Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – доказать значение опытов при изучении «Окружающего мира» в начальных классах.
Реализация данной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) ознакомиться с предметом, целью и задачами курса «Человек и мир» и методикой преподавания;
2) ознакомиться с учебным курсом «Мир вокруг нас» для начальной школы А. А. Плешакова:
3) ознакомиться с формами и методами обучения, используемые на уроках «Человек и мир» и требованиями к уроку:
4) ознакомиться с приемами работы над темой «Природа живая и неживая» и доказать на практике, что проведение опытов – эффективный метод развития представлений детей об окружающем мире.
Введение
3
Глава I
Использование методов естественных наук при изучении «Окружающего мира
5
1.1
Предмет, цель и задачи курса «Человек и мир». Методика преподавания
5
1.2
Об учебном курсе «Мир вокруг нас» для начальной школы (автор А. А. Плешаков)
7
1.3
Формы и методы обучения, используемые на уроках «Человек и мир». Требования к уроку
15
1.4
Приемы работы над темой «Природа живая и неживая». Проведение опытов – важный метод наглядности при изучении темы
18
Выводы по первой главе
21
Глава II
Глава II Опытно-экспериментальное исследование роли опытов для усвоения знаний учащихся при изучении «Окружающего мира» в начальных классах малокомплектной школы
22
2.1.
Организация и процедура проведения констатирующего этапа исследования
22
2.2.
Формирующий эксперимент
26
2.3
Контрольный этап исследования и выводы по второй главе
26
Заключение
29
Библиография
30
Приложение 1
Конспект урока по теме. «Почему идет дождь и дует ветер» (с проведением опытов)
33
Приложение 2
Конспект урока по теме: Наши помощники – органы чувств (с проведением опытов)
ИГРА «Жмурки».
Детям предлагается с закрытыми глазами узнать друг друга по рукам.
В заключение педагог говорит детям:
- Ребята, мы побывали с вами в «Институте здоровья», поговорили о значимости наших органов чувств, которые мы с вами называем – НАШИ ПОМОЩНИКИ.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И какие же слова,
Говорим мы, уходя?…. (Дети сами находят слова прощания.)
Надо сказать, что данное занятие требовало проведения большой предварительной работы. Например, для подготовки части занятия по развитию тактильных ощущений («Лаборатория по изучению рук») я проводила с детьми ряд игровых заданий. Цель - ознакомление с образцами различных видов поверхности (камнем – твердая поверхность; пухом – мягкая; шелком – гладкая; колючкой – колючая; ножом, бритвой – острая; огнем – горячая; снегом, льдом – холодная поверхность).
1. Возьми в руки камень. Сожми его пальцами. Чувствуешь, какой он твердый? Отыщи на столе предметы, о которых можно сказать «Твердый как камень» (карандаш, ручка и т.д.).
2. Возьми в руки пушинку. Чувствуешь, какая она мягкая? Отыщи на столе предметы мягкие как пух. Как можно сказать о шерсти кошки, щенка? (У кошки шерсть мягкая, как пух. У щенка шерсть тоже мягкая, как пух.)
3. Разложи отдельно мягкие и твердые предметы.
4. Игра «Твердый – мягкий». Принимают участие два человека. По команде ведущего дети поочередно называют твердые и мягкие предметы. В помощь каждому играющему дается мешочек с набором образцов материалов (кусочки камня, железа, льна, шерсти, хлопка) и изделий из них, выигрывает тот, кто назвал последним.
5. Потрогай семена разных растений. Определи, какие из них тверже (не поддаются лущению с помощью ногтей), а какие мягче. Отложи семена, которые можно расколоть только с помощью молотка (очень твердые): орех, косточки вишни, сливы, абрикоса, персика и др. Скажи у чьего ребенка мягкая одежонка? (У дубового ребенка – желуденка мягкая одежонка. У каштаного ребенка мягкая одежонка и т.п.)
6. Потрогай колючку ежа. Отыщи на столе предметы колючие, как ежик, как колючка (металлическая щетка, ветка шиповника, розы и т.д.).
7. Потрогай кусочек шелка, погладь его. Потрогай другие предметы на столе. О каких из них можно сказать «гладкий, как шелк»? (Елочный шарик, полированный шкаф, шерсть у щенка и т.д.)
8. Игра «Колючий – гладкий». В игре принимают участие два человека. По команде ведущего дети называют поочередно колющие и гладкие предметы (сначала колючие, а потом или вперемешку). Как и в игре «Твердый – мягкий», детям даются в помощь наборы подходящих предметов или изображения (если они с этими предметами прежде знакомились в натуре). Выигрывает тот, кто последним назовет колючий или гладкий предмет. Игру можно проводить в другом варианте, заменив колючие предметы шершавыми (с шероховатой, выпуклой поверхностью).
9. Осторожно потрогай нож, бритву, шило. Почему их называют острыми? Отыщи на столе острые, как нож предметы, острые, как шило предметы. Называй их, сравнивая с предметом, имеющим такой же наконечник или край поверхности (битое стекло острое, как нож; лыжная палка острая на конце, как копье и т.д.).
10. Отыщи на столе предметы, не имеющие острых краев (мяч, шарик, шишка, кукла и т.п.). Почему для маленьких детей игрушки делают не острые?
11. Игра «Острый – тупой». Проводится также, как описанные выше игры.
12. Вспомни, сидел ли ты когда-нибудь у камина, костра, подносил ли руку к горячим углям. О каких предметах можно сказать, что они горячие, как огонь, как жар?
13. Потрогай снег и лед. Они холодные. Подумай, о каких предметах говорят «холодный как лед».
14. Игра «Холодный – горячий» (проводится по той же методике).
Таким образом, с помощью специально разработанных занятий удалось реализовать задачу воспитания у первоклассников потребности быть здоровым, сформировать адекватное представление о роли органов чувств в жизни человека, о своих зрительных возможностях. Что в свою очередь помогло детям стать самостоятельными, активными и более уверенными в себе.
Информация о работе Опыты на уроках окружающего мира в начальных классах