Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:23, дипломная работа
Коллективная форма организации учебной работы - это общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах смешанного состава. Коллективная форма организации не нова, она применялась в 20-30 годы в ходе ликвидации неграмотности. Ее преимущества бесспорны , но широкое распространение коллективной деятельности сдерживается сложностями организационно-методического характера.
Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности данной проблемы, что обусловило выбор темы нашей дипломной работы: «Организация коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в начальных классах»
Коллективная композиция «Ярмарка» (см. приложение 10) стала пособием проверки знаний учащихся о народных художественных промыслах. Закрепляя пройденный материал, учитель составляет композицию из изображений изделий, выполненных по мотивам разных художественных промыслов России, а учащиеся должны их классифицировать по видам промыслов и систематизировать изображение на динамическом пособии.
Таким образом, формы коллективной работы являются эффективным способом взаимодействия учителя с учениками, и учеников между собой. У детей появляется умение рефлектировать, а учитель может помочь сформировать адекватную самооценку, навыки сотрудничества, научить делать аргументированный вывод.
Рассмотрев
виды коллективного творчества, мы
пришли к выводу, что использовать
необходимо их все, в четкой последовательности.
Обучив сначала одним, более простым
формам, далее можно переходить к
более сложным. Каждая из форм организации
коллективной деятельности имеет большие
возможности для творческой реализации
учащихся.
Глава 2. Методика организации коллективной деятельности
по изобразительному искусству
2.1. Методические рекомендации по организации
коллективного
творчества
Успех любой деятельности зависит от ее организации, а коллективная работа вообще невозможна без тщательно продуманной методики ведения, без четкого представления о композиции будущего коллективного произведения.
Организация коллективной деятельности на уроке изобразительного искусства требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная. Особенно сложно организовать коллективную работу совместно-взаимодействующей формы, в которой нужно учитывать взаимодействие как внутри групп, так и между группами. Но иногда труд учителя осложняет вовсе не форма коллективной деятельности, а другие причины. Чтобы уберечь молодого учителя от неоправданных затрат сил, а учащихся от разочарования в совместной деятельности и ее результате, изложим основные условия, которыми должен руководствоваться преподаватель при выборе формы, методов коллективной работы.
Учителю изобразительного искусства при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:
— место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока изобразительного искусства;
— возрастные особенности учащихся — участников коллективной изобразительной деятельности;
—
посильность задания и
Рассмотрим подробнее основные условия, учет которых необходим при организации процесса коллективной деятельности учащихся. Коллективная изобразительная деятельность предполагает единый информационный уровень подготовленности ее участников и относительно одинаковый уровень их изобразительных умений и навыков, так как только это гарантирует равную ответственность учащихся за качество результата совместной деятельности. [17, С.31] Поэтому необходимо, чтобы каждая коллективная работа была по возможности более органично связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом. Например, выполнению учащимися 3 класса коллективной композиции «Страна теремная» предшествуют следующие уроки: «Путешествие в теремную страну» (информация по теме), знакомство с особенностями теремного зодчества Древней Руси, выполнение линейных зарисовок русской теремной архитектуры; знакомство с резным декором русского деревянного зодчества, развитие умений составлять геометрический орнамент в полосе и совершенствование навыков силуэтного вырезывания на примере элементов декора русского терема; выполнение изображения по мотивам русского теремного зодчества, работа в малых группах над совместным изображением терема в технике аппликации и составление коллективного панно «Страна теремная».
В методике преподавания изобразительного искусства коллективная деятельность определяется как прием обобщения знаний учащихся, полученных в течение цикла уроков, объединенных единой тематикой. Коллективная деятельность часто используется в качестве методики ведения итогового урока четверти.
Например, в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс, IV четверть «Как говорит искусство» завершается конструированием макета нового микрорайона; 4 класс, I четверть «Искусство твоего народа» — созданием коллективного панно на тему народного праздника; 7 класс, III четверть «Декор, человек, общество, время» — выполнением коллективных панно для игр-викторин, отражающих проявление стиля разных эпох в интерьере, одежде, утвари, а IV четверть «Современное декоративное искусство» завершается большой коллективной композицией (работа в течение пяти уроков), предназначенной для оформления интерьера школы. [9]
При
самостоятельном календарно-
Включение в календарно-тематический план урока коллективной деятельности может быть вызвано общественно значимыми причинами, такими, как подготовка к празднику в школе, к выставке детского творчества, посвященной знаменательной дате, юбилею и т.п. Если коллективная деятельность направлена на оформление интерьера школы, среды проведения праздника, то основное требование к художественно-оформительской работе, ее результату — качество и выполнение всего объема в короткий срок. В условиях урока изобразительного искусства можно достичь хорошего уровня качества при большом объеме, используя в младших классах совместно-индивидуальную форму, а в старших совместно-последовательную.
Коллективные композиции очень эффектно смотрятся на выставке изобразительного творчества детей, поэтому учитель заранее продумывает процесс работы учащихся над коллективной тематической или декоративной композицией. Подготовка и выполнение работы занимают несколько уроков, объединенных в цикл единой темой и целью. Поэтому методика проведения урока, на котором учащиеся сообща выполняют композицию для выставки, принципиально не отличается от методики ведения итоговых обобщающих уроков изобразительного искусства. [13, С.72]
Совместная
деятельность может быть использована
на уроке изобразительного искусства
и как игровой прием, направленный
на активизацию процессов
На уроке изобразительного искусства игровой момент может, с одной стороны, способствовать развитию у детей заинтересованности в совместном результате, активизируя организационный момент коллективной деятельности учащихся. С другой стороны, совместная изобразительная деятельность во многом схожа с ролевой игрой, когда учащиеся или их группа, уподобляясь волшебникам, морозу, мастерам, художникам или бригадам, артелям, цехам, выполняют творческую работу, легко решая сложные учебные и технологические задачи.
Иногда по месту коллективной деятельности в структуре урока можно определить, к какой форме организации относится коллективная работа учащихся, насколько осознана совместная деятельность, каков вклад в коллективный результат каждого из участников. Например, на рисунке 24 показано два примера организации коллективной деятельности на тему «Цирк». В первом случае коллективная работа относится к совместно-индивидуальной форме организации, а во втором — к совместно-взаимодействующей. В первом случае процент совместной деятельности очень мал, она присутствует лишь на последнем этапе. Роль учителя здесь очень велика. Принцип организации коллективного результата — мозаика, которая использована учителем при составлении коллективной композиции во втором случае, предполагает гораздо большее согласование действий учащихся, выполняющих, казалось бы, также индивидуально фрагмент коллективной композиции. Но уже в самом начале дети точно представляют конечную общую композицию и знают о месте своего фрагмента в ее структуре. В процессе индивидуального труда они согласовывают цвет ковра арены, взаимосвязь действий некоторых артистов. Е этому второй способ организации работы учащихся относится к совместно-взаимодействующей форме коллективной деятельности. [13, С.38]
Несмотря на ряд преимуществ, совместно-взаимодействующая деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства обладает одним недостатком — сложностью оценки индивидуальной деятельности каждого ученика. Достоинствами совместно-индивидуальной формы организации коллективной деятельности являются, во-первых, простота организации; во-вторых, возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей деятельности. Потому очень важна самооценка результата коллективной деятельности учащимися, анализ ее достоинств, выявление ошибок и путей их исправления, доработка и обобщение коллективной композиции.
Таким
образом, мы делаем вывод, что выбор формы
и методики организации совместной деятельности
во многом зависит от типа урока изобразительного
искусства, его основной цели: сообщить
новый материал, закрепить пройденный
или обобщить знания учащихся, полученные
в течение нескольких уроков. Коллективная
деятельность может быть использована
в качестве средства активизации учебно-воспитательного
процесса, направленного на достижение
поставленных задач на уроке.
2.2 Методика проведения занятий
с
элементами коллективного
творчества
В первой главе мы подробно рассмотрели теоретические основы коллективной деятельности, виды и формы коллективной работы. Проследим на конкретных примерах методику вовлечения детей в коллективную деятельность, выделим приемы организации процесса коллективного творчества и принципы составления коллективных композиций. Тематика работ составлена с учетом национально-регионального компонента и апробирована на преддипломной практике. Справочный материал к занятиям содержится в приложении.
Тема занятия: Интерьер алтайского аила
Цели и задачи: дать представление об истории алтайского аила, рассказать о видах аилов. Научить рисовать предметы быта в карандаше и в цвете. Развивать глазомер, моторику пальцев, умение правильно показывать цвет, составлять панно. Воспитывать интерес к истории родного края, патриотизм, чувство коллективизма.
Оборудование: иллюстрации аилов, предметы быта, фон, карандаши, краски. Альбомные листы, клей, ножницы. Макет аила для коллективной работы (фон).
Краткое программное содержание:
– Ребята, скажите, в каком жилище жили алтайцы в давние времена?
– Да, они жили в алтайских аилах, которые называются чадыром.
- Как
вы думаете, они были
Учитель сообщает о видах аилов.
- Какие
вы знаете традиционные
Учитель
рассказывает об устройстве аила, предметах
быта и их применении.