Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:23, дипломная работа
Коллективная форма организации учебной работы - это общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах смешанного состава. Коллективная форма организации не нова, она применялась в 20-30 годы в ходе ликвидации неграмотности. Ее преимущества бесспорны , но широкое распространение коллективной деятельности сдерживается сложностями организационно-методического характера.
Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности данной проблемы, что обусловило выбор темы нашей дипломной работы: «Организация коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в начальных классах»
Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, поздравительные открытки, декоративное убранство зала, сцены, елочные украшения и т.п. Из тематики приведенных примеров видно, что совместная деятельность учащихся, организованная по принципу конвейера, всегда имеет практический, общественно значимый результат. К тому же производительность художественного труда учащихся гораздо выше, когда они работают «на конвейере». На практике был проведен эксперимент, в котором приняли участие ученики одного класса. Им была предоставлена возможность выбора формы работы: индивидуальная и совместно-последовательная (по принципу конвейера). Класс разделился на две большие группы: первая — учащиеся, работающие индивидуально, вторая — учащиеся, выполняющие задание совместно-последовательно. В конце урока выяснилось, что учащиеся, работающие «на конвейере», выполнили задание на 120%, тогда как работающие индивидуально лишь на 75%, так как многие из них не успели выполнить задание за время урока. В первой группе наблюдался высокий уровень общения учащихся, взаимодействия и взаимопомощи. [13, С.23]
Большую
роль в организации совместно-
Методика организации работы по принципу конвейера показана на примере выполнения мобиля «Стая птиц» (см. приложение 5), сувенирных кукол (см. приложение 6).
К совместно-последовательной форме можно отнести изобразительную деятельность учащихся, организованную по принципу эстафеты. Итогом совместной деятельности, организованной по этому принципу, может оказаться декоративное панно, по композиции ничем не отличающееся от коллективной работы, выполненной в ходе совместно-индивидуальной деятельности. Но принципиально отличается сам процесс создания коллективной работы. Во время «изобразительной эстафеты» ученики поочередно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое уже сделано предыдущими учениками. В качестве эстафетной палочки на уроке изобразительного искусства может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбик с клеем.
В младших классах композиция будущего коллективного панно часто задается учителем, например: графический абрис Жар-птицы и ледяного замка (см. приложение 3), силуэт корзины для грибов и т.п. В старших классах и композиция, и последовательность ее выполнения может быть продумана самими учащимися. В процессе изобразительной эстафеты активизируется чувство композиции учащихся, так как каждый, привнося свой элемент в общую композицию, старается не разрушить ее целостность, уравновесить ее части и сохранить колорит и стиль изображения. Поэтому у участников изобразительной эстафеты так же высоко чувство ответственности за коллективный результат, как и у тех, кто работает на художественно-производственном конвейере.
Организовать совместную деятельность по принципу эстафеты легче, чем работу конвейера, но у изобразительной эстафеты есть один существенный недостаток. Наиболее остро он проявляется в том случае, когда изобразительная эстафета предполагает поочередную работу учеников непосредственно на общем фоне, поле листа коллективной композиции, например, выполнение кистью какого-либо ее фрагмента. На общем листе могут рисовать одновременно не более двух-трех человек, поэтому остальные томятся в ожидании своего выхода к коллективной композиции. Чтобы сократить время ожидания выхода к доске, можно разбить класс на три группы и вести параллельно три коллективных композиции, т.е. предоставить лист для каждого классного ряда. В таком случае возникает ситуация соревнования больших групп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы — «эстафета».
Совместно-взаимодействующая форма деятельности учащихся
на уроках изобразительного искусства
Совместно-
Но, несмотря на сложность организации взаимодействия в процессе коллективной изобразительной деятельности на уроке, именно эта форма привлекает учителя изобразительного искусства и дает широкие возможности для педагогического творчества.
Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей, так как она является результатом коллективного творческого мышления и планирования. Художественное сотворчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается ее составлением из частей, фрагментов и обобщением.
Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.
Практика дает различные варианты организации взаимодействия учащихся на уроках коллективной изобразительной деятельности. [13. С.26]
В основном это организация работы в группах, малых и больших — одни рисуют на плоскости общей композиции, другие выполняют части или элементы данной композиции.
В
младших классах наиболее распространена
самая простая по организации
форма совместно-
Деление класса на группы, объединяющие разное количество учащихся, оправдано тем, что части, компоненты коллективной композиции различаются между собой сложностью конструкции и декора, а это приводит к неодинаковой затрате времени. Например, в работе над коллективным панно «Наш город» (см. приложение 9), где предполагается изображение зданий, различных по назначению, конструкции и декору, рекомендуется организовывать работу по группам от двух до четырех человек. Используя эту методику, можно выполнить разнообразные фризовые коллективные композиции, макеты города или игровой площадки.
Если цель урока изобразительного искусства — обобщить знания, полученные на занятиях блока уроков, и учитель выбирает коллективную работу как прием обобщения знаний, то коллективная деятельность детей организуется по группам с разнотематическими заданиями.
Например, в работе над коллективным панно «Масленица» (см. приложение 12) приняли участие несколько групп: 1-я группа учащихся выполняла фон коллективной композиции — городскую среду: архитектуру и небо (плоскость заснеженной земли — белый лист бумаги); 2-я группа — торговые ряды ярмарки: палатки, лотки; 3-я группа — ярмарочные балаганы, цирковые и театральные; 4-я группа — увеселительные сооружения и аттракционы: качели, карусели, горки и т.п.; 5-я группа — фигуры людей: торговый люд и покупатели, артисты и зрители, гуляющие, развлекающиеся и др.
При выполнении декоративной композиции большого размера следует вести совместную работу по принципу мозаики. Этот принцип рассматривался нами в разделе организации совместно-индивидуальной работы учащихся, но там мы писали о принципе организации коллективного результата, а в данном случае речь идет об организации процесса совместной работы по принципу мозаики.
Сама методика организации процесса коллективной деятельности совместно-взаимодействующей формы отличается от совместно-индивидуальной работы. Во-первых, тем, что исходная композиция не задается учителем, а сочиняется коллективом учащихся, т.е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие детей, сотворчество. Во-вторых, выполняя фрагмент коллективной композиции, учащиеся объединяются в малые группы, в которых происходит непосредственное взаимодействие в ходе работы. Поэтому коллективное творчество учащихся в совместно-взаимодействующей деятельности не сводится лишь к решению проблем итоговой композиции, как в совместно-индивидуальной деятельности.
Таким
образом, основными этапами совместно-
—совместное составление эскиза коллективной композиции, разработка ее колористического решения, выбор материала и технологии выполнения коллективной работы;
—выполнение картона эскиза, расчленение его на составные части и организация групп учащихся для создания фрагментов композиции;
—выполнение частей композиции в материале индивидуально или в малых группах;
—монтаж коллективной композиции, ее анализ, обобщение и эстетическая оценка. [26]
По этой методике организована коллективная работа над панно «Весна» (см. приложение 8), над эскизом декораций к спектаклю «Кот в сапогах» (см. приложение 13), а также можно создать следующие коллективные декоративные композиции: «Древо жизни», «Мать Земля» и др.
Совместно-
На практике часто встречается сочетание различных форм и методов организации совместной работы учащихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, что говорит об относительной самостоятельности каждой из форм организации коллективного изобразительного творчества. На уроках изобразительного искусства учитель при организации коллективной деятельности учащихся в больших и малых группах допускает индивидуальную работу отдельных учеников, результат их труда находит место в коллективной композиции.
Наряду с коллективными панно, макетами или пространственными композициями в конце уроков изобразительного искусства появляются временные тематические выставки индивидуально выполненных детских работ, которые при продуманной организации и демонстрации на общем фоне становятся примером работы коллектива учащихся. Необходимо продумать технологию монтажа выставок, так как они имеют временный характер. В приложении показаны несколько способов организации коллективных выставок. Объединяя индивидуальные работы учащихся изображением общей среды: природы, улицы, витрины и т.п., устанавливается связь детских работ с жизнью и реализуется один из дидактических принципов художественного образования — тесная связь обучения с жизнью.
Использование
карманов для крепления элементов
на одной плоскости послужило
поводом к организации