Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:26, курсовая работа
Цель: выявить условия эффективного усвоения нового учебного материала учащимися начальных классов
Задачи:
изучить педагогическую и методическую литературу
выявить критерии усвоения нового учебного материала учащимися
выявить условия успешного усвоения нового учебного материала учащимися
Глава 1. Структура и методика урока усвоения новых знаний 5
1.1. Возрастные особенности младших школьников 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения
знаний 8
1.3. Структура урока усвоения новых знаний 13
1.4. Деятельность учителя по организации изучения нового
материала учащимися 17
Глава 2. Особенности организации деятельности учителя
начальных классов по изучению нового материала учащимися 27
2.1. Способы организации учителем изучения нового материала учащимися и критерии его усвоения 27
2.2. Аспектный анализ уроков во 2 «а» классе школы №21 «Организация деятельности учителя по успешному усвоению нового учебного материала учащимися» 28
2.3. Условия эффективного усвоения нового учебного материала
учащимися
4. анализ уроков
5. выводы по урокам [26, c.7]
При проведении исследования большое значение имеет предварительная подготовка. На этапе подготовки была сформулирована цель посещения уроков.
Цель: организация деятельности учителя по изучению учащимися нового учебного материала.
Для осуществления данной цели нами были сформулированы задачи посещения уроков.
Задачи:
Следующим этапом является наблюдение уроков. Данные уроки проводились в течение 3х недель, по одному уроку в неделю. Во время наблюдения фиксировались данные в соответствии с задачами наблюдения.
Для анализа уроков были собраны дополнительные данные об учащихся класса. Был просмотрен классный журнал. Выяснилось, что 28 из 33 учащихся имеют в основном положительные оценки, т.е. 4 и 5. 5 учеников имеют по некоторым предметам оценку 3. По предмету «окружающий мир» все учащиеся имеют положительные оценки. Наблюдение за учащимися показало, что в классе есть 2 гиперактивных ребёнка, 2 ученика малоактивны в процессе обучения, остальные учащиеся активно работают на уроках.
Следующим этапом является анализ уроков. Рассмотрим данные уроки с точки зрения организации деятельности учителя по усвоению нового учебного материала учащимися.
1 урок
Тема: Природные зоны холодного пояса
На этапе актуализации знаний учитель задаёт учащимся вопросы репродуктивного характера. Например, что происходит при движении от полюсов к экватору, почему это происходит, какие природные зоны вы знаете и т.д.
Этап постановки темы и цели урока также не отличается наличием особых приёмов. Учитель проговаривает тему и цель урока сам. Учащиеся на данном этапе не принимают активного участия.
В самом начале урока учитель мотивирует деятельность учащихся тем, что предлагает им отправиться в воображаемое путешествие по холодному поясу. Учащимся необходимо собрать материал о данных природных зонах и заполнить таблицу. Таблицу учитель чертит на доске так, чтобы могли видеть все учащиеся. Учащиеся делают такую таблицу в тетрадях. В таблице есть такие графы, как климат, растения, животные, интересные факты. По данным аспектам рассматриваются две зоны холодного пояса: ледяные пустыни и тундра.
На этапе усвоения нового материала учитель использует такие методы, как беседа, рассказ. Сначала учащиеся переносятся на северный полюс. Учитель начинает беседу. В первую очередь, он выясняет, какие факты известны учащимся, дополняет их ответы своим рассказом. Попутно учитель вывешивает на доску соответствующие иллюстрации. Работа продолжается в основном в форме беседы. Учитель задаёт вопросы как репродуктивного, так и эвристического характера, что способствует более полному осознанию сути явления и его запоминанию.
Вопросы: Что вы знаете о северном полюсе? Могут ли там жить какие-нибудь животные? Как животные приспосабливаются к условиям среды обитания? и т.д.
Далее учащиеся с помощью учителя составляют цепи питания.
Поговорив об особенностях северного полюса, учащиеся заполняют таблицу.
Далее учитель предлагает учащимся переместиться дальше. При этом задаёт вопрос: где мы должны оказаться после ледяных пустынь? как мы можем переместиться с северного полюса в тундру?
Учитель начинает беседу: что такое тундра?
Дополняя ответы учащихся, учитель вывешивает на доску изображение тундры.
Далее продолжается беседа с элементами рассказа. Учитель задаёт вопросы: какой климат в тундре? какие там могут расти растения? почему? почему там не растут деревья? как приспосабливаются животные к условиям обитания?
Говоря о растениях и животных, учитель предлагает рассмотреть иллюстрации и назвать то, что учащимся известно. Учитель предлагает учащимся подумать над вопросом, смогут ли животные из нашей полосы жить в тундре и почему.
Далее учитель предлагает учащимся составить цепь питания из данных животных. На доске прикреплены таблички с названиями животных. Учащиеся должны поставить между ними стрелки.
Далее учащиеся заполняют таблицу.
В конце урока учитель предлагает учащимся вернуться в класс и обсудить собранный материал. Проводится беседа по таблице. Учащиеся высказывают свои мнения. В конце беседы учитель говорит несколько обобщающих фраз.
Можно сказать, что данный урок учитель пытался провести в необычной форме. Но он не полностью использовал все возможности.
Этап актуализации знаний вполне логично связан с новым материалом. Но цель урока учитель проговаривает самостоятельно, не привлекая к этому детей.
Учитель
применил хороший мотивирующий приём,
т.е. предложил учащимся отправиться
в путешествие. Но он не до конца
использовал возможности
Положительным моментом на уроке является использование учителем вопросов эвристического характера, а также применение наглядности, что является необходимым в начальных классах. Мышление младших школьников носит ещё наглядно-образный характер, а также происходит формирование представлений учащихся об окружающем мире. Поэтому применение наглядности является необходимым на данном этапе обучения.
Этап обобщения также проводится в форме беседы и, по сути, является кратким повторением изученного.
На данном уроке активно работали в основном одни и те же учащиеся. Процесс обучения носил в основном репродуктивный характер. Для вовлечения в учебный процесс всех детей, а также для более осознанного усвоения ими учебного материала следует разнообразить методы и приёмы обучения.
В
целом можно сказать, что урок
был построен логично. Учитель довольно
хорошо владеет методами обучения,
но есть необходимость расширения круга
применяемых методов и приёмов.
2 урок
Тема: Леса умеренного пояса
На данном уроке можно чётко выделить несколько этапов.
На этапе актуализации знаний учитель использует фронтальную беседу, которая содержит в себе вопросы в основном репродуктивного характера. Учащиеся вспоминают, что они изучили на прошлом уроке. Во время беседы учитель задаёт несколько вопросов эвристического характера. Например: Почему в холодном поясе нет деревьев? Почему они появляются при продвижении на юг?
Учащиеся должны связать данные факты с климатическими особенностями поясов. Данные вопросы не вызывают затруднений.
Можно сказать, что на этапе актуализации знаний учащиеся вспоминают сведения из прошлых уроков, необходимые для изучения нового материала.
При постановке темы и цели урока учитель не использует каких-либо особых приёмов. Он проговаривает тему урока, а затем цель.
Данный урок можно назвать уроком восприятия и осмысления новых знаний, так как в нём трудно выделить этап обобщения и систематизации знаний.
Этап восприятия нового материала начинается с использования методов иллюстрации и фронтальной беседы. Учащиеся работают с географической картой, ищут на ней расположение умеренного пояса и отвечают на вопросы учителя. Учитель показывает пояс на большой карте, уточняя при этом ответы учащихся.
Вопросы учителя, задаваемые ученикам: Где находится умеренный пояс? Каким цветом выделена лесная зона?
При непосредственной подаче нового материала учитель использует такие методы, как рассказ, беседа, иллюстрация. В данном уроке нельзя выделить чёткую последовательность использования методов, так как учитель использует их элементы поочерёдно.
Учитель начинает с небольшого рассказа об изучаемой природной зоне, который постепенно переходит в беседу.
Учитель задаёт вопросы: Что такое тайга? Почему в северной части пояса растут именно хвойные деревья? Какие хвойные деревья вы знаете? Как приспосабливаются животные к условиям тайги?
Начав разговор о тайге, учитель вывешивает на доску изображение тайги. При этом у учащихся формируется зрительный образ тайги, подкреплённый словесным описанием и рассмотрением географического положения.
Далее учитель предлагает учащимся отгадать кроссворд, что способствует активизации интереса учащихся, является в какой-то степени отдыхом для них, так как им трудно продолжительное время воспринимать информацию на слух.
Далее продолжается беседа. Учитель задаёт вопросы: Что происходит при продвижении на юг? Какие деревья появляются?
Таким образом, учитель не просто сообщает, что на определённой территории растут определённые растения, а выделяет связь между климатом и возможностью существования в нём разного рода растений. Далее беседа продолжается, перемежаясь с рассказом учителя. Используются в основном репродуктивные вопросы. В ходе рассказа учитель вывешивает на доску изображение лиственного и смешанного лесов, формируя при этом зрительный образ изучаемых объектов.
Далее учитель использует игровой момент, предложив учащимся выбрать из данных картинок те, на которых изображены животные изучаемой зоны. Данный приём является в некотором роде способом выявления имеющихся знаний у учащихся.
Этап обобщения на данном уроке заключается в кратком повторении изученного материала.
На данном уроке материал излагается последовательно, логично, но используемые методы не разнообразны и имеют в основном репродуктивный характер. Отсутствует также разнообразие форм работы. Это не вполне соответствует программе и уровню развития учащихся.
Об этапе актуализации знаний можно сказать, что его содержание вполне уместно на данном уроке.
Этап постановки цели происходит без участия самих детей и не требует напряжения мысли учащихся.
Что касается мотивации, то на данном уроке трудно выделить приёмы, специально направленные на это. На этот счёт можно отнести использование учителем метода беседы, который предполагает участие детей. Но данный метод не задействует всех учащихся. Мотивирующим моментом можно считать использование учителем наглядных средств и игровых приёмов, что всегда привлекает внимание учащихся. Важным мотивирующим средством является эмоциональность, выразительность речи самого учителя. На данном уроке учитель был довольно выразителен, проявлял заинтересованность в общении с учащимися.
Учащиеся на данном уроке работали довольно активно, но в основном одни и те же. В учебный процесс были вовлечены не все ученики. Знания учащиеся получают в основном в устной форме и на слух, что не активизирует познавательную деятельность и, как следствие, снижает результативность урока усвоения знаний.
Можно
сказать, что данный урок не вполне
соответствует уровню развития учащихся
и целям обучения.
3 урок
Тема: Засушливые зоны умеренного пояса
На этапе актуализации знаний учитель с помощью репродуктивных вопросов выясняет, что учащиеся усвоили с прошлого урока.
Домашнее задание как таковое не связано с темой данного урока.
На этом уроке учитель использует плавный переход от актуализации знаний к постановке темы и цели урока, что, несомненно, является положительным моментом. С помощью фронтальной беседы учитель подводит учащихся к тому, что лес постепенно переходит в степь и пустыню.