной целостности.

    Основная  проблема при создании декоративно-орнаментального фриза — соблюдение единого языка декоративной стилизации элементов-узоров в орнаментальной композиции фриза. Эта проблема отчасти решается тем, что учитель выдает ученикам определенного цвета бумагу и шаблоны узоров, как показано на примере организации совместно-индивидуальной работы учеников над декоративным фризом «Цветы» (см. приложение 1).

    Легче организовать работу детей над фризовой коллективной композицией, не связанной  с декоративной стилизацией, а построенной с учетом декоративного обобщения, которое свойственно реалистическому рисунку младших школьников. Но, несмотря на кажущуюся легкость организации фризовой коллективной композиции, и здесь при выполнении индивидуального фрагмента коллективной работы необходимо соблюдать следующие условия: единство изобразительного материала и техники;    определенную палитру цвета, если работа выполняется красками или цветными мелками; определенный размер изображения; точное место размещения элемента на листе (линия горизонта, плоскости и т. п.).

    С такими же проблемами сталкивается учитель  при организации совместной работы учеников над композицией, которая составляется по принципу мозаики. Условия совместно-индивидуальной работы над такими композициями могут быть различными. Например, в композиции панно «Цветочная поляна» (см. приложение 1), созданной по принципу мозаики, основными условиями выполнения индивидуальных фрагментов является единство материала и цвет фона, хотя учитель может выдать детям листы заранее затонированной или цветной бумаги для индивидуального изображения цветов. По такому принципу создан фон для коллективных композиций

    В коллективной композиции «Изразцовая  печь» (см. приложение 2)  предусматривается большее количество условий, которые необходимо соблюдать при выполнении элемента-фрагмента общей композиции. Основными из них являются соблюдение единства языка декоративной стилизации природной формы (например, стиль гжельской росписи), соблюдение условной цветовой гаммы, общего цветового фона для узоров.

    Таким образом, условия индивидуальной работы, которая является составляющим элементом коллективной композиции, создаваемой по принципу мозаики, те же, что и при выполнении фрагмента фризовой коллективной композиции: единство материала и техники изображения;   единство языка и приемов стилизации в декоративной композиции;   соразмерность элементов изображения; единство цветового решения (особенно при изображений фона); соблюдение правил размещения изображения на листе индивидуальной работы.

    Четвертый принцип организации совместного  труда над коллективной композицией также предполагает осведомленность детей об участии в совместной деятельности, так как в начале урока анализируется будущая коллективная композиция. Она задается каким-либо предметом или изображением окружающей среды, и школьникам предлагается закончить начатую учителем композицию, что способствует подъему активности детей. По этому принципу выполнена композиция «Букет цветов» (см. приложение 1), где размещение индивидуальных рисунков цветов обусловлено и организовано изображением вазы. По этому же принципу можно организовать работу детей над коллективными панно «Дары осени» (корзина для овощей и фруктов), «Уроки мастера Филимона» (мастер), «Елка в школе» (ель), «Цирк» («арена»), «Чаепитие» (стол с самоваром) и др.

    Индивидуально выполненные иллюстрации к книге  можно собрать в единую композицию и оформить макет книги. Но для успешной работы над макетом необходимо с самого начала направить изобразительную деятельность детей на коллективный результат, требуя соблюдения следующих условий: единство изобразительного материала, техники, стиля и композиционной структуры «страницы». [13, С.21] Объединяет иллюстрации детей обложка книги, которая может быть выполнена группой учащихся на уроке или учителем до урока.

    Достоинством  совместно-индивидуальной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства является не только простота ее организации, но и возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у учащихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причем не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

Совместно-последовательная деятельность и формы  ее организации

на  уроке изобразительного искусства

    Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества учащихся встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением, которое существует среди учителей изобразительного искусства, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

    Действительно, совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на уроке изобразительного искусства не воссоздается промышленный конвейер, а предлагается игра, по условиям которой каждый ученик уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Условия игры не сковывают воображение детей, а ее процесс, дающий возможность не только поработать на воображаемом конвейере, но и пережить чувство ответственности за собственный взнос и за качество конечного результата, имеет огромное воспитательное значение. [13, С.22]

    Процесс выполнения изделия на классном конвейере  отличается от работы производственного конвейера еще и тем, что, учащиеся в отличие от рабочих-сборщиков сами выполняют детали, части собираемого на конвейере изделия. Поэтому совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

    1) индивидуальная работа ученика  над элементом, частью общего изделия;

    2) последовательная работа на конвейере,  связанная со сборкой, определенной  технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

    Если  рассматривать деятельность каждого  ученика, работающего на конвейере, то можно отметить, что на некоторых  этапах есть возможность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности, например, при выполнении узоров на крыльях и хвостах птиц  или декора сарафанов и платков кукол для композиции «Веселый хоровод». Для того чтобы все учащиеся могли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход учащихся с одного рабочего места на другое. Так, когда будет выполнено достаточное количество заготовок основы изделия, учащиеся, работающие на первых, наименее творческих этапах хода конвейера, могут перейти на другие, в том числе на последний этап составления коллективной композиции.

Информация о работе Организация коллективной деятельности учащихся начальных классов на занятиях кружка