Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – доказать значение опытов при изучении «Окружающего мира» в начальных классах.
Реализация данной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) ознакомиться с предметом, целью и задачами курса «Человек и мир» и методикой преподавания;
2) ознакомиться с учебным курсом «Мир вокруг нас» для начальной школы А. А. Плешакова:
3) ознакомиться с формами и методами обучения, используемые на уроках «Человек и мир» и требованиями к уроку:
4) ознакомиться с приемами работы над темой «Природа живая и неживая» и доказать на практике, что проведение опытов – эффективный метод развития представлений детей об окружающем мире.
Введение
3
Глава I
Использование методов естественных наук при изучении «Окружающего мира
5
1.1
Предмет, цель и задачи курса «Человек и мир». Методика преподавания
5
1.2
Об учебном курсе «Мир вокруг нас» для начальной школы (автор А. А. Плешаков)
7
1.3
Формы и методы обучения, используемые на уроках «Человек и мир». Требования к уроку
15
1.4
Приемы работы над темой «Природа живая и неживая». Проведение опытов – важный метод наглядности при изучении темы
18
Выводы по первой главе
21
Глава II
Глава II Опытно-экспериментальное исследование роли опытов для усвоения знаний учащихся при изучении «Окружающего мира» в начальных классах малокомплектной школы
22
2.1.
Организация и процедура проведения констатирующего этапа исследования
22
2.2.
Формирующий эксперимент
26
2.3
Контрольный этап исследования и выводы по второй главе
26
Заключение
29
Библиография
30
Приложение 1
Конспект урока по теме. «Почему идет дождь и дует ветер» (с проведением опытов)
33
Приложение 2
Конспект урока по теме: Наши помощники – органы чувств (с проведением опытов)
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?
Дети. Ливень.
Учитель. Правильно. Ребята, представьте, как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь. Можно простудиться и заболеть. Но какой бы дождь ни шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов. Давайте сделаем вывод о дожде. Как образуется дождь?
Дети. Сначала образуется густое облако. Потом оно превращается в тучу, которая состоит из тяжелых капель воды. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю.
Учитель.
Приплыли тучи дождевые.
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые.
Пей, рожь, пей!
А дождик теплый, дождь неугомонный
Льет, льет, льет!
Учитель. Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе? Вспомните, какие сказки рассказывали ребята о дожде. Кто же тучку пригнал на лесную полянку? Отгадайте загадки. О чем они?
Дети загадывают загадки.
Ученик 5.
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой,
Бежал по речке голубой –
И речка сделалась рябой.
Ученик 6.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Дети. Ветер.
Учитель. Правильно, ветер. О нем пойдет речь во второй части нашего урока.
Учитель. Что такое ветер?
Дети. Это движущийся воздух.
Учитель. А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке.
Учитель показывает опыты.
Учитель. Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?
Дети. Ветерок.
Учитель. А откуда он взялся?
Дети. Мы заставили рукой двигаться воздух.
Учитель. Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.
Учитель. Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.
Дети. Теплый воздух поднимается вверх, он легкий. А тяжелый, холодный воздух устремляется на его место.
Учитель. А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха.
Дети читают текст учебника на с. 93.
Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише!
Деревцо все выше, выше!
Учитель. Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.
Дети. Валит деревья.
– Обрывает провода.
– Срывает крыши домов.
Учитель. Но человек воспользовался силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.
Дети рассматривают рисунки в учебнике.
– Еще в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперед.
Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче. В холодных странах стало бы еще холоднее. Но ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных – теплее. Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.
Вот такую помощь оказывает ветер.
Какой же бывает ветер?
Выберите слова, с помощью которых можно описывать ветер.
Дети работают со с. 93 учебника.
Дети. Сильный, холодный, порывистый, слабый.
Учитель. Почему идет дождь и дует ветер?
Что интересного вы сегодня услышали, узнали?
Какие открытия вы для себя сделали?
Дети отвечают на вопросы.
Приложение 2
Конспект урока по теме: Наши помощники – органы чувств (с проведением опытов)
Цель: помочь детям ближе познакомиться друг с другом, научить общаться друг с другом.
Программное содержание:
- закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем мир;
- уточнить, какое значение для человека имеет слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира;
- воспитывать потребность быть здоровым;
- продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния;
- повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- способствовать развитию в детях уверенности в себе.
Организационный момент.
Педагог: Дети, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие. Мы с вами посетим «Институт здоровья». Мы побываем в разных лабораториях, где проходят исследования наших органов чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)
Да, глаза, уши, нос, язык, руки – это наши органы чувств. Они помогают нам познавать окружающий мир, и мы, поэтому, называем их – НАШИ ПОМОЩНИКИ.
Основная часть занятия.
-Отправляемся в путь. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы поймете, какой орган чувств исследуют в этой лаборатории.
Загадка:
«На ночь два оконца,
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются».
- Да, в этой лаборатории изучают глаза. Дети, для чего нам нужны глаза? (Ответы детей.) Значит, глазами мы видим мир. Как же беречь глаза? (Ответы детей.) Если заболят глаза, нужно обратиться к врачу. А сейчас мы с вами сделаем зрительную гимнастику.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
1. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд (повторить 6-8 раз)
2. Быстро моргать глазами в течение 10 – 15 секунд, затем повторить то же 3 раза с интервалами в 7 – 10 секунд
3. «Пальминг» - потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (30 – 40 секунд.). Открыть глаза
- А знаете ли вы, какого цвета у вас глаза? (Ответы детей.) Посмотрите, глаза у всех нас отличаются по цвету и форме.
ИГРА «Определи по глазам, кто это?».
(Детям предлагаются их фотографии, на которых не закрыты только глаза.)
-Отгадайте следующую загадку:
Два брата на одной голове живут,
Все слышат, а друг друга не видят.
- Да, в этой лаборатории изучают ухо.
Педагог тихо говорит: «Все сели на стульчики. (Дети сели.) А почему вы сели?»
Дети: - Потому что услышали, что вы сказали.
Педагог: - Чем вы это услышали? (Ответы детей.) Дети, а для чего нам нужны уши? (Ответы детей.) Какие правила надо помнить, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Ответы детей.)
ИГРА «Узнай по голосу».
(Дети стоят в кругу, один ребенок в центре. Дети идут по кругу и говорят:
«Алеша, ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: «Ау!».
Быстро глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай» (дети зовут по имени).
ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «Какой музыкальный инструмент звучит?»
На столе перед детьми лежат несколько музыкальных инструментов: бубен, гусли, металлофон, губная гармошка, колокольчик, погремушка. Ребенок садится спиной к столу. Взрослый предлагает детям по очереди определить на слух, назвать и показать, какой музыкальный инструмент прозвучал.
-А теперь перейдем в следующую лабораторию, отгадайте загадку:
Между двух светил в середине я один. (Ответ детей.)
-Дети, зачем нам нужен нос? (Ответы детей.)
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.
Представьте себе, что вы в зимнем лесу. Вдохните глубоко носом и медленно выдохните.
- Вы сказали, ребята, что нос помогает определить разные запахи.
ИГРА «Узнай по запаху».
(Детям предлагается следующая ситуация: во время полета космонавтам необходимы разные продукты питания, которые лежат в баночках. Но этикетки с названиями потерялись. Помогите определить, что находится в каждой баночке. Шоколад, апельсин, духи, лук, лимон.)
- А как еще по-другому можно определить, что это за продукт? (Ответы детей.)
- В следующей лаборатории изучают орган чувств – язык. Дети, для чего нам нужен язык? (Ответы детей.)
- Давайте немножко поиграем с язычком.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
- «Холодно-жарко» - открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать до 5), спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5) – 3 – 4 раза
- «Качели» - открыть рот и медленно поднимать язык вверх и опускать вниз – 8 – 10 раз
- «Часики» - открыть рот и медленно двигать языком влево – вправо до уголков рта – 8 – 10 раз
- «Лошадка» - поцокать языком
- Язык делится на участки, каждый из которых отвечает за определенный вкус. Какие вкусы вы знаете? (Ответы детей.)
- А что бывает сладким, горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)
ИГРА «Определи на вкус».
(Детям предлагается определить на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капуста, печенье, конфета).
- Мы сказали, что еще язык нам нужен для общения. А скажите, как люди знакомятся друг с другом? (называют свои имена). У вас тоже есть имена. Давайте поиграем с мячом в игру «Придумай ласковое имя».
(Дети передают мяч друг другу и называют ласковое имя своего товарища.)
- А как вас будут называть, когда вы вырастете? (Имя и отчество).
- Вы сказали, что с помощью языка мы можем общаться с друг другом, а еще можно общаться с помощью мимики и жестов.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Солнышко и дождик».
Взрослый произносит слово «солнышко» - дети бегают и резвятся. Как только звучит слово «туча», дети прячутся под «зонтиком».
- А теперь улыбнитесь друг другу. Дети, когда вам бывает радостно (грустно)?
- Давайте с вами нарисуем «настроение». (Детям предлагается нарисовать эмоции радости и грусти на «солнышке» и «тучке»).
- Дети, а из-за чего вы можете разозлиться? (Ответы детей).
- Но есть много способов помочь себе и другому человеку преодолеть плохое настроение и злость. Например, поиграть в игру.
СЛОВЕСНАЯ ИГРА «Волшебные слова».
(Дети садятся в круг, передают друг другу воздушное сердце, говоря при этом добрые слова.)
- Каждый человек может разозлиться, когда его обижают, делают больно, и в этом случае надо обязательно помочь. Вот мы с вами, ребята, дружим. Давайте за руки возьмемся и вспомним наш девиз:
Как мы весело живем,
Дружно песенки поем,
Можем весело смеяться,
Пошутить, побаловаться,
И поспорить иногда,
Ну а драться – никогда!
- Дети, что вы чувствуете, когда держите друг друга за руки? (Ответы детей.)
- Сейчас мы оказались с вами в лаборатории, где изучают последний орган чувств – руки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
- Дети, а для чего нужны нам руки? (Ответы детей.)
Мы с вами уже так хорошо знаем друг друга, что смогли узнать по глазам. А давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами по рукам. (Различить на ощупь).
Информация о работе Опыты на уроках окружающего мира в начальных классах