Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:
- создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;
- обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий "творческая деятельность, "творческие способности" младших школьников
1.2 Анализ практического опыта развитие творческих способностей младших школьников
1.3 Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Выводы по I главе
Глава II. Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников
2.1 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий
2.2 Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей
2.3 Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Ночью ходит на охоту!
(Кошка)
Лежит круглый, золотистый
На тарелочке на чистой.
Что же дальше?
Рот раскрыл я, сколько мог,
Откусил большой кусок.
Думал я, что будет сладкий,
Оказался кислый, гадкий!
(Лимон)
Копилка поэтических образов. Кто-то записывает песни, кто-то -афоризмы, а кто-то отрывки из любимых стихов. Надо, чтобы отрывок был невелик, содержал образ. Вот звукопись:
Волна на волну набегала,
Волна подгоняла волну.
Плавное, ритмическое звучание, повторяется звук [л].
Вот еще слуховой образ, «грохочущий»:
... Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Далее - контрастный зрительный образ:
Черный ворон в сумраке снежном.
(А.Блок.)
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
(С.Есенин.)
Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась...
(М.Цветаева.)
К стихам - через шутку. Создав в классе атмосферу раскованности, учительница Р.В. Келина (Самара) подсказала детям первую строчку, т.е., в сущности, подсказала тему и ритмику:
Только бабушка заснула...
И получила сборник веселых стихов:
Только бабушка заснула,
Мурзик быстро слез со стула,
Стал по комнате ходить,
Прыгать, бегать, всех будить.
...Утро наконец настало,
Погулял беглец немало,
Приплелся шалун домой
Грязный, мокрый и хромой.
Первый снег упал на землю,
Сразу стало всем светло!
Он пушистый, яркий, белый,
На земле лежит легко.
Общие советы учителю
в связи с первыми попытками
учащихся в литературном творчестве:
не давать никаких заданий, никаких
упреков и тем более - унизительных
замечаний; полная свобода творческих
попыток; создавать атмосферу
2.3 Организация творческой
деятельности младших
Материалы исследований,
посвященные изучению творческих способностей,
показывают, что потребность поделиться
своими мыслями возникает у ребенка
при двух обстоятельствах: во-первых,
ученик располагает определенным содержанием,
во-вторых, у ребенка имеется (положительное
или отрицательное) отношение к
этому содержанию, когда оно соответствующим
образом затрачивает его
1. Составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему.
2. Пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев.
3. Изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста.
4. Составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта.
5. Составить или продолжить рассказ по картине или серии картинок, иллюстрирующих прочитанное.
6. Составить рассказ по картине, дающей возможность сопоставить прочитанное и изображенное на картине.
7. Составить рассказ по личным наблюдениям картин природы, близких прочитанному.
При проведении формирующего эксперимента, целью которого было развитие творческих способностей младших школьников, перед учащимися была поставлена следующая задача - объединить сходное содержание, имеющееся в нескольких текстах. Для выполнения такого пересказ ребята должны осуществить сложную творческую мыслительную операцию - синтезирование. Под синтезированием обучения понимается объединение, связывание, установление отношений между усвоенными знаниями. Переходим к характеристике выполнения упражнений этого вида пересказа.
Перед учащимися ставится задача - составить из двух-трех прочитанных рассказов один. Выполняется данная работа после соответствующей подготовительной беседы, в которой учитель ставит детей перед необходимостью соотносить аналогичные по содержанию части текстов по плану. Например,
1. Прочитайте три рассказа: рассказ Скребицкого и Чаплиной "Погляди в окно", "Чем дятел зимой кормился", "Воробей".
2. Беседа по тексту на выявление фактической и контекстуальной информации. Выявление авторских позиций в текстах.
3.Обнаружение общего
в содержании прочитанных
4.Ответы на вопросы в целях языковой подготовки.
5.Формулирование
задания: составить рассказ "
6. Структурно-композиционная работа (план рассказа):
- Птицы - "зимовщики".
- Корм птиц зимой.
- Добывание пищи.
7. Ролевая игра. Изображение птиц.
Работа над пересказом усложнялась. Рассказывание осуществляется не только на основе прочитанных прозаических, но и стихотворных текстов. В связи с этим, перед учащимися ставится задача не просто объединить вычитанное из разных текстов, а составить рассказ на определенную тему по мотивам прочитанного в разных произведениях. Задача эта, безусловно, более творческая и поэтому предъявляет к мыслительной деятельности учащихся гораздо больше требования. Как и при любой задаче на синтез учащийся должен для составления этого рассказа осознать и удержать в своем сознании общую тему, вокруг которой ему надо группировать материал из текстов. Например,
1. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева "Весенняя гроза", "Весенний шум", стихотворение М. Исаковского "Весна".
2. По мотивам этих
стихотворений составьте
3. Составление плана будущего рассказа:
А) первый весенний гром,
Б) природа пробуждается,
В) люди радуются весне.
Данное задание рассчитано не на воспроизведение текста, а на развитие его содержания. Разумеется, что импровизация эта являлась плодом творческого воображения детей и должна иметь реальные основы. В связи с этим необходимо в беседе привлекать чувственный жизненный и читательский опыт. Чем шире опыт, тем больше размах творческого воображения.
В качестве формирующего
эксперимента в экспериментальном
3 «А» классе нами проводилась целенаправленная
работа по развитию творческих способностей
младших школьников. После чего был
проведён 2 констатирующий эксперимент.
Цель второго констатирующего
Во втором констатирующем эксперименте использовались средства измерения, представленные в параграфе 1.3. для развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения был проведен ряд уроков (Приложение). Полученные в ходе второго констатирующего эксперимента данные, представлены в таблицах 6,7, на рис.4,5.
Таблица 6
Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровню сформированности творческих способностей (второй констатирующий эксперимент)
Критерии | Когнитивный | Мотивационно-потребностный | Деятельностный | ||||||
Уровни
Класс |
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н |
Экспериментальный класс | 44,5% | 55,5% | 0 | 49,4% | 51,6% | 0 | 35,9% | 64,1% | 0 |
Контрольный класс | 30,6% | 59,4% | 10,0% | 34,5% | 49,1% | 15,4% | 20,4% | 69,6% | 10,0% |
|
Рис.4 Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов во втором констатирующем эксперименте
Таблица 7
Распределение учащихся экспериментального класса по уровню сформированности творческих способностей
(первый и второй констатирующий эксперимент)
Критерии | Когнитивный | Мотивационно-потребностный | Деятельностный | ||||||
Уровень
Эксперимент |
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н |
I | 25,5% | 60,3% | 14,2% | 30,5% | 54,2% | 15,3% | 20,4% | 59,3% | 20,3% |
II | 44,7% | 55,3% | 0 | 50,0% | 50,0% | 0 | 35,8% | 64,2% | 0 |
|
Анализ результатов второго констатирующ
его эксперимента в
контрольном и
Низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальном классе не выявлен ни по одному критерию, в то время как в контрольном он составил от 15 до 20% по различным критериям.
У учащихся экспериментального класса в целом уровень развития творческих способностей значительно выше, чем у учащихся контрольного класса. (Приложение 6)
Данные второго констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в уровне развития творческих способностей учащихся экспериментального класса произошли существенные изменения, обусловленные проводимым в классе формирующим экспериментом.