Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:26, курсовая работа
Цель: выявить условия эффективного усвоения нового учебного материала учащимися начальных классов
Задачи:
изучить педагогическую и методическую литературу
выявить критерии усвоения нового учебного материала учащимися
выявить условия успешного усвоения нового учебного материала учащимися
Глава 1. Структура и методика урока усвоения новых знаний 5
1.1. Возрастные особенности младших школьников 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения
знаний 8
1.3. Структура урока усвоения новых знаний 13
1.4. Деятельность учителя по организации изучения нового
материала учащимися 17
Глава 2. Особенности организации деятельности учителя
начальных классов по изучению нового материала учащимися 27
2.1. Способы организации учителем изучения нового материала учащимися и критерии его усвоения 27
2.2. Аспектный анализ уроков во 2 «а» классе школы №21 «Организация деятельности учителя по успешному усвоению нового учебного материала учащимися» 28
2.3. Условия эффективного усвоения нового учебного материала
учащимися
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Тюменский государственный университет
Институт педагогики, психологии и управления
Кафедра
общей и социальной педагогики
Курсовая работа
«Организация
деятельности учителя начальных классов
по изучению нового учебного материала
учащимися»
Выполнила:
студентка 4 курса
гр. 2944, ПиМНО
Гайлис
А.И.
Проверила:
к.п.н., доцент
Терехова Н.В.
Тюмень 2008
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Структура и методика урока усвоения новых знаний 5
1.1. Возрастные особенности младших школьников 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения
знаний 8
1.3. Структура урока усвоения новых знаний 13
1.4. Деятельность учителя по организации изучения нового
материала учащимися 17
Глава 2. Особенности организации деятельности учителя
начальных классов по изучению нового материала учащимися 27
2.1. Способы организации учителем изучения нового материала учащимися и критерии его усвоения 27
2.2. Аспектный анализ уроков во 2 «а» классе школы №21 «Организация деятельности учителя по успешному усвоению нового учебного материала учащимися» 28
2.3. Условия эффективного усвоения нового учебного материала
учащимися 38
Заключение 41
Литература 43
Приложение 46
Введение
Процесс обучения в школе является сложной, многокомпонентной системой. Он включает в себя деятельность учителя, деятельность учащихся. Но деятельность учащихся зависит от того, как будет действовать учитель, от правильности построения урока. Эффективная деятельность учащихся вообще возможна только при правильной организации её учителем. Именно учитель задаёт цель деятельности, стимулирует эту деятельность, организует её. Это относится к любой ступени обучения. Но особенно важна правильная организация обучения в начальной школе. Младшие школьники обладают своими особенностями в протекании познавательных процессов, в эмоциональном и психологическом развитии. В начальной школе закладывается основа для последующего обучения ребёнка и для жизни в целом.
Особое значение имеют уроки формирования новых знаний. У младших школьников находятся на стадии формирования все мыслительные операции и психические процессы. Этим обуславливается сложность усвоения знаний учащимися. Поэтому учитель должен уметь организовывать деятельность по усвоению новых знаний учащимися.
В настоящее время у учителя существует огромный выбор методов, приёмов, форм, средств обучения. Но все они имеют свою специфику и должны использоваться в определённых ситуациях. Учитель должен уметь ориентироваться в них. Для этого он должен знать от чего зависит организация деятельности по изучению нового учебного материала учащимися.
Данные факты приводят к необходимости выявления условий эффективного усвоения знаний учащимися начальных классов.
Объект: организация деятельности учителя начальных классов по изучению нового учебного материала учащимися.
Предмет: условия успешного изучения нового учебного материала учащимися начальных классов.
Цель: выявить условия эффективного усвоения нового учебного материала учащимися начальных классов
Задачи:
Методы:
Гипотеза:
Процесс изучения нового учебного материала
учащимися начальных классов будет успешным,
если при его организации учитель будет
соблюдать необходимые условия.
Глава 1. Структура
и методика урока усвоения
новых знаний
В жизни человека выделяются несколько возрастных периодов. Каждый период имеет свои особенности, характерные черты. Особенно чётко это проявляется в период школьного обучения. Организация учебной деятельности во многом зависит от возраста, уровня развития учащихся. В.В. Давыдов писал, что младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Психологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать окончательно изученными. По мнению В.В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.
Когда ребёнок приходит в школу, меняется вся система его отношений с действительностью. Меняется социальная ситуация развития, которая, в свою очередь, требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной.
Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний, накопленных человечеством. [9, c. 320]
Формирование учебной деятельности основывается на психологических особенностях данного возраста.
К
концу дошкольного периода у
ребёнка формируется ряд
- стремление к общественно значимой деятельности;
- способность управлять своим поведением;
- умение делать простые
- практическое овладение речью;
- умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми. [15, c. 71]
И.П. Подласый одной из особенностей современных первоклассников называет «демократичность» в общении с учителями, непроизвольность поведения, неумение регулировать свои действия в соответствии с нормами школьной жизни.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития ребёнка. В этом возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая деятельность коры. В это время быстро развивается психика ребёнка. Процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения. Младшие школьники в высокой степени возбудимы. У них повышается точность работы органов чувств.
Своими особенностями обладает восприятие младших школьников. Оно отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Учащиеся могут путать некоторые понятия и предметы, но они воспринимают окружающую жизнь с живым любопытством. Слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на эту особенность, учитель должен приучать школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивать наблюдательность. К концу начальной школы восприятие учащихся становится более сложным, анализирующим, дифференцирующим. [15, c. 73]
Ещё один важный психический процесс – внимание. У младших школьников оно непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено в объёме. Поэтому большое значение имеет воспитание культуры внимания. Этот факт является основанием для использования учителем начальных классов способов, средств обучения, которые привлекают внимание, заинтересовывают учащихся. Учение требует от ребёнка постоянного сосредоточения внимания. Произвольное внимание развивается постепенно, вместе с другими функциями.
Самый сложный психический процесс – мышление – у учащихся начальной школы также имеет свои особенности. Мышление детей развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Дети мыслят образами. У них плохо развито абстрактное мышление. Задача начальной школы – развить интеллект учащихся до уровня понимания причинно-следственных связей. Ещё Л.С. Выготский говорил, что именно в школе интеллект ребёнка развивается так интенсивно, как ни в какое другое время. При различной организации учебно-воспитательного процесса можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.
Мышление детей развивается в тесной связи с речью. Школьное обучение влияет не только на обогащение словарного запаса детей, но и на умение устно и письменно излагать свои мысли.
Неотъемлемым компонентом процесса усвоения является такой психический процесс, как память. Естественные возможности младшего школьника очень велики. Его память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Лучше всего запоминается интересный, яркий, конкретный материал. Но младшие школьники ещё не могут правильно распорядиться своей памятью. Поэтому целью школьного обучения является выработка у учащихся умения самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.
Не менее значимым условием обучения является мотивация учения. Когда ребёнок приходит в школу, учебной деятельности ещё нет. Она должна быть сформирована. Очень важной проблемой при этом является умение учиться самому. Главная задача начальной школы – прежде всего, научить ребёнка учиться. Одна из трудностей заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не совпадает с содержанием деятельности, которую он должен выполнять. Поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу. Процесс учения должен строиться так, чтобы его мотив был связан с собственным внутренним содержанием предмета усвоения. Д.Б. Эльконин считал, что побуждать к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Поэтому необходимо формировать познавательную активность. [15, c. 75]
В младшем школьном возрасте мотивационная сфера отстаёт по темпам развития от интеллектуальной. Воля ещё не сформирована, мотивы не осознаются. Младший школьник совершает много необдуманных действий. Повышенная чувствительность превалирует над доводами разума. Поэтому важной задачей учителя является формирование мотивов деятельности, помощь в осознании целей тех или иных действий. [15, c. 76]
Развитие
младшего школьника – очень сложный
и противоречивый процесс. В этом
возрасте человек должен очень многое
понять. Основная задача этого возраста
– постижение окружающего мира. На этом
этапе интенсивно формируются интеллектуальные,
социальные и нравственные качества, многие
из которых впоследствии изменить будет
очень трудно.
При рассмотрении психологической основы урока формирования новых знаний можно выделить такое понятие как усвоение. Главной целью учителя на уроке является усвоение учащимися знаний. Поэтому необходимо понять смысл понятия усвоения.
Психолог
Якиманская И.С. считает, что усвоение
– это превращение общественно-
Таким образом, под усвоением мы будем понимать учебно-познавательную деятельность, направленную на сознательное и прочное овладение понятиями, принципами, законами, теориями и другими формами знаний, способами выполнения действий и превращение их в личное достояние каждого ученика.