Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:
- создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;
- обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий "творческая деятельность, "творческие способности" младших школьников
1.2 Анализ практического опыта развитие творческих способностей младших школьников
1.3 Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Выводы по I главе
Глава II. Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников
2.1 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий
2.2 Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей
2.3 Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий "творческая деятельность, "творческие способности" младших школьников
1.2 Анализ практического опыта развитие творческих способностей младших школьников
1.3 Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Выводы по I главе
Глава II. Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников
2.1 Развитие творческих
способностей младших
2.2 Литературное творчество
школьников как условие
2.3 Организация творческой
деятельности младших
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Проблема развития
творческих способностей младших школьников
составляет основу, фундамент процесса
обучения, является «вечной» педагогической
проблемой, которая с течением времени
не теряет своей актуальности, требуя
постоянного, пристального внимания и
дальнейшего развития. Сегодня в
обществе особенно остро ощущается
потребность в людях
Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки русского языка и чтения в начальных классах.
Актуальность заявленная в выпускной квалификационной работе определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках русского языка и чтения различных средств, направленных на развитие творческих способностей. Важность и необходимость развития творческой активности учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы исследования «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения».
Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:
- создаётся подлинно
творческая атмосфера,
- обеспечивается
включение младших школьников
в творческую деятельность, в
процессе которой решаются
- осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей;
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса развития творческих способностей младших школьников.
2. Определить критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников.
3. Проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.
4. Выявить эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседы; психолого-педагогический эксперимент; математическая обработках данных экспериментального исследования.
Базой нашего экспериментального исследования является МОУ «Сидоровская общеобразовательная школа».
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников.
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий "творческая деятельность, "творческие способности" младших школьников
Творческие способности
- далеко не новый предмет исследования.
Проблема человеческих способностей вызывала
огромный интерес людей во все
времена. Анализ проблемы развития творческих
способностей во многом будет предопределяться
тем содержанием, которое мы будем
вкладывать в это понятие. Очень
часто в обыденном сознании творческие
способности отождествляются со
способностями к различным
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.
«Философская энциклопедия»
определяет творчество как деятельность,
порождающую «нечто новое, никогда
ранее не бывшее»[15]. Новизна, возникающая
в результате творческой деятельности,
может иметь как объективный,
так и субъективный характер. Объективная
ценность признается за такими продуктами
творчества, в которых вскрываются
ещё неизвестные закономерности
окружающей действительности, устанавливаются
и объясняются связи между
явлениями, считавшимися не связанными
между собою. Субъективная ценность
продуктов творчества имеет место
тогда, когда продукт творчества
нов не сам по себе, объективно, а
нов для человека, его впервые
создавшего. Таковы по большей части
продукты детского творчества в области
рисования, лепки, сочинения стихов
и песенок [26,67]. В современных
исследованиях европейских
Итак, творчество - это
деятельность, результатом которой
являются новые материальные и духовные
ценности; высшая форма психической
активности, самостоятельности, способность
создавать что-то новое, оригинальное.
В результате творческой деятельности
формируются и развиваются
Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:
1. восприятие проблемы;
2. поиск решения;
3. возникновение и формулировку гипотез;
4. проверку гипотез;
5. их модификацию;
6. нахождение результатов.
Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [6,56].
Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций [15,89].
Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [1,41].
И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [17,21-26].
Таким образом, в
самом общем виде определение
творческих способностей выглядит следующим
образом. Творческие способности - это
индивидуально-психологические
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.
Многие психологи
связывают способности к
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей.