Организация деятельности учителя начальных классов по изучению нового учебного материала учащимися

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия эффективного усвоения нового учебного материала учащимися начальных классов
Задачи:
изучить педагогическую и методическую литературу
выявить критерии усвоения нового учебного материала учащимися
выявить условия успешного усвоения нового учебного материала учащимися

Содержание

Глава 1. Структура и методика урока усвоения новых знаний 5
1.1. Возрастные особенности младших школьников 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения
знаний 8
1.3. Структура урока усвоения новых знаний 13
1.4. Деятельность учителя по организации изучения нового
материала учащимися 17
Глава 2. Особенности организации деятельности учителя
начальных классов по изучению нового материала учащимися 27
2.1. Способы организации учителем изучения нового материала учащимися и критерии его усвоения 27
2.2. Аспектный анализ уроков во 2 «а» классе школы №21 «Организация деятельности учителя по успешному усвоению нового учебного материала учащимися» 28
2.3. Условия эффективного усвоения нового учебного материала
учащимися

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

     Большое значение имеет организация восприятия учащимися нового материала, во время  которого закладываются прочные  основы усвоения знаний. 

     На  этапе ознакомления с новым материалом можно встретиться как с произвольным, так и с непроизвольным восприятием.

     Непроизвольное  восприятие определяется внешними эффектами, сильно действующими на органы чувств компонентами, необычностью предмета, контрастностью. Непроизвольное восприятие усиливается интересами школьников.

     Главную роль в обучении играет произвольное восприятие. Для усиления внимания и познавательной активности учащихся учитель ставит проблемы, познавательные задачи, которые решаются в процессе восприятия.

     Восприятие  тесно связано с памятью, мышлением  и речью. В процессе восприятия происходит узнавание предметов и явлений, их осознание.

     Основой осознанного восприятия является взаимодействие двух сигнальных систем. Воспринимая  предмет, учащиеся одновременно слышат слово, обозначающее его название, признаки или свойства.  Ассоциация между предметом и словом закрепляется в памяти, и слово прочно входит в активный словарь школьника.

     Несколько иначе происходит осознание слов, речи, которое в первую очередь зависит от чувственного опыта учащихся.  Для того чтобы ученик правильно воспринял и понял речь (письменную или устную), он должен осознать значение каждого слова.  Для понимания учащимися незнакомых слов необходимо организовать специальную деятельность. Наиболее эффективным является установление связи слово – предмет. При этом важно, чтобы учитель выделил в объектах наиболее существенные признаки и направил на них внимание учащихся. [15, c. 123]

     На  этапе осмысления знаний можно объяснить  материал частично – наиболее необходимое или сложное для самостоятельного понимания учащимися. При этом можно использовать различные методы и средства.

     Деятельность  учащихся во время объяснения учителя  должна быть направлена на лучшее осознание  учебного материала.  Учитель может предложить различные приёмы, способствующие осознанию материала.

     Восприятие  и осознание учебного материала  – важная, но не основная часть усвоения знаний. Решающую роль играет осмысление связей и отношений в изучаемом  материале и раскрытие сущности явлений и процессов.   С этой целью используют такие приёмы, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, абстрагирование, конкретизация. Таким образом, раскрываются внутренние связи и отношения между объектами реальной действительности.

     Следующим этапом является обобщение и систематизация знаний.

     Данный  этап урока имеет своей целью  приведение в единую систему усвоенных  на уроке понятий с полученными  прежде знаниями.

     Существуют  различные приёмы обобщения и  систематизации. Среди них выделяются сравнение и сопоставление, составление таблиц. Сначала учащиеся составляют таблицы с помощью учителя, а затем переходят к самостоятельному  выполнению данного задания.

     Данный  этап занимает на уроке обычно 3 – 7 минут. [11, c. 91]

     На последнем этапе урока подводится итог проделанной работы, даётся домашнее задание. Домашнее задание должно соответствовать изученному материалу и закреплять его в памяти учащихся.

     Таким образом, урок формирования новых знаний содержит в себе несколько этапов, которые, так или иначе, прослеживаются в уроке. 

     1.3. Деятельность учителя  по организации  изучения  нового  материала учащимися

     Обучение  в начальных классах значительно  отличается от обучения в средней  школе. Младшие школьники не просто получают знания - у них формируются  общеучебные навыки, закладывается основа для всего последующего обучения, формируются способы деятельности и т.д. Поэтому необходимо очень основательно подходить к выбору методов и средств обучения.

     Выше  мы рассмотрели структуру процесса усвоения и урока усвоения новых знаний. Мы указали способы постановки цели урока. Важным моментом является мотивация.

     Одним из постоянных сильнодействующих мотивов  обучения является интерес. Интерес - реальная причина действий, ощущаемая учеником, как особо важная.

     Для активизации интереса учитель применяет  логические задачи. Логическая задача ставит учащихся в условия, когда он должен сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Самый простой вид таких задач – загадка.  Загадка также может быть разных видов, например, рассказ-загадка.

     Выделим некоторые приёмы мотивации учения.

     «Привлекательная  цель». Суть этого приёма уже понятна  из названия. Учитель формулирует  перед учащимися такую цель, которая  может заинтересовать их в данный момент. При этом, выполнив задание, они достигают выполнения учебной цели, сами того не подозревая. Таким образом, учащиеся лучше усваивают суть вопроса. [18, c. 52]

     «Удивляй».

     Данный  приём заключается в том, что  перед началом изучения какого-либо предмета или явления учитель  сообщает о нём какой-то необычный факт.

     Например, на уроке природоведения изучается  тема «Вода». В начале урока учитель  сообщает учащимся, что в одной  из африканских стран люди ходят  по воде. Данный факт вызывает удивление  и интерес у детей. Учитель  продолжает: Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? (снег, дождь).

     После этого начинается изучение свойств  воды. [18, c. 54]

     Можно назвать множество подобных приёмов. Важно уметь правильно их использовать.

     Существует  большое разнообразие методов обучения, поэтому важно уметь ориентироваться в них и правильно выбирать нужный метод.

     Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения. Под методом обучения понимается совокупность путей, способов решения задач образования. В составе методов обучения выделяются приёмы. Приём - это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. [15, c.186]

     Оптимальность выбора методов обучения зависит  от:

      - целей и задач обучения

      - от содержания материала (от  сложности, объёма, доступности)

      - от возраста

      - от самого метода и его  функций

      - от учителя

      - от учебных возможностей. [12, c. 245]

     Необходимо  рассмотреть в данной работе основные методы обучения в начальной школе, используемые на уроке формирования знаний, и особенности их выбора.

     Основные  методы, применяемые на уроке - это  методы устного изложения. К ним  относятся рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, инструктаж. Данные методы используются для формирования фактических и теоретических знаний. В основном они используются, когда материал носит теоретико-информационный характер.

     Рассказ - это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. В младших классах на уроке формирования знаний это наиболее распространённый метод. В младших классах используются три вида рассказа - описание, художественный рассказ, объяснение.  Рассказы также классифицируются по целям: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. У каждого вида есть свои функции и к каждому предъявляются требования. [15, c. 194]

     Описание  целесообразно использовать для  сообщения фактического материала, например, на уроке окружающего мира, трудового обучения. Метод предполагает чёткую, выразительную, образную характеристику предметов, явлений и др.

     Художественный  рассказ используется на уроках чтения, природоведения, рисования. Детям в яркой, образной форме рассказывают о явлениях, стараются пробудить в них чувства, вызвать определённое отношение к происходящему.

     Залогом успешного использования данного  метода является умение учителя рассказывать, а также то, насколько слова и выражения, используемые им, понятны учащимся. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, расширяя и обогащая его новыми элементами.

     Содержание  рассказа должно быть продумано до мельчайших подробностей. Детальное  объяснение, непонятные слова не должны отвлекать внимание детей от сущности усваиваемого. Ещё К. Д. Ушинский сформулировал требования к рассказу: интересное содержание, чёткая, последовательная форма изложения.

     Чаще  всего при использовании данного  метода на уроке формирования знаний используются приёмы сравнения, сопоставления, резюмирования, выделяется главное. Младшие школьники не могут воспринимать на слух большой объём информации, поэтому рассказ должен длиться до 5 - 7 минут, быть пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне. Если рассказ очень объёмный, то его надо сочетать с другими методами обучения.

     Рассказ-объяснение используется, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить причинно-следственные связи. [15, c. 195]

     Из  вышесказанного следует, что рассказ - это довольно сложный метод, который имеет разновидности, каждая из которых используется в определённых условиях и не может заменяться рассказом другого вида.

     Ещё один устный метод - это объяснение. Это активный метод последовательного, доступного детям изложения сложных  вопросов. Объяснение обязательно должно сопровождаться участием детей, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетаться с иллюстрацией. Чаще всего метод используется на уроках математики, языка, труда, физкультуры, природоведения. Объяснение дополняется инструктированием относительно выполнения действий, заданий. Инструкция для детей должна быть чёткой, однозначной, краткой, содержать не более 4 - 5 заданий.        [12, c.250]

     Один  из самых эффективных и сложных  методов при формировании знаний - беседа. Учитель, опираясь на знания и практический опыт учащихся, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового материала, уточняет, углубляет и развивает их знания и представления.

     Беседа - активный, побуждающий метод.

     В начальной школе беседа используется для разных целей:  для подготовки учеников к работе, для ознакомления их с новым материалом, для систематизации и закрепления знаний, для текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

     В рамках данной темы наиболее интересна  беседа-сообщение (объяснительная), которая  используется на этапе формирования новых знаний. В ней выделяются несколько видов: катехизическая (вопросно-ответная форма), сократическая (мягкая, почтительная со стороны ученика, но допускающая сомнения и возражения), эвристическая (ставящая ученика перед проблемой и требующая собственных ответов на поставленные вопросы). Очевидно, данные виды беседы должны использоваться в разных условиях и не являются взаимозаменяемыми. Например, эвристическая беседа может проводиться с детьми высокого уровня развития, которые могут мыслить самостоятельно, не опираясь на подсказки и стереотипы.

     Беседа, как и любой метод, требует  подготовки. Следует чётко определить тему, цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Большое значение имеет правильность постановки вопросов. Обязательным условием является соответствие содержания вопросов уровню развития учащихся. Вопросы нужно формулировать так, чтобы их поняли даже слабые дети. Не следует задавать «подсказывающих» вопросов. [15, c. 197]

     Продумывая  вопросы, необходимо помнить об их функциях. Одни вопросы направлены на установление фактов, другие - актуализацию известных знаний, опыта, третьи - установление новых связей и т.д. Очевидно, что на этапе формирования знаний беседа не может не содержать вопросы на установление связей.

     При выборе данного метода учитель должен объективно оценить свои возможности, так как беседа довольно сложный  метод, требующий большого напряжения сил и высокого уровня педагогического  мастерства.

     Распространённым методом обучения является самостоятельная работа с книгой. Задачей этого метода является обеспечение учащихся необходимой информацией об изучаемых предметах и явлениях. Учитель при этом выполняет организационную и контрольно-коррекционную функции. В начальной школе нельзя использовать этот метод как основной, особенно на этапе формирования новых знаний. [12, c. 256]

Информация о работе Организация деятельности учителя начальных классов по изучению нового учебного материала учащимися