Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:18, курсовая работа
Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:
- создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;
- обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий "творческая деятельность, "творческие способности" младших школьников
1.2 Анализ практического опыта развитие творческих способностей младших школьников
1.3 Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Выводы по I главе
Глава II. Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников
2.1 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий
2.2 Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей
2.3 Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Слова для работы: берёза, медведь, охотник.
Оценка результатов:
5 баллов - остроумная,
оригинальная фраза (пример: медведь
с березы наблюдал за
4 балла - правильное
логическое сочетание слов, но
в каждой фразе используются
все три слова (охотник
3 балла - банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу);
2 балла - логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя);
1 балл - бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).
Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий
Приложение 4
Конспекты уроков, проведенных на этапе второго констатирующего эксперимента
Конспект урока. Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Тип урока – ознакомление с новым материалом.
На данном уроке использовались активные формы деятельности учащихся, применялись: методика моделирования, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.
Цели урока:
обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;
учить составлять план произведения при помощи моделирования.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)
познакомить детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;
выявлять художественные особенности былин;
Развивающие:
развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
формировать литературоведческие представления
Воспитательные:
воспитывать любовь
к устному народному
Планируемые достижения учащихся на уроке:
называть правильно былины и выделять их особенности
сравнивать героев
– положительных и
пересказывать по плану былины и отдельные эпизоды читать выразительно тексты былин или эпизоды из них (описание былинных героев, их подвигов и чудес)
сравнивать былины
о подвигах одних и тех же героев,
характеризовать особенности
Оборудование:
компьютер, презентация урока, CD- диск “Шедевры русской живописи”, магнитофон с записью былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, репродукции картин В. М. Васнецова
Зрительный ряд:
подборка иллюстраций художника Н. Воробьева к былинам
интерактивная экскурсия с использованием CD- диска “Шедевры русской живописи”
художественный фильм
“Илья Муромец и Соловей-
Звуковой ряд:
А. Муравлев “Концерт для дуэта гуслей с оркестром народных инструментов”, былина
Р. Глиэр “Симфония №3” “Илья Муромец”
Ход урока
І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.
1. Ребятам предлагается
работа со схемой, в центре
которой помещено слово “
Необходимо восстановить недостающий элемент – былины.
Слайд №1.
Таким образом, мы подводим детей к теме урока – былины.
На данном этапе идет обобщение имеющихся знаний.
2. Звучит “Концерт
для дуэта гуслей с оркестром
народных инструментов”,
3. Для активизации
познавательных процессов
После этого идет работа со слайдом.
ІІ. Изучение нового материала.
1. Слайд №2.
Слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
2. Слайд №3 (изображение богатыря)
Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.
Сегодня мы познакомимся с одной из них.
3. Слушание былины
“Илья Муромец и Соловей-
(слушание аудиокассеты с былиной)
4. Анализ текста былины, ответы на вопросы:
- Какие чувства вызвали у тебя герои былины?
- Каким вы представили
Илью Муромца и Соловья-
- Опиши внешний
вид богатыря и Соловья-
- Почему народ
воспевал подвиги Ильи Муромца?
Слайд №4
Словарная работа на уроке.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото
Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных
Тын - забор
Палаты княжеские – большое богатое помещение
Кафтан – верхняя одежда мужчин
Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить
Дружина - княжеское войско в Древней Руси
5. - Чтение былины
детьми по цепочке после
- Последующий анализ:
(групповая и индивидуальная
Найти и прочитать в тексте описание встречи Ильи Муромца и Соловья-разбойника. Найти и прочитать описание поединка. Моделирование плана былины
Проверка: чтение отрывка детьми. Проверка: чтение отрывка детьми. Показ составленной модели всему классу
Индивидуальное задание ученику:
- Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому
6. А теперь посмотрите, как эти герои представлены в к/ф и ответьте на вопрос:
- Удалось ли создателям фильма передать характер и внешний вид героев былины?
- В чем вы увидели разницу?
просмотр отрывка из к/ф “Илья Муромец” (бой Ильи Муромца и соловья-разбойника)
ІІІ. Выполнение заданий в тетради (задания даются дифференцированно)
1 группа (слабая)
Перечитай первый абзац. Найди слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.
Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.
2 группа (средняя)
2) Обрати внимание на имена персонажей былины. Как их называет автор? Запиши
3 группа (сильная)
3) Найди в тексте
и прочитай абзац и подчеркни
слова, которые говорят о
Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил – до сих пор по ней люди добрые ездят.
Работа со всем классом.
4) Найди абзац, в котором говорится о силе Соловья – разбойника. Впиши пропущенные слова.
Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.
Самостоятельная работа детей.
Проверка выполненных работ.
8. Кроссворд
1) Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово)
2) Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром)
3) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородина)
4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)
5) Имя отца Соловья-разбойника. (Рахман)
9. Литературный диктант
Былина, богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей-разбойник, село Карачарово, речка Смородиная
IV. Итог урока.
Интерактивная экскурсия.
Мю Задание на дом:
художественный пересказ былины
нарисовать богатырские доспехи
Конспект урока "Устное народное творчество русского народа»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-игра с элементами соревнования.
Цели урока:
1. Образовательная:
закрепить понятия об устном народном творчестве;
поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;
2. Развивающая:
развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
развитие грамотной устной речи;
формирование навыков выразительного чтения
3. Воспитательная:
воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
воспитание нравственных качеств.
Оборудование: выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, рисунки детей о семье, учебник Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1, толковый словарь Ожегова.
Пособия: тексты потешки, небылицы.
План урока:
1. Вводное слово учителя.
2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры).
3. Итог урока.
4. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный
момент. Вводное слово учителя.
Сообщение учащимся цели
Учитель.
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
2. Тема урока.
Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.