Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:
- создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;
- обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий "творческая деятельность, "творческие способности" младших школьников
1.2 Анализ практического опыта развитие творческих способностей младших школьников
1.3 Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Выводы по I главе
Глава II. Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников
2.1 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий
2.2 Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей
2.3 Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 112.81 Кб (Скачать)

11. Творческое воображение.

12. Способность доработки  деталей, к совершенствованию  первоначального замысла [6, 6-36].

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные  креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории

1.                Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.

2.                Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

3.                Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях [12, 54-55].

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов  творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1.                Способность рисковать.

2.                Дивергентное мышление.

3.                Гибкость в мышлении и действиях.

4.  Скорость мышления.

5.  Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6.  Богатое воображение.

7.  Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8.  Высокие эстетические ценности.

9.  Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о  составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех  принципов:

1)    принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);

2)    поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);

3)    требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;

4)    признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать. [2,254]

Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо:

1)    отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения;

2)    наличие позитивного образца творческого поведения; 

 

1.  Способность рисковать.

2.  Дивергентное мышление.

3)    Гибкость в мышлении и действиях. создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения;

4)    социальное подкрепление творческого поведения [3,219].

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность  в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует  интеллектуальные усилия, уверенность  в себе, воспитывает независимость  взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

1) проблемное изложение  знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский  метод;

4) творческие работы  учащихся;

5) создание атмосферы  коллективной творческой деятельности  на уроке [22,56].

Для того чтобы успешно  активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в  деятельности школьника, как и в  деятельности зрелого человека, следует  различать по двум характерным признакам:

1) по результату (продукту) деятельности;

2) по способу ее  протекания(процессу).

Очевидно, что в  учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в  особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных  ситуациях.

Таким образом, можно  сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной  атмосфере, при доброжелательных оценках  со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при  этом играют открытые вопросы, побуждающие  школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется  ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Творческую деятельность можно стимулировать также через  реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [12,407].

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Таким образом, под  творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств  личности, необходимых для успешного  осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять  преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные  решения.

 

1.2           Анализ практического опыта развития творческих способностей младших школьников

 

Повышение качества усвоения знаний младших школьников - одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования  форм и методов обучения. В решении  этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводят развитию интереса младших школьников к учению за счет формирования творческих способностей в процессе работы. Именно в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста у них активно развиваются творческие способности. В частности, для решения развивающих целей обучения учитель начальных классов А.В. Никитина организует планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные  задачи должны строиться на  междисциплинарной основе и способствовать  развитию психических свойств  личности (памяти, внимания, мышления, воображения);

-         задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

-         система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы [13,89].

В соответствии с  этими требованиями, занятия А.В. Никитиной включают в себя четыре последовательных этапа:

1) разминку;

2) развитие творческого  мышления;

3) выполнение развивающих  частично-поисковых задач;

4) решение творческих  задач.

Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Такие  задания носят не оценочный, а  обучающий и развивающий характер. Занятия проходят в достаточно высоком  темпе, фронтально. По мнению А.В. Никитиной, такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида на другой [13, 34].

Под руководством Е.Л. Яковлевой была разработана и  апробирована развивающая программа, направленная на активизацию творческой деятельности младших школьников. Основным условием творческой работы, по ее мнению, является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии:

1) Восхищение каждой  идеей ученика аналогичное восхищению  первыми шагами ребенка, предполагающее:

а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика;

б) использование  ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

в) максимальную адаптацию  ко всем высказываниям и действиям  детей. 

2) Создание климата  взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.

3)    Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

При обучении по данной программе принципы развивающего обучения (А.М. Матюшкин): проблемность, диалогичность, индивидуализация, прилагались к следующему содержанию программы: понимание своих и чужих мыслей, чувств и действий, межличностных отношений и закономерностей развития мира:

1.    Использование интеллектуальных задач, которые возможно решить эвристическими способами.

2.    Обмен мнениями и вопросами между членами группы, между группой и ведущим.

3.    Принятие различных аспектов творчества: устных и письменных ответов, ответов, имеющих литературную или нелитературную форму, поведения и реакций на другого человека [29, 37-40].

Для оснащения детей  средствами творческого самовыражения  в данной программе используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматургия ситуаций, придуманных детьми, конфликтные  ситуации из жизни и литературы, влекущие за собой умение распознавать и выражать собственные эмоциональные  состояния, реагировать по-разному  на одну и ту же ситуацию [30, 32-33].

Под руководством Н.Б. Шумановой разработана и апробирована программа по развитию творческого мышления младших школьников в соответствии с требованиями к построению программ обучения одаренных детей:

- глобальный, основополагающий  характер тем и проблем, изучаемых  учащимися;

- междисциплинарный  подход при формулировании проблематики;

- интеграция тем  и проблем, относящихся к различным  областям знаний;

- насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного,  критического мышления и так  далее.

Конкретное содержание курса базируется на материалах русской  и зарубежной истории, истории культуры, литературы, искусства, русского и зарубежного  естествознания. Преобладающим методом  обучения является проблемно-диалогический как наиболее соответствующий природе творческого развития ребенка [28, 30].

Под руководством С.Н. Чистяковой разработана программа  по развитию творческих способностей школьников посредством организации  группового кооперирования.

Учитель начальных  классов О.В. Кубасова использует возможности уроков для активизации творческой деятельности младших школьников, адаптируя игры и упражнения для развития воображения и творческого мышления на материале учебных предметов и используя их в процессе обучения русскому языку:

- различные виды  сочинений, изложений, творческих  диктантов;

- конструирование  (построение предложений, словесное  рисование, составление планов, слов  и предложений по схемам);

-         составление таблиц, схем;

-         «открытие» способов словообразования;

-         анализ литературных произведений, с целью доказательства какого-либо предположения;

-         распространение предложений;

-         придумывание окончаний к рассказам;

-         составление рисунков с помощью трафаретов;

-         издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и другие);

Информация о работе Организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников