Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:26, курсовая работа
Цель: выявить условия эффективного усвоения нового учебного материала учащимися начальных классов
Задачи:
изучить педагогическую и методическую литературу
выявить критерии усвоения нового учебного материала учащимися
выявить условия успешного усвоения нового учебного материала учащимися
Глава 1. Структура и методика урока усвоения новых знаний 5
1.1. Возрастные особенности младших школьников 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения
знаний 8
1.3. Структура урока усвоения новых знаний 13
1.4. Деятельность учителя по организации изучения нового
материала учащимися 17
Глава 2. Особенности организации деятельности учителя
начальных классов по изучению нового материала учащимися 27
2.1. Способы организации учителем изучения нового материала учащимися и критерии его усвоения 27
2.2. Аспектный анализ уроков во 2 «а» классе школы №21 «Организация деятельности учителя по успешному усвоению нового учебного материала учащимися» 28
2.3. Условия эффективного усвоения нового учебного материала
учащимися
Приложение 1
Конспект урока
Тема: Природные зоны холодного пояса
Цель: Познакомить с особенностями природных зон холодного пояса
Задачи:
1) познакомить с природой холодного пояса;
2) развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, развивать устную речь;
3) воспитывать любовь и интерес к природе.
Класс: 2 «а»
Оборудование: доска, карта, атлас, таблица по природным зонам, иллюстрации.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (2 мин) | |
Проверяет готовность класса к уроку. | |
Проверка д/з, актуализация знаний (5 мин) | |
- На прошлом уроке мы - Какие природные зоны вы знаете?
- Чем они отличаются? - Что происходит при движении от полюсов к экватору? - Почему это происходит? |
- Природные зоны холодного пояса, умеренного пояса, жаркого пояса. - Климатом. - Климат
становится теплее. - На севере лучи солнца падают наклонно и плохо нагревают поверхность земли. |
Постановка темы и цели (1 - 2 мин) | |
- Ребята, сегодня мы начнём знакомство
с природными зонами. Сегодня
на уроке мы отправимся в
путешествие по природным Вы выступите в роли исследователей. В течение путешествия нужно заполнить таблицу. (Таблица начерчена на доске. Учащиеся чертят её в тетрадях) |
|
Изучение нового материала (25 - 30 мин) | |
- Ребята, представьте, что вы очутились
на северном полюсе. Что можно увидеть
вокруг?
- Верно. Что ещё вы знаете о северном полюсе? - На
северном полюсе очень холодно
круглый год. Температура (Вывешивает на доску иллюстрации) - Ребята, как вы думаете на северном полюсе день и ночь такие же, как у нас? - На северном полюсе есть полярный день и полярная ночь. Они длятся по полгода. (рассказ) - А
слышали ли вы такое - Что это? - Северное сияние - это словно разноцветный, сияющий занавес колышется в небе. - Ребята,
мы поговорили о климате, - Конечно,
могут. Давайте заглянем в - Правильно. А ещё там обитает кит - самое большое млекопитающее. (Показывает изображения) - Как вы думаете, есть ли на полюсе птицы? - Правильно. Там живут такие птицы, как кайра, гагарка, чайка. (Рассказывает о нескольких птицах) - А какое самое известное животное полюса вы знаете? - Правильно. (Рассказывает о белом медведе) - Ребята, как вы думаете, как животные приспосабливаются к условиям северного полюса? (Беседа,
о том, как животные - У белого медведя, например, широкие лапы, чтобы не проваливаться в снег. Также у него белая окраска, чтобы его не было видно на фоне снега. - Если мы попробуем переселить на полюс некоторых животных из нашей местности, смогут ли они выжить? Почему? - Давайте
попробуем составить цепь - Ребята, какие данные мы должны внести в таблицу? - Мы
исследовали северный полюс. - Верно. А как мы можем туда попасть? - Как вы думаете, что такое тундра? - Тундра – это холодная безлесная равнина. (вывешивает изображение) - Какой может быть климат в тундре? (Рассказ о климате) - Как вы думаете, какие там могут быть растения? (Вывешивает
изображения различных Какие из этих растений могут быть в тундре? Почему? - Как это связано с климатом? В тундре растут такие растения, как морошка, голубика, брусника, полярная ива, карликовая берёза, а также мхи и лишайники. - Посмотрите
на иллюстрации. Каких - В тундре живут такие животные, как лемминг, белая сова, северный олень, кулик, песец, белая куропатка. - Почему в тундре живут именно эти животные? Как они приспосабливаются? - У оленя широкие копыта, поэтому он не проваливается в снег. У многих животных есть густой мех, поэтому они не мёрзнут. - Давайте
посмотрим, чем питаются (На
доске таблички с названиями
животных, растений. Нужно поставить
стрелки между элементами - Давайте
заполним таблицу. Какие |
- Снег, лёд. - Там
очень холодно. - Нет - Да - Явление на северном полюсе - Да - Морж,
тюлень, пингвин. - Да - Белый
медведь. - У них
есть жир, мех. - Нет. Они не приспособлены к тем условиям.
(высказывают свои варианты) - Климат:
температура до -60; животные – морж, тюлень,
кит, белый медведь, пингвин; растения
- полярный мак, мхи, лишайники; интересные
факты – северное сияние, кит – само большое
млекопитающее. - В
тундру. - На
корабле - Природная
зона, где нет деревьев. - Там
холодно - Трава - Там
могут быть маленькие растения,
потому что там очень холодно.
- Олень,
сова. - Там
нет крупных животных, потому
что им негде прятаться. - Климат: много осадков, температура до -50; Растения – карликовая берёза, морошка, голубика, брусника; Животные – песец, волк, северный олень, лемминг, куропатка; Интересные факты – лето продолжается 1 месяц. |
Обобщение материала (5 мин) | |
- Ребята, давайте вернёмся в класс.
Что мы сегодня изучали? Что
больше всего вам запомнилось
из нашего путешествия?
- Каждая природная зона имеет свои особенности. Всегда можно узнать много интересного о природе. |
- Мы изучили
природные зоны холодного (Учащиеся высказывают свои мнения) |
Подведение итогов (2-3 мин) | |
Выставляет оценки. |
Приложение 2
Конспект урока
Тема: Лесная зона умеренного пояса
Цель: Познакомить с особенностями лесной зоны умеренного пояса
Задачи:
1) познакомить с природой лесов
2) развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, развивать устную речь;
3) воспитывать любовь и интерес к природе
Оборудование: карта, атлас, иллюстрации
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин) | |
Проверяет готовность класса к уроку. | |
Актуализация знаний (5 мин) | |
- Ребята,
о чём мы говорили на прошлом уроке?
- Какой
пояс следует за холодным? - Верно.
Как вы думаете, почему пояса
так называются? - Верно.
Что происходит при движении
на юг? - Как вы думаете, почему в холодном поясе нет деревьев? |
- О холодном
поясе - Умеренный - Из-за
климата. В холодном поясе - Становится теплее. Лучи солнца падают под другим углом. - В холодном поясе деревьев нет, потому что там мало влаги. Им не хватает питательных веществ для роста. |
Постановка темы и цели урока (2 мин) | |
- Как
вы думаете, о чём мы сегодня
будем говорить?
- Правильно.
А точнее тема сегодняшнего
урока – леса умеренного пояса. |
- Об умеренном поясе. |
Новая тема (25 мин) | |
(На
доске прикреплена карта)
- Ребята, откройте атласы и посмотрите, где находится умеренный пояс. Покажите его на карте. (Один ученик показывает на большой карте. Учитель поправляет при необходимости) - Каким цветом выделена лесная зона? Посмотрите, какую территорию занимает лесная зона в умеренном поясе. - В
умеренном поясе становится - Посмотрите,
после тундры начинается Что такое тайга? - Тайга – это хвойный лес. - Какие хвойные деревья вы знаете? - Правильно. А ещё есть пихта, кедр. (Вывешивает на доску изображение тайги) - Как вы думаете, почему на севере растут именно хвойные деревья? - Верно. Иголки – это приспособление растений к холоду. С иголок испарятся меньше влаги, чем с листьев. - Какие животные есть в тайге? Как они приспосабливаются? - В тайге живут такие животные, как лось, олень, белка, ястреб, глухарь. Давайте немного отдохнём и отгадаем кроссворд. (Кроссворд нарисован на доске. Учитель читает вопросы, учащиеся говорят ответы, учитель вписывает в кроссворд) - Что происходит при движении на юг? - Правильно. И поэтому появляются лиственные и смешанные леса. А ещё южнее появляются широколиственные леса. Какие лиственные деревья вы знаете? Давайте посмотрит в атласе, какие деревья там растут. (Вывешивает на доску иллюстрации) - Каких животных смешанного леса вы знаете? - А в какой зоне живём мы с вами? - А сейчас давайте посмотрим, как вы знаете животных лесной зоны. Выберите из данных картинок те, на которых изображены животные лесной зоны умеренного пояса. (Картинки вывешены на доску) |
- Зелёным - Лес - Ель,
сосна - Там
холодно. Лиственные деревья не могут
там расти. - Медведь,
волк, рысь. - Становится
теплее. - Берёза,
осина. (называют
свои варианты) - В
зоне смешанных лесов (учащиеся называют свои варианты) |
Обобщение (5 мин) | |
- Итак,
ребята, с чем мы сегодня - Что
нового вы узнали на уроке? - Лесная
зона умеренного пояса очень
разнообразна по количеству |
- С лесной
зоной умеренного пояса.
- На
севере находится тайга, |
Итог урока (5 мин) | |
Учитель
выставляет оценки.
Домашнее
задание – приготовить |
Приложение 3
Конспект урока
Тема: Засушливые зоны умеренного пояса
Цель: Познакомить с особенностями засушливых зон умеренного пояса
Задачи:
1) познакомить с природой засушливых зон;
2) развивать внимание, умение анализировать, синтезировать, обобщать, развивать устную речь;
3) воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
карта, атлас, иллюстрации, три полотенца,
вода
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (2 мин) | |
Проверяет готовность класса к уроку | |
Актуализация знаний, проверка д/з (10 мин) | |
- Ребята,
вспомните, о чём мы говорили
на прошлом уроке.
- Домашним заданием было сообщение о животном. - Что происходит при движении на юг? - Как вы думаете, легко ли деревья переносят жару? – Что происходит при движении на юг с увеличением температуры? - Деревьев становится меньше, так как им не хватает влаги. Таким образом лесная зона переходит в степную, а затем и в пустынную. |
- О лесной
зоне умеренного пояса Выступают
с сообщениями. - Становится теплее.
- Нет.
- Деревья погибают. |
Постановка темы и цели (1 мин) | |
- Итак, тема сегодняшнего урока – засушливые зоны умеренного пояса. Мы познакомимся с особенностями степей и пустынь умеренного пояса. | |
Новая тема (23 - 25 мин) | |
- Что
такое степь?
- Степь – природная зона, где нет деревьев и очень большое разнообразие травянистых растений. Давайте посмотрим на карту и найдём степь. (Учащиеся
смотрят в атласах, затем - Как вы думаете, какой климат в степи? - В степи летом очень жарко, а зимой очень холодно и бывают сильные ветра. Там мало осадков. - Есть ли в степи деревья? Давайте попробуем провести опыт. В конце урока мы узнаем, почему в степи нет деревьев. (Закладывает опыт: смачивает водой три полотенца, одно расправляет и кладёт на батарею, другое кладёт в скомканном виде на батарею, третье кладёт в скомканном виде вдали от батареи.) - В степи нет деревьев. А что там растёт? (вывешивает иллюстрации) На какую природную зону она похожа? - Почему? - А
чем степь отличается от - Давайте сравним степь с лесной зоной. Есть ли у них сходства? - А
отличия? - Как
вы думаете, будут ли - Верно.
В степи очень плодородные
почвы – чернозём. Поэтому там
огромное количество видов Рассказ о животных (Показывает на иллюстрациях) - Почему там обитают такие животные? - Давайте попробуем составить цепь питания в степи. (На доске прикреплены картинки с животными. Учащиеся по-очереди составляют свои варианты цепей питания) - Ребята, продвигаясь дальше на юг, мы ощутим ещё большую жару. Где мы окажемся? - Правильно. Что при этом происходит с природой? - Верно. Давайте найдём на карте зону пустынь. - Что
вы знаете о пустыне? - В
пустыне умеренного пояса - Какие растения пустыни вы знаете? - Верно. А ещё там есть верблюжья колючка, солянка, колосняк, полынь. - Как они приспосабливаются к жаре? (У них длинные корни, узкие стебли или колючки, запасают воду) - Каких животных вы знаете? - Сайгак, корсак, ящерицы, змеи, тушканчик и т.д. - Как они приспосабливаются к жаре? - Они охотятся в основном ночью, а днём прячутся. - С какой природной зоной можно сравнить пустыню? - Давайте поиграем в игру. Я буду перечислять животных. Вы будите хлопать, если услышите название животного пустыни. - Давайте посмотрим, что стало с нашими полотенцами. Какое полотенце высохло раньше? - Какое полотенце высохло следующим? - Значит, последним высохло скомканное полотенце вдали от батареи. Давайте сравним эти полотенца с разными зонами. Первое полотенце – это пустыня. В пустыне очень жарко, поэтому влага быстро испаряется, и растения не могут там выжить. Второе полотенце – это степь. В степи жарко, поэтому влага также быстро испаряется. Деревьям там мало влаги, поэтому они не могут там существовать. Третье
полотенце – это лесная зона.
В лесу много растений и не так
жарко, как в степи и пустыне.
Поэтому влага долго |
- Это поле - Там
очень жарко - Нет - Трава. - На тундру. - Там тоже нет деревьев, только карликовые. - В тундре очень холодно, а в степи жарко и много травы. - Мягкий
климат. - В лесу есть деревья, а в степи – нет. - Да. В
тундре растут лишайники и
мхи, животные должны (называют
свои варианты) - Там
обитают мелкие животные, потому
что им негде прятаться. - В пустыне. - Травы становится меньше. Животные другие. (Показывают
на карте) Там много
песка. Там есть верблюды. - Кактусы - Верблюд - Запасают
воду - С
ледяными пустынями. (Сравнивают) - Расправленное
на батарее. -Второе на батарее. |
Обобщение (5 мин) | |
- О
чём мы говорили на уроке?
- Засушливые зоны умеренного пояса, как и все другие, имеют свои особенности и содержат в себе много интересного. |
- О степи и пустыне |
Итог урока (3 - 5 мин) | |
Выставляет
оценки.
Домашнее задание № 4,5 с.62 |
Приложение 4
Контрольная
работа
- погибшие растения оставались бы на поверхности земли
- «едокам» было бы больше пищи
- почва потеряла бы плодородие
3.
Какие природные зоны
- _______________________
- тундра
- _______________________
- лиственные леса
- _______________________
- пустыни умеренного пояса
4. Пользуясь картами природных зон в учебнике, ответь на вопросы и заполни пропуски
- Какая
природная зона отмечена
______________________________
- В
какой природной зоне
______________________________
- Рысь обитает в зоне ____________________________
- Северный
олень живёт в зоне ____________________________
5. Отметь
знаком «+» особенности
|
|
|
|
|
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
6. Сравни природные зоны:
Тундра и степь;
Ледяная пустыня и пустыня.