Организация коллективной деятельности учащихся начальных классов на занятиях кружка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Коллективная форма организации учебной работы - это общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах смешанного состава. Коллективная форма организации не нова, она применялась в 20-30 годы в ходе ликвидации неграмотности. Ее преимущества бесспорны , но широкое распространение коллективной деятельности сдерживается сложностями организационно-методического характера.
Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности данной проблемы, что обусловило выбор темы нашей дипломной работы: «Организация коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в начальных классах»

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

    В 30-е гг. произошла радикальная  смена целей и содержания преподавания изобразительного искусства в школе. Основными задачами предмета «рисование»  было обучение детей основам изобразительной грамоты, развитие умения и навыков рисования различных предметов с натуры и по памяти. Рисование с натуры стало основным методом обучения. Содержание программы по рисованию, направленное на развитие индивидуальных знаний, умений и навыков, исключило возможность совместной деятельности детей на уроках.

    Коллективное  творчество надолго оставалось уделом методики внеклассных и внешкольных  занятий по изобразительному искусству. Этот метод использовался педагогами в основном на занятиях декоративно-прикладного искусства при выполнении общественных работ, связанных с оформлением праздников: изготовление елочных украшений, плакатов, лозунгов, стенных газет, декоративных фризов и т.п. [17, С. 97]

    Лишь  в начале 60-х гг. были предприняты  попытки использовать совместную изобразительную деятельность детей как средство активизации изобразительного творчества на уроке рисования в начальных классах (Г. В. Лабунская, Е. Е. Рожкова, В. Н. Ветров, Т. Я. Шпикалова). Коллективная деятельность как игровой прием активно применялась на занятиях рисованием в детском саду. О значении совместной изобразительной деятельности в воспитании дошкольников писали Н. П. Сакулина, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова и др. [31]

    В 70-е гг. в рамках диссертационного исследования И.Н.Турро было определено значение коллективной деятельности в художественном образовании младших школьников, дан наиболее полный анализ существующих видов коллективной изобразительной деятельности и их классификация. [28, С.63] Автором отмечалось, что сам процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности.

    В работе И.Н.Турро подчеркивалось, что  коллективные занятия создают благоприятные  условия для общения детей  друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью.

    Многие из положений работы И.Н.Турро, созвучные идеям педагогов 20-х гг., и сегодня не утратили актуальности, в частности, проблема коллективной деятельности детей, наиболее существенная в теории художественной педагогики, а предложенная методика организации совместной изобразительной деятельности учащихся приемлема для современного урока не только в начальной школе, но и в старших классах.

    В конце 70-х и в начале 80-х гг. лаборатория изобразительного искусства  НИИ художественного образования  АПН СССР осуществляла Всесоюзный эксперимент по определению нового содержания, форм и методов художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного воспитания, Союза художников СССР и многолетнего эксперимента впервые включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ.

    Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни. [19, С.22] В программе «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного творчества» под редакцией Т. Я. Шпикаловой также высоко оценивается коллективная деятельность как метод поведения уроков-праздников, уроков обобщения знаний учащихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства. По мнению авторов программы, осознание учащимися основ соотношения индивидуального и коллективного в национальных художественных традициях декоративно-прикладного искусства активизирует их творческую деятельность в процессе изучения народных художественных промыслов и создания художественного образа вещи, выполненной в традициях народного искусства. [10, С.211]

    В конце 90-х гг. вышло учебное пособие  Т.С.Комаровой и А.И.Савенкова «Коллективное творчество детей», в котором коллективная деятельность рассматривается как эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Авторы пишут: «Коллективная форма организации изображения дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественно ценностных мотивов». [14, С.8] Совместный труд, по их мнению, обладает качествами, способными стимулировать интерес к изобразительной деятельности и развивать творческую активность детей. Именно то обстоятельство, что детям нравится работать сообща, что их радует сопричастность к полученному общему художественному продукту, определяет необходимость разработки и внедрения коллективных форм в практику художественного воспитания детей.

    Учебное пособие, разработанное Т.С.Комаровой  и А.И.Савенковым, предназначено  для педагогов дошкольных учреждений. В нем рассматриваются разнообразные  формы и методы организации коллективной деятельности на занятиях изобразительным искусством с дошкольниками. Однако эти методы могут быть использованы и на уроках изобразительного искусства в школе. [14]

    Таким образом, коллективная деятельность имеет  огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Коллективная деятельность на занятиях

по  изобразительному искусству 

    В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельность популярна среди учителей как наиболее эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству, и поэтому преподаватели ищут новые формы и методы ее организации. Анализируя опыт учителей изобразительного искусства, нельзя не заметить, что многие из форм, несмотря на авторские названия, например «эстафета», «конвейер», «коллективно-производственная», «совместно-последовательная», по сути одна и та же форма коллективной деятельности, в основе которой лежит последовательное выполнение отдельной технологической операции процесса изготовления части или элемента какого-либо изделия одним учеником. Но вот методика организации работы такого конвейера может быть разнообразна настолько, что коллективная деятельность из разряда совместной операционно-технологической перейдет в разряд художественно-творческой или занимательно-игровой. Следовательно, чтобы обобщить опыт многих, сделав его доступным для каждого, потребуется привести все известные формы к единой системе.

    Знание  классификации форм коллективной деятельности необходимо для того, чтобы сознательно перенимать чужой педагогический опыт и, понимая принцип организации работы учащихся над коллективной композицией, подбирать адекватные методы и приемы ведения коллективного труда с учетом возрастных особенностей учащихся, целей урока и специфики технологии изобразительной или декоративно-прикладной деятельности. Затем, знание разных форм и методики проведения коллективных занятий активизирует собственное педагогическое творчество учителя, наполняя известную форму работы новым содержанием, новыми приемами активизации художественной деятельности и обобщения коллективного результата.

    Таким образом, и теоретикам, и практикам нужна четкая, выверенная классификация видов коллективной деятельности, система методов и приемов ее организации. [13, С.12]

    В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.

    Автор первой классификации — М.Н.Турро, исследовавший еще в 70-е гг. образовательные  и воспитательные возможности коллективных работ по изобразительному искусству в начальных классах. [28, С.64] В основу его классификации коллективных работ были положены особенности организации совместной изобразительной деятельности учащихся. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно-производственная.

    1. Фронтальная форма, при которой  коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

    2. Комплексная форма предполагает  выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

    3. Коллективно-производственная форма,  при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.

    К сожалению, опыт М.Н.Турро в свое время не получил развития, так как содержание программы по изобразительному искусству в 70-е гг. не способствовало широкому внедрению коллективных форм работы в практику школы. На уроках рисования в 70 — 80-х гг. популярна была лишь наиболее легкая форма совместной деятельности — фронтальная, которая получила позже название индивидуально-коллективной. Методика организации коллективной деятельности этой формы такова: разбить большое изображение на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить фрагменты в единое и доработать. Таким образом, лишь в заключение деятельность учащихся напоминала коллективную. Сложность организации коллективного результата заключалась в том, что умения детей были разного уровня и не было согласованности в эстетических представлениях учеников. [13, С.13]

    В ходе экспериментальной работы над  содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б. М. Неменского учителями-экспериментаторами были выявлены несколько видов коллективной деятельности, которые позже были систематизированы по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу к классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делятся на: парные — работа в паре, например, учащихся, сидящих за одной партой; групповые — в небольших группах по 3-5 человек; коллективные — работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом. Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности, к сожалению, раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции. Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. [14, С.76] В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.

    Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что  участники вначале работают индивидуально  с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

    Эта классификация совместной деятельности на занятиях изобразительного искусства созвучна системе видов коллективной работы, предложенной И.Н.Турро, но ее отличает более тонкая внутренняя дифференциация методов организации коллективного труда. Мы выбираем ее для обобщения нашего опыта организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства еще и потому, что каждая из представленных в ней форм совместной деятельности не препятствует делению класса на пары, малые или большие группы при выполнении коллективной работы. Сочетание же индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразие в методику ее организации. Кроме того, мы допускаем комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного творчества учащихся.

Информация о работе Организация коллективной деятельности учащихся начальных классов на занятиях кружка