Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:26, курсовая работа
Цель: выявить условия эффективного усвоения нового учебного материала учащимися начальных классов
Задачи:
изучить педагогическую и методическую литературу
выявить критерии усвоения нового учебного материала учащимися
выявить условия успешного усвоения нового учебного материала учащимися
Глава 1. Структура и методика урока усвоения новых знаний 5
1.1. Возрастные особенности младших школьников 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения
знаний 8
1.3. Структура урока усвоения новых знаний 13
1.4. Деятельность учителя по организации изучения нового
материала учащимися 17
Глава 2. Особенности организации деятельности учителя
начальных классов по изучению нового материала учащимися 27
2.1. Способы организации учителем изучения нового материала учащимися и критерии его усвоения 27
2.2. Аспектный анализ уроков во 2 «а» классе школы №21 «Организация деятельности учителя по успешному усвоению нового учебного материала учащимися» 28
2.3. Условия эффективного усвоения нового учебного материала
учащимися
Но тему и цель урока учитель проговаривает самостоятельно.
Восприятие нового материала начинается с рассказа и анализа карты. Затем используется рассказ, продолжением которого является постановка опыта.
Основными методами на данном уроке являются рассказ и беседа. В ходе беседы используются вопросы эвристического характера.
На уроке учитель использует разнообразные приёмы. Например, приём сравнения для сопоставления различных природных зон. Также используется приём составления цепи питания, который способствует развитию способности анализировать и синтезировать. Также используется игровой приём, что способствует развитию внимания и скорости реакции учащихся.
Ближе к концу урока учитель вместе с учащимися подводит итог опыта.
Этап
обобщения знаний не содержит определённых
приёмов. Учитель с помощью
На данном уроке используется большее число методов и приёмов, чем на предыдущем.
Этап актуализации знаний содержит в себе репродуктивные вопросы, и учащиеся вспоминают изученный материал.
На данном уроке используется плавный переход от актуализации знаний к постановке темы и цели. Но тема и цель по-прежнему проговаривается учителем.
На данном уроке уже используются задания эвристического характера, хотя основными методами остаются рассказ и беседа.
Очень важным приёмом является составление цепи питания. Учащиеся могут не просто устно высказать свои знания, а создать определённый продукт деятельности. В данном случае это цепь питания, составленная с помощью картинок. У учащихся есть возможность сравнить своё мнение с мнением других учащихся. Данный приём является достаточно сильным средством мотивации деятельности и познавательной активности.
Использование на уроке практического метода также является сильным стимулирующим средством, а также способом более чёткого, полного усвоения сущности изучаемого материала. Учащиеся имеют возможность увидеть процесс своими глазами и выявить причинно-следственную связь между явлениями. Применение опыта стимулирует интерес учащихся.
К способам мотивации можно отнести использование практического метода, приёма сравнения, эвристических вопросов, игры. Мотивирует детей только то, что им интересно.
Таким
образом, данный урок более разнообразен
по использованию методов и
Проанализировав данные уроки, можно сказать, что учитель довольно успешно использует методы и приёмы обучения. Но прослеживается однообразие методов, приёмов и форм обучения. Не были использованы методы и приёмы, которые привлекали бы к работе абсолютно всех учащихся, а также учащиеся не участвовали в постановке цели урока.
После изучения нескольких тем, учителем была проведена контрольная работа. По результатам данной контрольной работы можно сказать, что знания всех учащихся соответствуют первому и второму критериям усвоения знаний, т.е. усвоение знаний на репродуктивном уровне. В работе были такие задания репродуктивного характера, как «Какие природные зоны пропущены?», «Какая природная зона окрашена жёлтым цветом?» и т.д. Четвёртому критерию усвоения знаний, т.е. способности применять их на практике, соответствуют знания не всех учащихся. Были даны задания такого типа: сравни природные зоны, что общего у природных зон, что было бы, если бы в экосистеме не было «мусорщиков» и т.д. Задания такого типа вызвали затруднения у 6 из 33 учащихся. В целом контрольную работу учащиеся выполнили хорошо. 25 учащихся получили оценку «5», 8 учеников получили оценку «4».
По
результатам контрольной работы
можно сделать вывод, что учитель
правильно организовал деятельность
по изучению учащимися нового учебного
материала, хотя есть необходимость разнообразить
круг применяемых методов и приёмов обучения.
2.3. Условия эффективного усвоения нового учебного материала учащимися
В данной работе мы рассмотрели сущность процесса усвоения знаний, структуру урока усвоения новых знаний, а также проанализировали несколько уроков формирования новых знаний. Мы выяснили, что организация изучения нового учебного материала учащимися – это сложный процесс, требующий тщательной подготовки. На основе данной работы и анализа научно-методической литературы можно предложить ряд условий эффективного усвоения нового учебного материала учащимися.
На наш взгляд, вышеназванные условия необходимы для эффективного усвоения учащимися нового учебного материала. Можно сказать, что организация деятельности учителя по изучению нового учебного материала учащимися включает в себя множество компонентов и требует соблюдения определённых условий.
Заключение
Целью данной работы было выявление условий успешного изучения нового учебного материала учащимися начальных классов. На основе анализа литературы нами были выделены психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста. Можно сказать, что младший школьный возраст – особый период в жизни ребёнка, требующий особого подхода при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Учителю необходимо знать особенности данного возраста, так как он формирует не только знания учащихся, но и личность в целом.
Также на основе анализа литературы нами выделены этапы процесса усвоения знаний. Данный процесс состоит из таких этапов, как восприятие, осмысление, осознание, запоминание, обобщение, систематизация. Данный процесс является основой структуры урока формирования новых знаний. В начальной школе выдерживание этой структуры имеет особенно большое значение, так как знания должны представляться учащимся последовательно и систематично.
При
изучении литературы были выделены также
способы организации
В практической части данного исследования были отражены посещение и анализ нескольких уроков формирования новых знаний.
Таким образом, на основе изучения литературы и анализа уроков нами были выявлены несколько условий успешного усвоения нового учебного материала учащимися начальных классов. К ним относятся:
- наличие в ходе урока этапа актуализации знаний, необходимого для успешного усвоения новых знаний;
- применение принципов преемственности между уроками и связи обучения с жизнью;
- чёткая постановка темы и конкретизация целей урока, что является завязкой всего урока, ориентирует учащихся на осознанную работу;
- мотивация познавательной
- отбор соответствующих методов
и средств обучения, которые должны
соответствовать цели урока,
- взаимосвязь всех компонентов
и этапов урока. Данное
Таким
образом, мы выяснили, что процесс
формирования новых знаний у учащихся
младших классов имеет свои особенности.
Для успешного усвоения знаний учащимися
учитель должен соблюдать определённые
условия при организации изучения учащимися
нового учебного материала.
Литература