Организация деятельности учителя начальных классов по изучению нового учебного материала учащимися

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия эффективного усвоения нового учебного материала учащимися начальных классов
Задачи:
изучить педагогическую и методическую литературу
выявить критерии усвоения нового учебного материала учащимися
выявить условия успешного усвоения нового учебного материала учащимися

Содержание

Глава 1. Структура и методика урока усвоения новых знаний 5
1.1. Возрастные особенности младших школьников 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения
знаний 8
1.3. Структура урока усвоения новых знаний 13
1.4. Деятельность учителя по организации изучения нового
материала учащимися 17
Глава 2. Особенности организации деятельности учителя
начальных классов по изучению нового материала учащимися 27
2.1. Способы организации учителем изучения нового материала учащимися и критерии его усвоения 27
2.2. Аспектный анализ уроков во 2 «а» классе школы №21 «Организация деятельности учителя по успешному усвоению нового учебного материала учащимися» 28
2.3. Условия эффективного усвоения нового учебного материала
учащимися

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

     Очень распространены в начальной школе  наглядные методы обучения. К ним  относятся демонстрация, иллюстрация, видеометод. Данные методы используются для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. Их целесообразно использовать, когда содержание учебного материала может быть представлено наглядно. [12, c. 258]

     Демонстрация  служит преимущественно для раскрытия  динамики изучаемых явлений, широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

     Демонстрация - это активный метод. Внимание учащихся концентрируется на существенных, а  не случайных свойствах. 

     Демонстрация  применяется, когда учащиеся должны воспринять процесс или явление в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, прибегают к иллюстрации. [12, c. 259]

     При использовании наглядных методов  необходимо тщательно продумывать  методику их показа. В силу своего возраста младшие школьники не могут долго заниматься одной деятельностью, поэтому необходимо подбирать оптимальный объём иллюстрируемого материала, чтобы внимание не рассеивалось.

     Большой круг применения в начальной школе  имеют практические методы. К ним относятся упражнение, лабораторный метод, практическая работа, познавательные игры. В основном эти методы используются для закрепления знаний.

     Упражнение - это планомерное, организованное, повторное выполнение действий с  целью их изучения или повышения  их качества. Данный метод используется для овладения учебными и практическими умениями и навыками. Относительно урока формирования новых знаний данный метод используется как первичное закрепление. Упражнения применяются на всех уроках в любом возрасте. Это неотъемлемая часть обучения.

     Упражнения  могут выполняться как письменно, так и устно. При выборе формы  упражнения необходимо учитывать цель. Так устные упражнения связаны с  развитием речи, логического мышления, познавательных возможностей. [15, c. 205]

     Более сложным методом является лабораторный метод. При его использовании необходимо удостовериться в подготовленности учащихся к работе подобного вида. Для проведения самостоятельных опытов ученики должны обладать определёнными умениями и навыками. Они должны уметь пользоваться приборами, должны быть самостоятельными, ознакомленными с техникой безопасности. Целью лабораторного метода является приобретение важных практических умений. Использование данного метода не всегда возможно, так как требует наличия необходимого оборудования.

     Основная  цель использования познавательных игр - стимулирование познавательного  процесса. В младшем школьном возрасте, когда игра ещё является важной частью деятельности ребёнка, данный метод  пользуется большим успехом. В учебном процессе могут использоваться элементы игры, в зависимости от цели урока. [15, c. 206]

     Таким образом, можно сказать, что практические методы на этапе формирования новых знаний являются не основными, а сопутствующими методами обучения. Но они совершенно необходимы для закрепления знаний и умений, для формирования более полноценного представления об изучаемом явлении, предмете.

     Рассмотренные нами методы были классифицированы по источнику знаний. При выборе методов  обучения важно также учитывать  тип познавательной деятельности.

     По  типу познавательной деятельности методы могут быть объяснительно-иллюстративными, репродуктивными, проблемного изложения, частично-поисковыми, исследовательскими. Выбор того или иного метода в основном зависит от уровня развития учащихся, а также от сложности материала. Тип познавательной деятельности - это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме обучения. [12, c. 265]

     Объяснительно-иллюстративный метод весьма распространён в начальной школе. Знания учащимся предлагаются в готовом виде. Учитель способствует восприятию этих знаний.

     При использовании репродуктивного  метода знания также подаются в готовом  виде. Учитель также поясняет эти  знания. Критерием усвоения знаний является правильное воспроизведение знаний. Целесообразно использовать эти методы для передачи большого объёма знаний за минимально короткое время. Но следует понимать, что эти методы больше способствуют развитию памяти, а не мышления учащихся. Поэтому не стоит злоупотреблять ими, а использовать только при изучении тем, в которых невозможно использование других методов, и сочетать их с поисковыми методами. [15, c.189]

     Метод проблемного изложения - переходный от исполнительской к творческой деятельности учащихся. Младшие школьники ещё не в силах решать проблемные задачи самостоятельно, поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала до конца.

     При использовании частично-поискового метода знания учащиеся добывают самостоятельно, под руководством учителя рассуждают самостоятельно, решают проблемы и т.д.

     Сущность  исследовательского метода состоит в том, что учитель вместе с учениками формулирует проблему, знания учащимся не сообщаются. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом.

     Исследовательские методы обучения предусматривают творческое усвоение знаний, предполагают значительные затраты времени, энергии учителя и учеников. [15, c. 191]

     Очевидно, при выборе методов обучения из данной классификации учитель должен учитывать не только собственные возможности, но, прежде всего, подготовку учеников. Нельзя перейти от объяснительно-иллюстративного метода сразу к исследовательскому. Для использования творческих методов у учеников должны быть сформированы умения анализировать, синтезировать, обобщать и т.д.  Не стоит также слишком злоупотреблять исследовательскими методами и искать проблему там, где её нет.

     Использование тех или иных методов зависит  от типа урока – проблемного или традиционного.

     На  проблемных уроках чаще всего используют три типа решения проблемы.

     Первый  путь решения проблемы лежит через  постановку и проверку гипотезы.

     Второй  путь – через подводящий диалог. Учитель пошагово подводит школьников к решению проблемы.

     Третий  путь – подводящий без проблемы диалог. Его отличие в том, что  учитель сразу – без вопроса  или проблемы – начинает урок с  системы посильных заданий, которые  подводят учеников к открытию нового знания.

     На  традиционном уроке зачастую учитель  сообщает знание в готовом виде. [1, c. 49]

     Выбор метода обучения является одним из важнейших компонентов подготовки к уроку. От него напрямую зависит  результативность урока, в том числе  и урока усвоения знаний.

     Изучив  возрастные особенности младших  школьников, структуру процесса усвоения знаний, структуру урока усвоения нового материала, деятельность учителя по организации изучения учащимися нового материала, можно сказать, что усвоение нового учебного материала очень сложный процесс. Он требует от учителя значительной подготовки, как теоретической, так и практической.

     Процесс усвоения знаний основан на психических  процессах и мыслительных операциях. Младший школьный возраст – особый период развития человека. Он имеет  свои характерные черты, особенности, которые являются основанием для построения всего учебно-воспитательного процесса, в частности для построения урока формирования новых знаний.

     Процесс усвоения новых знаний связан с такими психическими процессами, как восприятие, память, мышление. У детей младшего школьного возраста эти процессы имеют свои особенности и находятся на стадии интенсивного развития.  Поэтому младший школьный возраст требует особого подхода к построению учебно-воспитательного процесса.

     При организации деятельности по изучению учащимися нового учебного материала учитель начальных классов должен опираться на знания не только педагогического, но и психологического характера. Мало знать только методы, приёмы и формы обучения. Необходимо соотносить их с психологическими особенностями младших школьников. Выбор методов и средств обучения основан именно на психологических особенностях младших школьников. Отсюда можно сделать вывод, что для оптимальной организации деятельности учителя по изучению учащимися нового материала учитель должен знать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, способы обучения, а также уметь соотносить их между собой. 
 
 
 
 

     Глава 2. Особенности организации деятельности учителя начальных классов по изучению нового материала учащимися

     2.1. Способы организации учителем изучения нового материала и критерии успешности его усвоения

     В первой главе данной работы мы рассмотрели  способы организации деятельности учителя по изучению нового учебного материала учащимися. Как видно, существует довольно большое разнообразие методов, приёмов, форм, средств обучения. Все они предназначены для определённых типов уроков, для учащихся с тем или иным уровнем развития. Но выбор способов обучения, в частности способов организации изучения нового учебного материала, зависит также и от самого учителя, особенностей его деятельности, внутренних качеств и умения применять тот или иной способ обучения. Поэтому на практике проявляется большое различие в деятельности учителей по формированию знаний,  несмотря на применение одних и тех же способов обучения. Каждый учитель обладает своим стилем работы, набором активных методов и средств формирования знаний у учащихся.

     Практическая  часть данной работы основывается на посещении и анализе цикла  уроков формирования новых знаний. Базой исследования является гимназия №21, 2 «а» класс. Учитель данного класса Спиридонова Н.А.

     В данном пункте исследования необходимо сказать об особенностях работы учителя, т.е. Спиридоновой Н.А.

     Н.А. Спиридонова – молодой учитель, общий стаж работы которого 9 лет. Характерными качествами учителя можно назвать недостаточная эмоциональность, уравновешенность, спокойствие, уважительное отношение к учащимся.

     Наблюдая  за деятельностью данного учителя  можно сказать, что в круг наиболее часто применяемых им методов входят объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы. На этапах формирования новых знаний наиболее часто применялись такие методы, как объяснение, рассказ, иллюстративный метод. Также часто используемым методом является беседа. Данный метод применялся на уроках разных типов. Основная форма работы, используемая данным учителем, фронтальная. Можно сказать, что обучение в данном классе носит в основном репродуктивный характер.

     Прежде  чем говорить об организации деятельности учителя по изучению учащимися нового учебного материала на примере конкретных уроков, необходимо выделить критерии усвоения знаний. На основе наблюдения за работой учителя и изучения литературы выделены несколько критериев усвоения знаний:

  1. Способность учащихся пересказывать материал своими словами.
  2. формулировать определение понятия или закона.
  3. объяснять его, аргументировать, приводить примеры для конкретизации соответствующих теоретических положений.
  4. Готовность учащихся к успешному применению знаний на практике как в обычных условиях, так в ситуациях, требующих творческого решения проблемы. [11, c.60]

     Таким образом, организация деятельности по изучению учащимися нового  материала  включает в себя не только отбор  способов обучения, но и анализ возможности  учителя применить тот или  иной способ.  

     2.2. Аспектный анализ уроков во 2 «а» классе школы №21 «Организация деятельности учителя по успешному усвоению нового учебного материала учащимися»

     Для разработки практической части данного  исследования были посещены и проанализированы три урока формирования новых  знаний по предмету «Окружающий мир».

     Анализ  уроков включает в себя несколько  компонентов:

     1. подготовку к посещению уроков

     2. наблюдение уроков

     3. сбор дополнительных данных

Информация о работе Организация деятельности учителя начальных классов по изучению нового учебного материала учащимися