Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:23, дипломная работа
Коллективная форма организации учебной работы - это общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах смешанного состава. Коллективная форма организации не нова, она применялась в 20-30 годы в ходе ликвидации неграмотности. Ее преимущества бесспорны , но широкое распространение коллективной деятельности сдерживается сложностями организационно-методического характера.
Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности данной проблемы, что обусловило выбор темы нашей дипломной работы: «Организация коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в начальных классах»
Распределение предметов быта. Ученики выбирают те предметы, которые они будут рисовать. Сначала выбираются крупные предметы, затем более мелкие.
3. Практическая работа.
Прежде, чем приступить к работе, вы должны определить размер предмета, его высоту и ширину. Для этого подходите к изображению аила и отмечаете примерно высоту и ширину изделия.
Приступаем к работе.
Сначала обсуждается какой предмет где должен находиться. В первую очередь приклеиваются самые большие и главные предметы (кровать, стол, очаг), затем более мелкие.
Ученики подходят к доске и приклеивают нарисованные предметы в соответствующее место.
- Посмотрите
на доску. Какой чудесный аил у
нас получился. Ученики высказывают свое
мнение по поводу выполненной работы,
что им удалось, что не совсем удовлетворяет
их.
Тема занятия: Алтайская национальная одежда. Журнал мод.
Цели и задачи: Рассказать о различных национальных мужских и женских костюмах, научить рисовать человека в национальном костюме. Развивать моторику пальцев, глазомер, умение правильно показывать цвет, пропорции. Воспитывать любовь к малой Родине, чувство коллективизма.
Оборудование: Обложка журнала (готовится учителем), Рисунки одежды, последовательность рисования человека, альбомные листы, краски.
Краткое программное содержание:
1.Вступительная беседа.
Учитель рассказывает о разновидностях алтайского костюма. Выявляются основные типы одежды, цвета.
2. Коллективное обсуждение.
Учащиеся выбирают те костюмы, которые они хотят нарисовать, делают эскизы.
3. Объяснение последовательности рисования человека:
5. Составление коллективного журнала.
Ученики сдают готовые работы, которые помещаются в заранее приготовленный журнал.
6. Анализ выполненной работы.
Коллективный
журнал рассматривается всеми. Высказывается
мнение о том, где можно его
использовать, что еще можно в
него добавить.
Тема занятия: Национальный праздник Эл-Ойын. 3 занятия
Цели и задачи: Рассказать об истории праздника Эл-Ойын, о видах национальных спортивных игр, научить рисовать наброски человека в движении. Развивать глазомер, моторику рук, умение передавать движение, составлять композицию, передавать цвет. Воспитывать патриотизм, коллективизм, умение общаться, договариваться, любознательность.
Оборудование: таблица последовательности рисования человека, рисунки спортивных игр, подвижные модели человека, фотографии. Альбом, краски, палитра. Кисточки.
Краткое программное содержание:
На первом занятии проводится беседа о празднике и спортивных играх. Ребята рассматривают фото, рисунки, таблицы. Выполняют наброски фигур в движении.
На втором занятии каждый выбирает вид спора и согласовывает с другими детьми. Выполняются наброски в карандаше, согласуясь с общей композицией.
На третьем занятии выполняется композиция в цвете. Все работы объединяются в одну. Общий фон рисуется в едином стиле и колорите.
Анализ
выполненной работы проходит в форме
выставки в фойе школы.
Мы
считаем, что приведенные выше примеры
занятий показывают, как реализовать
на практике все формы коллективной работы.
Однако, учителю необходимо помнить, что
коллективное обучение – это такое обучение,
при котором коллектив обучает и воспитывает
каждого члена и каждый член активно участвует
в обучении и воспитании своих товарищей
по совместной творческой работе.
2.3
Диагностика уровня
развития коллектива
Реализуя цель исследования «выявить воспитательно-образовательные возможности коллективной изобразительной деятельности», мы провели кружковую работу в 3 классе Еловской средней школы имени Эркемена Матыновича Палкина. Целью работы кружка было проведение занятий по всем формам организации коллективной деятельности и как следствие – формирование навыков работы в коллективе.
Для изучения уровня сформированности коллектива мы применили диагностику: «Какой у нас коллектив»
Методика «Какой у нас коллектив?»
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом, определить, насколько они считают его спаянным, крепким, единым при выполнении общественно значимых задач.
Ход выполнения. Учитель объясняет учащимся, что в своем развитии любой коллектив проходит ряд ступеней и предлагает школьникам образные описания различных стадий развития коллективов. Далее учитель просит ребят определить, на какой стадии развития находится их класс, обратить внимание на то, к каким ступеням развития всем надо еще стремиться.
Образное описание стадий развития коллектива
1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок — отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней — разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом — не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и комсомольский вожак, и просто авторитетный ученик, и классный руководитель) этот материал превращается красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины.
На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в классе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание — это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» — актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
4 ступень. «Алый парус». Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.
Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив — тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего знаменем сердца дорогу другим.
Обработка полученных данных. На основании ответов учащихся учитель может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных ими.
Результаты тестирования:
1 | Амыев Э. | V | «Горящий факел» |
2 | Дибакова Э. | IV | «Алый парус» |
3 | Ептеев А. | II | «Мягкая глина» |
4 | Мамадакова К. | V | «Горящий факел» |
5 | Постоева В. | V | «Горящий факел» |
6 | Постоев К. | V | «Горящий факел» |
7 | Санашкина А. | IV | «Алый парус» |
8 | Теркина В. | V | «Горящий факел» |
9 | Теркин А. | V | «Горящий факел» |
10 | Тужулкина К. | I | «Песчаная россыпь» |
11 | Течинова А. | IV | «Алый парус» |
12 | Чичияков А. | III | «Мерцающий маяк» |
13 | Шалбыкова С. | V | «Горящий факел» |