Опыты на уроках окружающего мира в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – доказать значение опытов при изучении «Окружающего мира» в начальных классах.
Реализация данной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) ознакомиться с предметом, целью и задачами курса «Человек и мир» и методикой преподавания;
2) ознакомиться с учебным курсом «Мир вокруг нас» для начальной школы А. А. Плешакова:
3) ознакомиться с формами и методами обучения, используемые на уроках «Человек и мир» и требованиями к уроку:
4) ознакомиться с приемами работы над темой «Природа живая и неживая» и доказать на практике, что проведение опытов – эффективный метод развития представлений детей об окружающем мире.

Содержание

Введение
3
Глава I
Использование методов естественных наук при изучении «Окружающего мира

5

1.1
Предмет, цель и задачи курса «Человек и мир». Методика преподавания

5

1.2
Об учебном курсе «Мир вокруг нас» для начальной школы (автор А. А. Плешаков)

7

1.3
Формы и методы обучения, используемые на уроках «Человек и мир». Требования к уроку

15

1.4
Приемы работы над темой «Природа живая и неживая». Проведение опытов – важный метод наглядности при изучении темы


18
Выводы по первой главе
21
Глава II
Глава II Опытно-экспериментальное исследование роли опытов для усвоения знаний учащихся при изучении «Окружающего мира» в начальных классах малокомплектной школы



22

2.1.
Организация и процедура проведения констатирующего этапа исследования

22

2.2.
Формирующий эксперимент
26

2.3
Контрольный этап исследования и выводы по второй главе

26
Заключение
29
Библиография
30
Приложение 1
Конспект урока по теме. «Почему идет дождь и дует ветер» (с проведением опытов)

33
Приложение 2
Конспект урока по теме: Наши помощники – органы чувств (с проведением опытов)

Работа содержит 1 файл

К Опыты на уроках изучения окружающего мира в начальных классах.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Уроки должны быть хорошо оснащены наглядными пособиями: таблицами, плакатами (о правилах поведения на дорогах), муляжами, раздаточным материалом, гербариями, альбомами («Лекарственные растения», «Ядовитые растения»). При изучении животных и растений следует обращать внимание на приспособляемость животных и растений к условиям окружающей среды и отмечать относительный характер данного процесса, показывая, что организм и среда влияют друг на друга, т. е. на связь между внешним строением и образом жизни (условиями), способами питания, повадками. Изучение строения любого органа нужно проводить во взаимосвязи с выполняемой им функцией. Например, рассматривая организм по частям, следует показать, что это целостная система, где отдельные части взаимно связаны и влияют друг на друга. Необходимо подчеркивать, что в природе нет ни абсолютно полезных, ни вредных организмов [2, с. 57].

Следует устанавливать межпредметные связи с материалом уроков языка, чтения, математики. Должна осуществляться внутрипредметная связь, так как все темы курса взаимодополняют одна другую: ознакомление с природой осуществляется во взаимосвязи с формированием у детей представлений об общественной жизни и т. д. Для первичного закрепления полученных знаний используются материалы учебника (упражнения и задания разной степени сложности). Наблюдения на уроках и экскурсиях могут служить базой для организации сюжетно-ролевых, дидактических игр и практических занятий, цель которых - расширить и углубить знания и представления, полученные на уроках, формировать правильное поведение и т. д. В качестве домашнего задания может быть предложено изготовление и развешивание кормушек, участие в охране и спасении природы (посадка деревьев, уход за растениями, подкормка птиц и т. д.), а также в бытовых практических делах. [3, с. 102].

 

 

1.4 Приемы работы над темой «Природа живая и неживая». Проведение опытов – важный метод наглядности при изучении темы

 

Природа - это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана человеком. Природа делится на живую и неживую. Основное отличие тел живой природы от неживой заключается в обмене веществ. В процессе обмена веществ с окружающей средой живые организмы питаются, растут, дышат, воспроизводят себе подобных и умирают. Все живое стремится приспособиться к окружающей среде.

Неживое тело в результате взаимодействия с окружающей средой не самовозобновляется, а разрушается. К неживой природе относятся солнце, вода, глина, песок, камни, различные горные породы, воздух, небо, земля. Кажется, что неживая природа не изменяется. Но, если внимательно присмотреться, то мы увидим, что в неживой природе постоянно происходят изменения. Например, вода и воздух движутся, зимой вода превращается в лед, камни рассыпаются на куски и т. д.

Живая природа - это растения, животные, грибы, бактерии [17, с. 91].

Человек - часть живой природы. Он относится к миру животных, отличается умением работать и создавать продукты труда.

К природе не относится лишь то, что сделано руками человека. Человек строит дома, дороги и так далее, используя природные материалы.

Некоторые дети считают, что растения относятся к неживой природе. В таком случае нужно спросить: «Чем живые существа отличаются от неживых?», выяснить, что дети знают о питании растений, актуализировать знания о способности живой природы к росту и подвести учащихся к выводу, что растения, как и животные, живые, так как они питаются, растут, размножаются.

Начинать урок по теме «Природа живая и неживая» целесообразно с актуализации знаний учащихся. С этой целью предлагаются следующие вопросы: что такое природа? Какие предметы образуют неживую природу? Что относится к живой природе?

В процессе беседы на доске вычерчивается или монтируется (если таблички или рисунки заготовлены заранее) опорная схема. В опорных схемах лучше всего использовать рисунок. Образ рисунка ближе к образу самого предмета. Так, для символического изображения понятия «природа» выбирают рисунок ели и солнца: (можно взять любой рисунок), солнце — неживая природа, елочка - живая.

Затем задаются вопросы, устанавливающие связь между живой и неживой природой: для чего нужны вода, солнце, земля? Что нужно человеку для жизни? Может ли человек жить без воды, воздуха, почвы, растений и животных? Последний вопрос помогает осознать, что человек - часть природы, которая дает ему все необходимое для жизни, человек не может жить без природы [17, с. 92].

Опыты с младшими школьниками (свойства воды, снега, льда).

Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств воды, снега, льда, развивают мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему» [23, с. 80].

Опыты по выявлению свойств воды

Цель

Содержание

Вывод

1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.

1. Во время мытья рук изменить температуру воды

2. Взять три чайника с водой разной температуры. Предложить определить, какая вода в чайнике. Налить воду в разные тазики и на ощупь проверить, какая вода

Вода может быть холодной, теплой, горячей.

2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачна.

Взять два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стакана опустить монетку или камушек.

В стакане с водой камушек виден - вода прозрачная. В стакане с молоком камушка не видно - молоко не прозрачное.

3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.

1. Сравнить на вкус воду, молоко, сок.

 

2. Взять два стакана с водой. Попробовать воду. Затем положить в один стакан сахарный песок, в другой - соль.

 

 

Вода изменилась на вкус: в одном стакане - сладкая, в другом - соленая.

4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха.

Сравнить запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов.

Вода не имеет запаха.

5. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь.

Взять разные сосуды, переливать воду из одного в другой. В один из сосудов положить твердый предмет (кубик), переместить предмет из одного сосуда в другой.

Вода жидкая - течет.

6. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие—нет.

Взять два стакана с водой. В один положить обычный речной песок, а в другой—сахарный. Размешать. (Можно использовать соль, витамины, твердые предметы, акварельные краски).

Сахарного песка не видно—растворился в воде, речной песок опустился на дно стакана—не растворился.

7. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

1. Взять деревянный кубик, определить форму, меняя место его расположения (на руке, в стакане, на тарелке)

 

2. Налить воду в сосуды разной формы.

Форма кубика не меняется.

 

 

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится

8. Подвести детей к пониманию трех состояний воды.

Взять три колбочки с водой: одну поместить в морозильную камеру или вынести на мороз, вторую оставить в классе, третью подержать над спиртовкой.

 

В первой—лед, во второй—вода, а в третьей—пар.

9. Подвести детей к выводу, что вода испаряется.

1) Налить в неглубокую мисочку воды (лучше подкрашенной) и оставить на несколько дней. Следы краски останутся на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.

 

2) Поставить мисочку с одинаковым количеством воды в разных местах: в теплом и холодном.

 

3) Взять одну большую и одну маленькую мисочку с водой, поставить их в одинаковых условиях.

 

4) Растворить в стакане с водой соль и сахар и оставить на некоторое время.

 

 

5) Накрыть большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух.

Вода постепенно испаряется.

 

 

 

 

Вода в теплом месте испаряется быстрее, чем в холодном.

 

Вода испарится быстрее из мелкой мисочки.

 

 

Вода испарится, на дне стакана останутся следы соли и сахара.

 

На стенках пакета появятся капельки воды. Вода испаряется с поверхности листа растения.


 

Опыты по выявлению свойств снега и льда

Цель

Содержание

Вывод

1.Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.

Принести снег и лед в помещение.

Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.

2.Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.

Взять горсть снега и положить на ладонь, затем—на ладонь в варежке.

Снег растает.

3.Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

В морозный день предложить детям слепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить им слепить снежки.

Лепится влажный снег. Влажным снег бывает при слабом морозе.

4.Подвести детей к пониманию защитных свойств снега.

В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.

Вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу; покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба. Снег защищает растения от холода.

5. Дать детям понятие о загрязнении снега и воды.

Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым покрыт стакан.

На бумажном фильтре останутся следы ;снег грязный.


Выводы по первой главе

 

Делая вывод, обратим внимание на одну важнейшую особенность содержания предмета «Окружающий мир» – определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных курсах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Данная особенность  процесса  изучения мира распространяется на все его существенные стороны – природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Именно эта уникальность отмечается в документах нового образовательного стандарта, значительная часть содержания которого может быть с успехом реализована на уроках «Окружающего мира». Если это поймет и примет учитель, то требования стандарта к освоению основной образовательной программы начального общего образования по всем трем показателям – личностные, метапредметные и предметные результаты - будут выполнены.

Объяснение нового материала чаще всего надо проводить в форме беседы с элементами рассказа и обязательно сопровождать рассматриванием натуральных объектов или их изображений, проведением опытов, демонстрацией кадров диафильмов или диапозитивов. В процессе объяснения желательно на доске делать рисунки, вычерчивать схемы, записывать названия растений и животных, краткие определения.

Уроки «Человек и мир» не должны превращаться в уроки объяснительного чтения. Преобладающими методами должны быть наблюдения, опыты, практические работы с раздаточным материалом и т. д. Чтение эффективно только при сочетании его с другими средствами обучения и должно сопровождаться вопросами, заданиями, демонстрацией наглядного материала, последующей самостоятельной работой.

Глава II Опытно-экспериментальное исследование роли опытов для усвоения знаний учащимися при изучении «Окружающего мира» в начальных классах малокомплектной школы

 

2.1 Организация и процедура проведения констатирующего этапа исследования

 

С 20 ноября 2009 г. по 20 мая 2010 г в малокомплектной школе № 1 г. Набережные Челны было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью доказательства гипотезы, что проведение опытов на уроках по изучению «Окружающего мира» есть эффективное средство усвоения знаний младшими школьниками.

Исследование было построено следующим образом:

1 этап – констатирующий, целью которого явился анализ выборки респондентов и разработка инструментария опытно-экспериментатльного исследования;

2 этап – формирующий, целью которого явилось проведение специально-организованных занятий с проведением опытов при изучении нового материала с первоклассниками экспериментальной группы;

3 этап – контрольный, целью которого явилось определение динамики развития знаний первоклассников об окружающем мире в контрольной и экспериментальной группах и их сравнение.

              В качестве респондентов выступили первоклассники малокомплектной школы № 1 (контрольная группа, состоящая из 5 учащихся) и №2 (экспериментальная группа, также состоящая из 5 учащихся).

Для определения уровня развития знаний об «Окружающем мире» были использованы контрольные вопросы. Ответы на вопросы оценивались как обычно по пятибалльной системе.

Контрольные вопросы:

1. Приведите примеры живой и неживой природы. Называть самому предметы живой и неживой природы, дети должны ответить к какой природе они относятся (Заяц, гриб, трава, пчела, яблоня, человек - это живая природа. Камень, туча, озеро, снег, ветер - неживая природа).

2. Роль воды в жизни человека, растений и животных. Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.). Вода необходима и животным, и растениям. Все растения «пьют» воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.  Вывод: Вода нужна для питания всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.

3. Где в природе вы встречали воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней). Все это холодная вода в природе. А вот интересно, существует ли такая горячая вода в природе, чтобы она нагревалась сама, без помощи человека? (рассказ детей о гейзерах). Гейзеры – уникальное явление природы.

4. Какие три состояния воды вы знаете? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса – вода в жидком виде, снег – вода в твердом виде, кристаллы).

5. Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду – пар), в твердом виде (в холодильнике)?

6. Может ли вода перейти из жидкого состояния в парообразное? (Да).

При каких условиях это произойдет быстрее? (Ее надо нагреть).

А из жидкого в твердое? (Охладить). А наоборот из твердого в жидкое? (Надо нагреть, ведь лед и снег тают в тепле). А из твердого состояния перейти в пар? (Да) Приведите примеры. (Зимой сушит мама бельё на балконе. Оно сразу замерзает, т. е. жидкая вода становится льдом, но все – таки оно высыхает (почти), следовательно, твердая вода может переходить в пар.) Может ли пар снова стать жидкостью или перейти в твердое состояние? (Да, если охладить. Облака, капли в ванной на потолке, град).

Информация о работе Опыты на уроках окружающего мира в начальных классах