Организация деятельности учителя начальных классов по изучению нового учебного материала учащимися

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия эффективного усвоения нового учебного материала учащимися начальных классов
Задачи:
изучить педагогическую и методическую литературу
выявить критерии усвоения нового учебного материала учащимися
выявить условия успешного усвоения нового учебного материала учащимися

Содержание

Глава 1. Структура и методика урока усвоения новых знаний 5
1.1. Возрастные особенности младших школьников 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения
знаний 8
1.3. Структура урока усвоения новых знаний 13
1.4. Деятельность учителя по организации изучения нового
материала учащимися 17
Глава 2. Особенности организации деятельности учителя
начальных классов по изучению нового материала учащимися 27
2.1. Способы организации учителем изучения нового материала учащимися и критерии его усвоения 27
2.2. Аспектный анализ уроков во 2 «а» классе школы №21 «Организация деятельности учителя по успешному усвоению нового учебного материала учащимися» 28
2.3. Условия эффективного усвоения нового учебного материала
учащимися

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

     Но  тему и цель урока учитель проговаривает  самостоятельно.

     Восприятие  нового материала начинается с рассказа и анализа карты. Затем используется рассказ, продолжением которого является постановка опыта.

     Основными методами на данном уроке являются рассказ и беседа. В ходе беседы используются вопросы эвристического характера.

     На  уроке учитель использует разнообразные  приёмы. Например, приём сравнения для сопоставления различных природных зон. Также используется приём составления цепи питания, который способствует развитию способности анализировать и синтезировать. Также используется игровой приём, что способствует развитию внимания и скорости реакции учащихся.

     Ближе к концу урока учитель вместе с учащимися подводит итог опыта.

     Этап  обобщения знаний не содержит определённых приёмов. Учитель с помощью репродуктивных вопросов выясняет, что учащиеся усвоили из изученного материала.

     На  данном уроке используется большее  число методов и приёмов, чем  на предыдущем.

     Этап  актуализации знаний содержит в себе репродуктивные вопросы, и учащиеся вспоминают изученный материал.

     На  данном уроке используется плавный  переход от актуализации знаний к  постановке темы и цели. Но тема и  цель по-прежнему проговаривается учителем.

     На  данном уроке уже используются задания  эвристического характера, хотя основными методами остаются рассказ и беседа.

     Очень важным приёмом является составление  цепи питания. Учащиеся могут не просто устно высказать свои знания, а  создать определённый продукт деятельности. В данном случае это цепь питания, составленная с помощью картинок. У учащихся есть возможность сравнить своё мнение с мнением других учащихся. Данный приём является достаточно сильным средством мотивации деятельности и познавательной активности.

     Использование на уроке практического метода также  является сильным стимулирующим  средством, а также способом более чёткого, полного усвоения сущности изучаемого материала. Учащиеся имеют возможность увидеть процесс своими глазами и выявить причинно-следственную связь между явлениями. Применение опыта стимулирует интерес учащихся.

     К способам мотивации можно отнести использование практического метода, приёма сравнения, эвристических вопросов, игры. Мотивирует детей только то, что им интересно.

     Таким образом, данный урок более разнообразен по использованию методов и приёмов  обучения. Учитель использует все методы и приёмы вполне уместно и правильно, что является залогом успешности урока. Но на данном уроке есть и недостатки. Учитель не использует методов или приёмов, которые привлекают к работе абсолютно всех учащихся. Хотя многие ученики активно работают на уроке.

     Проанализировав данные уроки, можно сказать, что  учитель довольно успешно использует методы и приёмы обучения. Но прослеживается однообразие методов, приёмов и форм обучения. Не были использованы методы и приёмы, которые привлекали бы к работе абсолютно всех учащихся, а также учащиеся не участвовали в постановке цели урока.

     После изучения нескольких тем, учителем была проведена контрольная работа. По результатам данной контрольной  работы можно сказать, что знания всех учащихся соответствуют первому и второму критериям усвоения знаний, т.е. усвоение знаний на репродуктивном уровне. В работе были такие задания репродуктивного характера, как «Какие природные зоны пропущены?», «Какая природная зона окрашена жёлтым цветом?» и т.д. Четвёртому критерию усвоения знаний, т.е. способности применять их на практике, соответствуют знания не всех учащихся. Были даны задания такого типа: сравни природные зоны, что общего у природных зон, что было бы, если бы в экосистеме не было «мусорщиков» и т.д. Задания такого типа вызвали затруднения у 6 из 33 учащихся. В целом контрольную работу учащиеся выполнили хорошо. 25 учащихся получили оценку «5», 8 учеников получили оценку «4».

     По  результатам контрольной работы можно сделать вывод, что учитель  правильно организовал деятельность по изучению учащимися нового учебного материала, хотя есть необходимость разнообразить круг применяемых методов и приёмов обучения. 

     2.3. Условия эффективного усвоения нового учебного материала учащимися

     В данной работе мы рассмотрели сущность процесса усвоения знаний, структуру урока усвоения новых знаний, а также проанализировали несколько уроков формирования новых знаний. Мы выяснили, что организация изучения нового учебного материала учащимися – это сложный процесс, требующий тщательной подготовки. На основе данной работы и анализа научно-методической литературы можно предложить ряд условий эффективного усвоения нового учебного материала учащимися.

  1. Наличие в уроке этапа актуализации знаний. Для успешного усвоения знания учащиеся должны получать их в системе. Если ученики не видят связи между изученным материалом и новым, у них возникают трудности при понимании и запоминании данного материала.
  2. Чёткая постановка темы и цели урока. Постановка темы и цели является обязательным этапом урока в начальной школе, особенно на уроке формирования новых знаний. Учащиеся должны знать цель своей деятельности, к каким результатам они придут к концу урока и как они смогут это использовать. Если на уроке отсутствует данный этап, то можно сказать, что в уроке отсутствует начало, та исходная точка, от которой начинается движение к цели. Если же учащиеся не осознают цели урока, то у них нет стремления узнать то новое, что предполагается на данном уроке. Соответственно, восприятие и усвоение материала происходит на более низком уровне, чем должно.
  3. Мотивация познавательной активности учащихся. Данное условие не является отдельным этапом урока усвоения новых знаний. Мотивация идёт в течение всего урока. Данный процесс заключается  в использовании приёмов, методов, средств обучения, которые привлекают внимание учащихся к объекту изучения, активизируют их познавательный интерес. В начальной школе мотивация играет особенно большую роль, так как у младших школьников ещё не сформированы социальные мотивы обучения. Поэтому, чтобы учащиеся стремились учиться, их необходимо заинтересовывать содержанием и формой обучения.
  4. Отбор соответствующих методов и средств обучения. При наличии огромного количества методов обучения учитель должен уметь ориентироваться в них и выбирать наиболее актуальные. Учитель должен отбирать методы в зависимости от целей обучения, уровня развития учащихся, от содержания материала (от сложности, объёма, доступности), от самого метода и его функций, от возможностей самого учителя,  от учебных возможностей. В соответствии с методами должны быть выбраны и средства обучения, что является необходимым компонентом урока в начальной школе, особенно урока усвоения нового учебного материла.
  5. Взаимосвязь всех компонентов и этапов урока. Данное условие является как бы обобщающим предыдущие четыре условия. Т.е. все компоненты урока не должны быть оторваны друг от друга и выбираться только по критерию полезности для учащихся. Они должны соответствовать друг другу. Один этап урока должен плавно переходить в другой. Например, актуализация знаний не может быть оторвана от содержания нового материла, приёмы мотивации должны органично вливаться в процесс обучения, должны быть связаны с применяемыми методами обучения. Таким образом, данное условие является обобщающим для всех остальных условий эффективного усвоения нового учебного материала.

     На  наш взгляд, вышеназванные условия  необходимы для эффективного усвоения учащимися нового учебного материала. Можно сказать, что организация деятельности учителя по изучению нового учебного материала учащимися включает в себя множество компонентов и требует соблюдения определённых условий.

 

      Заключение 

     Целью данной работы было выявление условий  успешного изучения нового учебного материала учащимися начальных  классов. На основе анализа литературы нами были выделены психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста. Можно сказать, что младший школьный возраст – особый период в жизни ребёнка, требующий особого подхода при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Учителю необходимо знать особенности данного возраста, так как он формирует не только знания учащихся, но и личность в целом.

     Также на основе анализа литературы нами выделены этапы процесса усвоения знаний. Данный процесс состоит из таких  этапов, как восприятие, осмысление, осознание, запоминание, обобщение, систематизация. Данный процесс является основой структуры урока формирования новых знаний. В начальной школе выдерживание этой структуры имеет особенно большое значение, так как знания должны представляться учащимся последовательно и систематично.

     При изучении литературы были выделены также  способы организации деятельности учителя по изучению нового материала  учащимися. Урок формирования новых  знаний требует применения особых способов, средств организации деятельности.

     В практической части данного исследования были отражены посещение и анализ нескольких уроков формирования новых знаний.

     Таким образом, на основе изучения литературы и анализа уроков нами были выявлены несколько условий успешного  усвоения нового учебного материала учащимися начальных классов. К ним относятся:

      - наличие в ходе урока этапа  актуализации знаний, необходимого для успешного усвоения новых знаний;

       - применение принципов преемственности между уроками и связи обучения с жизнью;

      - чёткая постановка темы и конкретизация целей урока, что является завязкой всего урока, ориентирует учащихся на осознанную работу;

      - мотивация познавательной активности  учащихся, что особенно важно  в начальной школе, так как  основным мотивом учебной деятельности является интерес учащихся;

      - отбор соответствующих методов  и средств обучения, которые должны  соответствовать цели урока, возрастным  особенностям и возможностям  учащихся;

      - взаимосвязь всех компонентов  и этапов урока. Данное условие  является обязательным для любого урока в любом классе. Но на уроке формирования новых знаний оно приобретает особое значение, так как происходит осмысление учащимися сути изучаемого процесса или явления.

     Таким образом, мы выяснили, что процесс  формирования новых знаний у учащихся младших классов имеет свои особенности. Для успешного усвоения знаний учащимися учитель должен соблюдать определённые условия при организации изучения учащимися нового учебного материала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

  1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. - М.: «Сентябрь», 2004. – 160 с.
  2. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: «Педагогика», 1972. – 162 с.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  4. Занимательность обучения – важное средство развития познавательных интересов учащихся на уроках «Окружающего мира»/В.Н. Зубович//Начальное образование. – 2006. - №2. – с.27 – 30.
  5. Как планировать работу./Сост. Минич О.А. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004. – 128 с.
  6. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.- 336 с.
  7. Когда хочется учиться/Л.Л. Тимофеева//Начальная школа. – 2007. - №10. – с. 41 - 47.
  8. Мижериков В.А., Пидкасистый П.И. Словарь-справочник по педагогике. Изд-во Сфера, 2004. – 448 с.
  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
  10. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя: учебник/П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов. – М.: МпСИ Флинта, 1998. – 336 с.
  11. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.
  12. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  13. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 640 с.
  14. П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 212 с.
  15. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400с.
  16. Практикум по дидактике и методикам обучения/А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.
  17. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности/Н.А. Фролова//Начальная школа. – 2006. - №2. – с.50 – 54.
  18. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А. Гин. – 7-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006 – 112 с.
  19. Профессионально-педагогические понятия: Слов./сост. Г.М. Романцев, В.А. Фёдоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; Под ред. Г.М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та,2005. – 456 с.
  20. Развитие познавательного интереса младших школьников/И.В. Валеева//Начальное образование. – 2004. - №3. – с. 29 – 31.
  21. Секреты урока/Сост. Т.Е. Заводова. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с.
  22. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособие для преподавателей/Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: педагогическое общество России, 2000. – 102 с.
  23. Схема анализа урока/Н.Ф. Виноградова//Начальное образование. – 2005. - №3. – с. 50 – 52.
  24. Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. вузов/В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 474 с.
  25. Терехова Н.В. Подготовка учителя к уроку: Учебно-методическое пособие. – Сургут: РИО СурГПИ, 2002. – 44 с.
  26. Технология посещения и анализа урока: Учебно-методическое пособие/Сост. Н.В. Терехова. – Сургут: РИО СурГПИ, 2001. – 33 с.
  27. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников/И.В. Шпика//Начальная школа. – 2007. - №2. – с. 18 – 19.
  28. «Учитель года Москвы - 2003». Конспекты уроков в начальной школе. - М.: Издательство «Ювента», 2004. - 80 с.
  29. Учить младших школьников учиться/А.А. Плигин//Начальная школа. – 2007. – №11. – с. 33 – 36.
  30. Формирование учебной мотивации в начальной школе/Е.В. Задунова, А.А. Омельченко//Начальная школа. – 2007. - №2. – с. 20 - 22.
  31. «Школа 2100». Приоритетные направления развития образовательной программы/Под научной ред. А.А. Леонтьева. Вып. 4. – М.: Баласс, 2000. – 208 с.
  32. http://pages.marsu.ru/ruem/metod/help/c3.htm

Информация о работе Организация деятельности учителя начальных классов по изучению нового учебного материала учащимися