Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:
- создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;
- обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий "творческая деятельность, "творческие способности" младших школьников
1.2 Анализ практического опыта развитие творческих способностей младших школьников
1.3 Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Выводы по I главе
Глава II. Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников
2.1 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий
2.2 Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей
2.3 Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Кто поднимет, тот и выйдет!
4. В тетради выполнить задание № 2 на стр. 20.
Урок-путешествие "Встреча со сказкой"
Цель урока:
Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, переключаемости внимания, умения анализировать, обобщать;
Формировать потребности постоянного чтения книг, обогащать читательский опыт учащихся;
Воспитывать интерес
к чтению, умение работать дружно, проявлять
самостоятельность и
Оборудование:
выставка книг "Русские народные сказки";
карточки с отрывками из сказок;
предметы для инсценировки сказок: скатерть, тарелка
мешок, вёдра, метла.
наглядный материал с изображением предметов из сказок.
таблицы с названиями сказок;
маски петуха, мышонка, снегурочки
иллюстрации к русским народным сказкам;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
-Ребята, сегодня
разговор пойдет о сказке. Для
нас давно стало привычным
существование автомобилей,
3. Актуализация знаний.
- Ребята, мы с вами
долго готовились к этому
-Бытовые. Это сказки о животных. В них нет волшебных превращений. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой и обманутый.
-Есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Они тоже относятся к бытовым сказкам.
- Волшебные. Они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.
-Литературные сказки. Это те, которые сочинили и написали писатели.
У каждого народа есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства : Чему же учит нас сказка? (ответы детей)
-Она учит нас добру и справедливости, учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.
Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин говорит: "Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". Сказка - ложь оказывается самой прекрасной правдой, сказки помогают нам быть добрее.
Кто не верит - пусть поверит
Я любому гостю рад!
Открывая в сказку двери
Приглашаю всех ребят!
4. Работа над сказками.
-Ребята, сегодня
мы с вами отправимся в
Станция " Загадочная" (выходит ученица )
Сказка, сказка, прибаутка
Рассказать ее не шутка.
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и стар, и мал
От нее не задремал.
Ученица: Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Страну сказок. Меня зовут Алёнушка. Помните, в какой сказке я живу? ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка", " Гуси - лебеди".)
В корзине у меня есть сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы?
(ответы детей)
1. "Репка". 2. "Лиса и журавль". 3. "Гуси и лебеди". 4. "Курочка - Ряба". 5. "Царевна - лягушка". 6. "Кот, петух и лиса" (кот вызволял петуха гуслями) 7. "Сказка о молодильных яблоках и живой воде" "Гуси - лебеди". 8. "Сивка - бурка". "Иван - царевич и серый волк".
А еще у меня есть сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма?
1) Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
- Ох, никак не вытянуть
-Ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут:
Победит упрямицу дружный общий труд
Кто засел так крепко?
Может это : ( Репка ).
2) Спасите. Нас съел серый волк. ( Козлята).
3) "Несёт меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы " (Петушок).
4) Что надо сказать, чтобы открылся вход в пещеру? (Сим-сим откройся).
- Сказочники воплотили
в главных героях сказок
Учитель: Мы летим дальше. И Аленушку мы берем с собой в наше сказочное путешествие. Следующая станция называется "Ты - мне, я - тебе".
-Сегодня ребята
выступают в роли героев
(Ребята по одному выходят к доске и задают вопросы к классу).
Я - Иванушка из сказки "Гуси - лебеди". Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы - Яги? (Мышь).
Я - Лисичка - сестричка из русской народной сказки "Лисичка - сестричка и волк". Ответьте мне на вопрос, куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В реку ).
Я - Мороз - Синий нос из русской народной сказки "Два Мороза". Кого я морозил? (Барина ).
Я - падчерица из сказки " Морозко". Вот моя загадка. Что подарил мне Дед Мороз? (Сундук ).
Я - Лисичка из сказки " Лиса и журавль". Скажите, какой кашей я угощала журавля? (Манной ).
Я - Кот из сказки "Кот, Петух и Лиса". Моя загадка такая. На чем я играл у лисьей норы? (На гуслях).
Я - Снегурочка. Скажите, чему я обрадовалась весенним деньком? ( Граду ).
- По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные сказки).
Учитель: На ковре - самолете мы летим дальше. Следующая станция называется "Снегурочка". Отгадайте загадку:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
Слезы льет, бедняжка.
(Снегурочка).
-Кто отгадал, какая это сказка. (Русская сказка " Снегурочка").
Инсценировка сказки "Снегурочка". (дети показывают сказку)
Учитель. Назовите главную причину исчезновения Снегурочки. ( Она растаяла.)
Учитель. Мы летим дальше. Следующая станция называется "Закончи пословицу"
В каждую пословицу народ вкладывает свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: "Сказка - ложь, да в ней:". Продолжите пословицу. (Намек, добрым молодцам урок.)
- Труд человека кормит, а: (лень портит.)
- Раз соврал - навек: (лгуном стал.)
- Кто других не любит: ( сам себя губит.)
- Кончил дело - : (гуляй смело.)
- Человек от лени болеет, а: (от труда здоровеет.)
- Худо тому, кто: (добра не делает никому.)
- Учись доброму: (худое на ум не пойдет.)
- Горька работа: (да хлеб сладок).
К какой известной русской народной сказке подходит последняя пословица?
- Русская народная сказка "Колосок".
Инсценировка сказки "Колосок" (дети показывают сказку)
- Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит нас тому, что каждый получает то, что он заработал.)
Учитель. Ребята, мы летим дальше. Следующая станция называется "Сказочный аукцион".
Кому принадлежат эти слова из сказки?
"Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано". (Корова - "Хаврошечка")
"Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная". (Морозко)
"Не пей, братец, козленочком станешь". (Аленушка)
"Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел". (Баба Яга)
"Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой". (Иван-дурак)
"Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам". (Лиса).
"Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы". (Петушок)
"Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла". (Волк).
"Вижу - вижу! Не
садись на пенек, не ешь
"Ищи меня за
тридевять земель, в тридесятом
царстве, в тридесятом
Учитель. Какие признаки русских народных сказок вы знаете? (сказочные зачин и концовка, волшебные предметы, устойчивые сочетания слов)
Учитель. Мы летим дальше. Следующая станция называется "Не узнаешь - узнай!"
В сказках тема бывает разнообразная. Вспомните сказки, в которых была такая тема:
о трудолюбии ("Морозко")
о находчивости, смекалке ("Иван-царевич и серый волк")
о дружбе, верности ("Кот, петух и лиса")
о жадности, скупости ("Хаврошечка", "Лиса и заяц")
о скромности, простоте ("Сказка о молодильных яблоках и живой воде")
о смелости, мужестве ("Каша из топора")
об уважении к родителям, старикам ("Маша и медведь")
Учитель. Подошло к концу наше веселое и интересное путешествие. Один мальчик говорил: " Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался и продолжался: "Но так не бывает, и поэтому давайте закончим нашу встречу такими словами:
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Нам пора улететь обратно. И тебе спасибо, Аленушка. До свидания, мы с тобой еще встретимся в сказках. (К детям). Дети, становитесь на ковер, закрывайте глаза. Мы возвращаемся. Ковер - самолет поднимается выше и выше. Внизу осталась волшебная страна. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Вот и наша деревня, наша школа. Мы приземлились. Открывайте глаза, мы снова дома. Нас ждут новые путешествия. Эти путешествия вы совершите со своими верными друзьями - книгами. Каждому из вас мы дарим книгу сказок.
Итог урока.
-Что нового узнали вы сегодня на уроке?
-Для кого трудным был урок?
-Что вам особенно понравилось?
Оценка за активное участие на уроке и отметка всем учащимся.
Домашнее задание.
-Продолжить чтение русских народных сказок.
Приложение 5
Характеристика уровня развития творческих способностей учащихся контрольного класса в первом констатирующем эксперименте
Ф.И. ученика | Когнитивный критерий | Мотивационно-потребностный критерий | Деятельностный критерий | Средний уровень | |
Уровни | |||||
1 | Кира К. | Низкий | Низкий | Низкий | Низкий |
2 | Юля К. | Средний | Средний | Средний | Средний |
3 | Сергей. С. | Средний | Средний | Средний | Средний |
4 | Антон. Г. | Средний | Средний | Средний | Средний |
5 | Ольга. Ш. | Средний | Высокий | Средний | Средний |
6 | Людмила Б. | Средний | Средний | Средний | Средний |
7 | Вячеслав Н. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий |
8 | Павел С. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий |
9 | Эля О. | Средний | Средний | Средний | Средний |
10 | Сергей С. | Средний | Средний | Средний | Средний |
11 | Михаил К. | Средний | Средний | Средний | Средний |
12 | Оксана Ч. | Средний | Средний | Средний | Средний |
13 | Ольга Т. | Средний | Средний | Средний | Средний |
14 | Юля Д. | Средний | Средний | Средний | Средний |
15 | Михаил К. | Высокий | Высокий | Средний | Высокий |
16 | Николай С. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий |
17 | Юра Л. | Низкий | Низкий | Средний | Низкий |
18 | Валерий Т. | Высокий | Высокий | Высокий | Высокий |
19 | Евгений Б. | Средний | Низкий | Низкий | Низкий |
20 | Марк Т. | Высокий | Высокий | Средний | Высокий |