Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:26, курсовая работа
Цель: выявить условия эффективного усвоения нового учебного материала учащимися начальных классов
Задачи:
изучить педагогическую и методическую литературу
выявить критерии усвоения нового учебного материала учащимися
выявить условия успешного усвоения нового учебного материала учащимися
Глава 1. Структура и методика урока усвоения новых знаний 5
1.1. Возрастные особенности младших школьников 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения
знаний 8
1.3. Структура урока усвоения новых знаний 13
1.4. Деятельность учителя по организации изучения нового
материала учащимися 17
Глава 2. Особенности организации деятельности учителя
начальных классов по изучению нового материала учащимися 27
2.1. Способы организации учителем изучения нового материала учащимися и критерии его усвоения 27
2.2. Аспектный анализ уроков во 2 «а» классе школы №21 «Организация деятельности учителя по успешному усвоению нового учебного материала учащимися» 28
2.3. Условия эффективного усвоения нового учебного материала
учащимися
Для правильного построения урока усвоения новых знаний и чёткого руководства учебно-воспитательным процессом большое значение имеет понимание структуры процесса усвоения, его основных компонентов, взаимосвязей и зависимостей, знание факторов, влияющих на этот процесс.
Психологи отмечают, что усвоение как познавательная деятельность включает в себя ряд психических процессов: восприятие, мышление, память. Также оно связано с особенностями личности – чувствами, волей, отношением к действительности, склонностями и интересами, интеллектуальными качествами личности.
Усвоение знаний – сложный психолого-педагогический процесс. В его структуре можно выделить 3 основных дидактических компонента: 1) восприятие и осознание учебного материала, осмысление объективных связей и отношений между предметами и явлениями и раскрытие их внутренней сущности; 2) запоминание; 3) обобщение и систематизация. [11, c. 60]
Рассмотрим основные компоненты процесса усвоения.
Восприятие – это первый этап усвоения знаний. Человек не может усвоить что-либо, не восприняв это в той или иной форме. В процессе восприятия одновременно осуществляется и первичное понимание материала.
Понимание тесно связано с процессом восприятия учебного материала. Его существенным признаком является направленность деятельности учителя и учащихся на раскрытие объективных связей и отношений в объектах реального мира, выявление сущности предметов и явлений. Понимание может выражаться в выявлении значения отдельных слов и внутреннего смысла суждений. В процессе обучения понимание не всегда происходит мгновенно. Часто оно требует специальной подготовки и применения специфических методов и приёмов обучения. По признаку глубины отражения связей и отношений в процессе понимания учебного материала можно выделить несколько звеньев: 1) осознание учащимися нового материала, фактов, событий и т.д.; 2) осмысление внутренних связей и отношений; 3) инсайт как внезапное нахождение принципа творческого решения проблемы или понимания ситуации. [15, c. 119]
Термины «осознание» и «осмысление» часто применяются как синонимы слова «понимание». Но как педагогические понятия их следует различать.
Осознание
можно представить как
Осознание – это в основном понимание частей целого, элементов системы, значений объектов и отдельных слов. Как начальная ступень понимания осознание во многих случаях связано с узнаванием предмета, соотнесением его с известными, имеющимися в представлениях объектами.
Но осознание не всегда сводится к узнаванию. Встречаются объекты мало похожие на ранее увиденное. В таких случаях учащиеся определяют какие-то наиболее общие их признаки, но назвать их не могут. Для осознания таких объектов им необходима помощь учителя, который или сам объясняет учащимся существенные признаки изучаемого объекта, или последовательно поставленными вопросами и заданиями подводит к выявлению этих признаков или внешних связей и отношений.
Во время первичного ознакомления с материалом по учебнику осознание заключается в понимании значения отдельных слов, терминов, мыслей, предложений.
Осознание играет важную роль для накопления представлений, знаний, фактов, значений слов, терминов как необходимая предпосылка для усвоения более сложного материала - понятий и их категорий, теорий и ведущих идей науки. [15, c. 121]
Следующее понятие, которое можно выделить в процессе усвоения, это осмысление. Осмысление означает более высокую степень понимания. Оно заключается в раскрытии объективных связей между отдельными элементами изучаемого целого - предметами, явлениями, процессами, в тексте учебника - словами, мыслями, теоретическими положениями. Это понимание на уровне раскрытия сущности явлений и процессов реальной действительности.
Осмысление - это понимание целого, целостной теории как системы знаний. Осмыслить то или иное событие - значит определить его место среди других событий, причины, его вызвавшие, результаты или следствия, к которым оно приведёт, выявить взаимосвязи его с другими событиями. [11, c. 66]
В реальном педагогическом процессе осознание и осмысление осуществляются одновременно. Но на отдельных этапах усвоения может несколько преобладать, то один из них, то другой. Во время первичного ознакомления учащихся с материалом преобладает осознание: учащиеся воспринимают и осознают отдельные предметы, их признаки, свойства, значения отдельных слов. Осмысление имеет ограниченный характер. Только по окончании изложения можно вернуться к содержанию, чтобы установить соответствующие внутренние связи, т.е. произвести осмысление. Осознание может осуществляться непосредственно, если правильно организовать работу учащихся. Для осмысления же часто нужна специальная деятельность.
Запоминание учебного материала как звено процесса усвоения и воспроизведения, как один из критериев этого процесса издавна считается важной задачей обучения.
Различаются 3 вида запоминания: 1) первичное запечатление; 2) текущее запоминание; 3) закрепление. [11, c. 71]
Первичное запечатление играет важную роль в обучении. Доказано, что первичное запечатление прочно впечатывается в память. Оно проявляет тенденцию к стойкому сохранению в памяти, а последующие изменения плохо сохраняются в ней, поэтому следует так построить учебный процесс, чтобы первичное запечатление и его воспроизведение было как можно полнее и точнее.
Под «текущим запоминанием» понимается запоминание учебного материала не в результате специального заучивания, а в процессе активной познавательной деятельности, направленной на восприятие, осмысление, обобщение и систематизацию знаний.
Выделяется произвольное и непроизвольное запоминание. Непроизвольное запоминание осуществляется без применения специальных приёмов. Лучше всего запоминается то, что представляет интерес для учащихся и имеет для них большое значение.
Произвольное
запоминание характеризуется
Закрепление осуществляется как в процессе непосредственного изучения нового материала, так и на последующих уроках. Оно в первую очередь обеспечивается активной учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке, направленной на усвоение новых знаний.
Знания, подлежащие прочному запоминанию и закреплению, должны быть глубоко осмыслены.
Обобщение и систематизация знаний являются сложными и взаимосвязанными процессами.
Под обобщением понимается мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов. На основе обобщения учащиеся усваивают понятия, законы, идеи, теории, т.е. отдельные знания, их системы и структуры.
Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. Высшей формой систематизации является упорядочение
изучаемого и усвоенного прежде материала в такую систему, в которой бы чётко различались её отдельные компоненты и связи между ними.
[13, c. 104]
Таким образом, мы рассмотрели основные компоненты процесса усвоения новых знаний, представляющего собой сложную динамическую структуру. Эта структура и является исходным началом для формирования структуры урока усвоения новых знаний.
1.2. Структура урока усвоения новых знаний
Структура урока усвоения новых знаний определяется исходя из структуры процесса усвоения.
Можно выделить следующие задачи урока данного типа:
дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, правилах и т.д.;
добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению;
добиться усвоения учащимися метода воспроизведения материала. [6, c.154]
Урок усвоения новых знаний предполагает следующую примерную структуру:
1.
Проверка домашнего задания,
2.
Сообщение темы, цели, задач урока
и мотивация учебной
3.
Восприятие и первичное
4.
Обобщение и систематизация
5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания. [11, c. 83]
Первым этапом урока является проверка домашнего задания. Но на данном этапе происходит не просто проверка того, как дети выполнили домашнее задание, но и актуализация знаний, выявление уровня усвоения учащимися знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний.
С
проверкой домашних заданий тесно
связано воспроизведение
Для проверки уровня усвоения изученного материала часто используют устный опрос. Учитель дополняет, уточняет ответы учащихся и таким образом подводит их к восприятию нового материала.
В ходе проверки домашнего задания на основе беседы или письменной работы учитель выявляет качество опорных представлений учащихся, а затем, используя соответствующие методы, исправляет их при необходимости. Актуализация и коррекция опорных знаний занимает на уроке 5 – 7 минут. [15, c. 236]
В начальных классах актуализация знаний имеет особенно большое значение, так как представления детей очень яркие и живые, но зачастую бедны содержанием.
Следующим этапом урока является сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Чаще всего тему урока учитель сообщает в начале занятия или при переходе к новой теме. Большинство учителей сообщает при этом и основные вопросы, подлежащие усвоению. Учащиеся должны чётко представлять, какой должен быть предполагаемый результат их учебной деятельности и уметь соответствующим образом спланировать свою работу.
Существует множество приёмов сообщения учащимся цели урока. Их выбор зависит от содержания материала, целей обучения, особенностей и возможностей учащихся. Самым элементарным способом постановки цели является сообщение её одновременно с объявлением темы.
Цель урока можно сообщить в виде проблемного задания или эвристического вопроса, которые создают проблемную ситуацию и вызывают у детей стремление преодолеть противоречие. [24, c. 235]
Ещё одним вариантом постановки цели является предварительная запись и вывешивание её в кабинете. Часто учителя создают специальные стенды «Что сегодня на уроке?». Перед каждым уроком на стенд вывешивается плакат, где зафиксирована тема, цель, задачи, вопросы, требующие разрешения. На перемене учащиеся знакомятся с содержанием плаката, настраиваясь, таким образом, на предстоящую деятельность. [11, c. 85]
Успешность усвоения знаний учащимися зависит как от постановки цели, так и от выработки мотивов.
Мотивация учения школьников не выделяется в отдельный этап. Она происходит в течение всего занятия. В процессе изучения нового материала также могут быть применены различные приёмы мотивации. Выбор приёмов зависит от содержания материала, условий проведения урока, подготовленности урока. Различные мотивы можно определить даже к разным частям одной темы.
Таким образом, проверка домашних заданий, актуализация знаний, постановка цели урока и мотивация учения являются средствами подготовки учащихся к усвоению новых знаний.
Далее можно выделить такой этап урока, как восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. [11, c. 88]