Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:
- создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;
- обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий "творческая деятельность, "творческие способности" младших школьников
1.2 Анализ практического опыта развитие творческих способностей младших школьников
1.3 Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Выводы по I главе
Глава II. Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников
2.1 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий
2.2 Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей
2.3 Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 112.81 Кб (Скачать)

У учащихся контрольного класса в целом уровень развития творческих способностей несколько  выше, чем у учащихся экспериментального класса. (Промежуточные таблицы находятся  в приложении).

Данные первого  констатирующего эксперимента свидетельствуют  о недостаточном уровне развития творческих способностей учащихся, что  обуславливает необходимость проведения формирующего эксперимента.

 

Выводы по I главе

 

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:

1)   Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

2)   Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности, а не являются врожденными особенностями человека. Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности. Образовательно-воспитательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности развития творческих способностей.

3)   В результате анализа практического опыта активизации творческой деятельности младших школьников нами выявлено: значимость данной проблемы для учителей, интерес к ней психологов и методистов.

4)   Уроки чтения являются самыми частотными и благоприятными с методической точки зрения уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать упражнения творческого характера.

5)   Нами были определены критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников. Результаты первого констатирующего эксперимента показали, что у большинства учащихся контрольного и экспериментального классов средний уровень развития творческих способностей. Наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о сформированности положительного отношения к творчеству и творческим заданиям, развитии творческих способностей, наличии стремления к самореализации, но недостаточном проявлении желания выполнять нестандартные задания. Данные констатирующего эксперимента обуславливают необходимость проведения формирующего эксперимента.

Глава II. Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников.

 

2.1. Развитие творческих  способностей младших школьников  в процессе выполнения творческих  заданий

 

Традиционная система  образования озабочена тем, чтобы  дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной  целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить  учиться [8, 49], одним из условий овладения  такой стратегии является развитие творческих способностей. Эти слова  принадлежат известному советскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности Лук  А.Н. Действительно, зачастую учитель  требует от ученика лишь воспроизведения  тех или иных знаний, выданных ему  в готовом виде. Развиваются творческие способности, как мы выяснили при  теоретическом анализе работ  Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и  Немова Р.С, может только при организации действительно творческой деятельности.

Р.С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития [12, 388]. Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития творческих способностей выделял Я.А. Пономарев в своей работе «Психология творчества» [17, 10-12].

Для того чтобы школьники  не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что  младший школьник стремится к  решению трудных для него задач. Это поможет нам реализовать  второе условие предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка.

При соблюдении этого  условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач  увеличивать их сложность, или, как  это определяет в своей работе «Интеллектуальная активность как  проблема творчества» Б.Д. Богоявленская, придерживаться «принципа спирали» [1, 12.]. Реализовать этот принцип возможно лишь при длительной работе с детьми типичного характера, например, при постановки тем сочинений.

Ещё одним важным условием для развития именно творческих способностей Я. А. Пономарев называл  развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим  навыкам и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал ученый, многие качества, необходимые творческой личности - художественный вкус, умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного попадают в число избыточных, лишних [17, 43]. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности младшего школьного возраста стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.

Наилучшей применительно  к младшему школьному возрасту является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая субъективно, с  точки зрения младшего школьника, выглядит как деятельность по практическому  достижению общественно значимого  результата [17, 44]. Для этого важно, чтобы ребенку было что сказать участникам общения, чтобы он действительно передавал информацию, для этого необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом является коллектив класса и педагог, а на школьном уровне это коллектив школы, и т.д.

Традиционные же объективные условия возникновения  в процессе обучения творческой деятельности учащихся обеспечиваются при реализации принципа проблемности в процессе обучения в современной школе. Широкое применение в практике обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия.

Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение  возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение  учеников в самостоятельную поисковую  деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно  ведет к развитию стремления к  познанию и творческой активности учащихся. Ответ на проблемный вопрос или решение  проблемной ситуации требует от ребенка  выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи.

Но не всякая проблемная ситуация, вопрос есть творческая задача. Так, например, простейшей проблемной ситуацией может являться выбор  из двух или более возможностей. И только тогда, когда проблемная ситуация требует творческого решения, она может стать творческой задачей. При изучении литературы создания проблемной ситуации можно добиться путем постановки вопросов, требующих от учащихся осознанного  выбора. Итак, творческие способности  развиваются и проявляются в  процессе творческой деятельности, суть творческой деятельности ребенка - школьник создает новое лишь для себя, но не создает нового для всех. Таким  образом, детское творчество -это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Чтобы его приобрести, ребенку «необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности».

Итак, для того, чтобы  обучиться творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут  естественно развиваться творческие способности учащихся, нет иного  способа, кроме практического решения  творческих задач, это требует наличия  у ребёнка творческого опыта  и, в то же время способствует его  приобретению.

 

2.2 Литературное творчество  школьников как условие развития  творческих способностей

 

Это детские речевые  упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа  и письменного изложения обогащается  речь школьника, он как бы берет уроки  у писателя; с другой - школьник сам  строит предложения и текст, проявляет  инициативу и активность в порождении речи [6, 137].

Трудно представить  себе урок без пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник пересказывает задания  к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют  память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки: известен пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый - с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице - пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ - описание экспозиции (места действия); пересказ - устное рисование картин, иллюстраций и пр.

Изложение (пересказ) относят к числу творческих приемов  развития речи учащихся. Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного  изложения, должен усвоить мысль  и передать ее своими словами. В изложении  должна звучать живая речь школьника. Языковые средства усваиваются при  чтении, в беседах, в ходе анализа  текста, они становятся для школьника  своими, и в процессе составления  собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а  строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в  ходе воспроизведения. В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказ творимый, а не заученный. Творческие пересказы и изложения - это те пересказы и изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания, и формы. Это изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин - так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование, театральное воплощение. Вариантом творческого пересказа является передача содержания от лица одного из действующих лиц, например при пересказе сказки «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка от лица лисицы. Ведь лисица не могла знать, что было до ее первого прихода к озеру, а также дальнейшей судьбы уточки. «Рассказ кизиловой палки в ее собственном изложении» (Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка. - М., 1883) - это новое фантастическое повествование с вымышленными героями, с приключениями хозяина этой кизиловой палки. Иными словами, некоторые сцены отпадут, иные могут быть изложены совсем по-новому, а какие-то придуманы заново, на основе творческого воображения. Произойдут изменения и в языке, в нем должен отразиться характер лисицы, которой так хотелось съесть Серую Шейку, а Ванька Жуков расскажет свою историю, вводя в речь слова и обороты речи, свойственные деревенскому мальчику.

Изучение родного  языка и особенно литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового  творчества: это и ведение дневника, и переписка, и описания картин природы, пусть даже по заданию учителя, и  рисование картин, и декламация стихов, и инсценирование, выпуск газет и журналов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащихся по грамматике, истории слов и пр. Иными словами, творчество - это не только стихи; возможно, сочинение стихов не всегда вершина творчества, но ритмическая и рифмованная речь сразу выделяется из прозаических упражнений. Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой работой, с клубами. В современной системе образования известны следующие формы организации творческих работ типа сочинения или близких к этому:

а) самостоятельное  творчество дома, иногда скрываемое: дневники, записи событий или чего-то интересного, важного для школьников, сочинение  стихов и пр. Это все делается без заданий учителя, и бывает, что учитель узнает о скрытой  творческой деятельности ученика спустя годы. На этом основании эта форма  творческой жизни личности не только недооценивается, но даже подвергается осуждению. Это несправедливо: ребенок еще в большей степени, чем взрослый, имеет право на свою тайну, на нестандартное поведение;

б) кружки, организуемые школой и другими учреждениями: литературно-творческие, кружки изучения родного языка, театральные, детские клубы, литературные объединения, школьный театр, различные праздники, утренники, встречи, совместные поездки; они дают возможность общения  в свободных условиях;

в) различные конкурсы, олимпиады, соревнования: конкурс загадок, стихотворных поздравлений к Новому году, к 1 сентября. Конкурсы объявляются  в рамках школы, всего города, даже в рамках всей страны. Победителям  присуждаются звания лауреатов, как  у взрослых;

г) выпуск газет и  журналов детского творчества. Эти  издания теперь выпускаются в  сотнях гимназий, обычных средних  школ, а нередко для начальных  классов выходит самостоятельный  журнал.

Приведем несколько  примеров - из практики.

 

Конкурс загадок.

Составление загадок.

Дано начало. Мохнатенька, усатенька...

Дети продолжают. На солнышке лежит,

Прищурившись глядит.

Другой предлагает. Ее мыши боятся.

Третий. У нее одна забота:

Информация о работе Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников