Опыты на уроках окружающего мира в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – доказать значение опытов при изучении «Окружающего мира» в начальных классах.
Реализация данной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) ознакомиться с предметом, целью и задачами курса «Человек и мир» и методикой преподавания;
2) ознакомиться с учебным курсом «Мир вокруг нас» для начальной школы А. А. Плешакова:
3) ознакомиться с формами и методами обучения, используемые на уроках «Человек и мир» и требованиями к уроку:
4) ознакомиться с приемами работы над темой «Природа живая и неживая» и доказать на практике, что проведение опытов – эффективный метод развития представлений детей об окружающем мире.

Содержание

Введение
3
Глава I
Использование методов естественных наук при изучении «Окружающего мира

5

1.1
Предмет, цель и задачи курса «Человек и мир». Методика преподавания

5

1.2
Об учебном курсе «Мир вокруг нас» для начальной школы (автор А. А. Плешаков)

7

1.3
Формы и методы обучения, используемые на уроках «Человек и мир». Требования к уроку

15

1.4
Приемы работы над темой «Природа живая и неживая». Проведение опытов – важный метод наглядности при изучении темы


18
Выводы по первой главе
21
Глава II
Глава II Опытно-экспериментальное исследование роли опытов для усвоения знаний учащихся при изучении «Окружающего мира» в начальных классах малокомплектной школы



22

2.1.
Организация и процедура проведения констатирующего этапа исследования

22

2.2.
Формирующий эксперимент
26

2.3
Контрольный этап исследования и выводы по второй главе

26
Заключение
29
Библиография
30
Приложение 1
Конспект урока по теме. «Почему идет дождь и дует ветер» (с проведением опытов)

33
Приложение 2
Конспект урока по теме: Наши помощники – органы чувств (с проведением опытов)

Работа содержит 1 файл

К Опыты на уроках изучения окружающего мира в начальных классах.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

Дети. Ливень.

Учитель. Правильно. Ребята, представьте, как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь. Можно простудиться и заболеть. Но какой бы дождь ни шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов. Давайте сделаем вывод о дожде. Как образуется дождь?

Дети. Сначала образуется густое облако. Потом оно превращается в тучу, которая состоит из тяжелых капель воды. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю.

VI. Физкультминутка

Учитель. 

Приплыли тучи дождевые.

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые.

Пей, рожь, пей!

А дождик теплый, дождь неугомонный

Льет, льет, льет!

VII. Сообщение темы второй части урока

Учитель. Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе? Вспомните, какие сказки рассказывали ребята о дожде. Кто же тучку пригнал на лесную полянку? Отгадайте загадки. О чем они?

Дети загадывают загадки.

Ученик 5.

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой,

Бежал по речке голубой –

И речка сделалась рябой.

Ученик 6.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.

Дети. Ветер.

Учитель. Правильно, ветер. О нем пойдет речь во второй части нашего урока.

VIII. Работа по теме урока

Учитель. Что такое ветер?

Дети. Это движущийся воздух.

Учитель. А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке.

Учитель показывает опыты.

Опыт № 2

Учитель. Сейчас мы с вами сделаем ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

Дети. Ветерок.

Учитель. А откуда он взялся?

Дети. Мы заставили рукой двигаться воздух.

Учитель. Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

Опыт № 3

Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.

Учитель. Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.

Дети. Теплый воздух поднимается вверх, он легкий. А тяжелый, холодный воздух устремляется на его место.

Учитель. А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха.

Дети читают текст учебника на с. 93.

Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

IX. Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер, тише, тише, тише!

Деревцо все выше, выше!

Х. Работа по теме урока (продолжение)

Учитель. Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.

Дети. Валит деревья.

– Обрывает провода.

– Срывает крыши домов.

Учитель. Но человек воспользовался силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.

Дети рассматривают рисунки в учебнике.

– Еще в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперед.

Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче. В холодных странах стало бы еще холоднее. Но ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных – теплее. Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.

Вот такую помощь оказывает ветер.

Какой же бывает ветер?

Выберите слова, с помощью которых можно описывать ветер.

Дети работают со с. 93 учебника.

Дети. Сильный, холодный, порывистый, слабый.

ХI. Итог урока

Учитель. Почему идет дождь и дует ветер?

Что интересного вы сегодня услышали, узнали?

Какие открытия вы для себя сделали?

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

Приложение 2

Конспект урока по теме: Наши помощники – органы чувств (с проведением опытов)

Цель: помочь детям ближе познакомиться друг с другом, научить общаться друг с другом.

Программное содержание:

- закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем мир;

- уточнить, какое значение для человека имеет слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира;

- воспитывать потребность быть здоровым;

- продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния;

- повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Организационный момент.

Педагог: Дети, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие. Мы с вами посетим «Институт здоровья». Мы побываем в разных лабораториях, где проходят исследования наших органов чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)

Да, глаза, уши, нос, язык, руки – это наши органы чувств. Они помогают нам познавать окружающий мир, и мы, поэтому, называем их – НАШИ ПОМОЩНИКИ.

Основная часть занятия.

-Отправляемся в путь. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы поймете, какой орган чувств исследуют в этой лаборатории.

Загадка:

«На ночь два оконца,

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются».

- Да, в этой лаборатории изучают глаза. Дети, для чего нам нужны глаза? (Ответы детей.) Значит, глазами мы видим мир. Как же беречь глаза? (Ответы детей.) Если заболят глаза, нужно обратиться к врачу. А сейчас мы с вами сделаем зрительную гимнастику.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

1. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд (повторить 6-8 раз)

2. Быстро моргать глазами в течение 10 – 15 секунд, затем повторить то же 3 раза с интервалами в 7 – 10 секунд

3. «Пальминг» - потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (30 – 40 секунд.). Открыть глаза

- А знаете ли вы, какого цвета у вас глаза? (Ответы детей.) Посмотрите, глаза у всех нас отличаются по цвету и форме.

ИГРА «Определи по глазам, кто это?».

(Детям предлагаются их фотографии, на которых не закрыты только глаза.)

-Отгадайте следующую загадку:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят.

- Да, в этой лаборатории изучают ухо.

Педагог тихо говорит: «Все сели на стульчики. (Дети сели.) А почему вы сели?»

Дети: - Потому что услышали, что вы сказали.

Педагог: - Чем вы это услышали? (Ответы детей.) Дети, а для чего нам нужны уши? (Ответы детей.) Какие правила надо помнить, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Ответы детей.)

ИГРА «Узнай по голосу».

(Дети стоят в кругу, один ребенок в центре. Дети идут по кругу и говорят:

«Алеша, ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: «Ау!».

Быстро глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай» (дети зовут по имени).

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «Какой музыкальный инструмент звучит?»

На столе перед детьми лежат несколько музыкальных инструментов: бубен, гусли, металлофон, губная гармошка, колокольчик, погремушка. Ребенок садится спиной к столу. Взрослый предлагает детям по очереди определить на слух, назвать и показать, какой музыкальный инструмент прозвучал.

-А теперь перейдем в следующую лабораторию, отгадайте загадку:

Между двух светил в середине я один. (Ответ детей.)

-Дети, зачем нам нужен нос? (Ответы детей.)

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Представьте себе, что вы в зимнем лесу. Вдохните глубоко носом и медленно выдохните.

- Вы сказали, ребята, что нос помогает определить разные запахи.

ИГРА «Узнай по запаху».

(Детям предлагается следующая ситуация: во время полета космонавтам необходимы разные продукты питания, которые лежат в баночках. Но этикетки с названиями потерялись. Помогите определить, что находится в каждой баночке. Шоколад, апельсин, духи, лук, лимон.)

- А как еще по-другому можно определить, что это за продукт? (Ответы детей.)

- В следующей лаборатории изучают орган чувств – язык. Дети, для чего нам нужен язык? (Ответы детей.)

- Давайте немножко поиграем с язычком.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

- «Холодно-жарко» - открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать до 5), спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5) – 3 – 4 раза

- «Качели» - открыть рот и медленно поднимать язык вверх и опускать вниз – 8 – 10 раз

- «Часики» - открыть рот и медленно двигать языком влево – вправо до уголков рта – 8 – 10 раз

- «Лошадка» - поцокать языком

- Язык делится на участки, каждый из которых отвечает за определенный вкус. Какие вкусы вы знаете? (Ответы детей.)

- А что бывает сладким, горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)

ИГРА «Определи на вкус».

(Детям предлагается определить на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капуста, печенье, конфета).

- Мы сказали, что еще язык нам нужен для общения. А скажите, как люди знакомятся друг с другом? (называют свои имена). У вас тоже есть имена. Давайте поиграем с мячом в игру «Придумай ласковое имя».

(Дети передают мяч друг другу и называют ласковое имя своего товарища.)

- А как вас будут называть, когда вы вырастете? (Имя и отчество).

- Вы сказали, что с помощью языка мы можем общаться с друг другом, а еще можно общаться с помощью мимики и жестов.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Солнышко и дождик».

Взрослый произносит слово «солнышко» - дети бегают и резвятся. Как только звучит слово «туча», дети прячутся под «зонтиком».

- А теперь улыбнитесь друг другу. Дети, когда вам бывает радостно (грустно)?

- Давайте с вами нарисуем «настроение». (Детям предлагается нарисовать эмоции радости и грусти на «солнышке» и «тучке»).

- Дети, а из-за чего вы можете разозлиться? (Ответы детей).

- Но есть много способов помочь себе и другому человеку преодолеть плохое настроение и злость. Например, поиграть в игру.

СЛОВЕСНАЯ ИГРА «Волшебные слова».

(Дети садятся в круг, передают друг другу воздушное сердце, говоря при этом добрые слова.)

- Каждый человек может разозлиться, когда его обижают, делают больно, и в этом случае надо обязательно помочь. Вот мы с вами, ребята, дружим. Давайте за руки возьмемся и вспомним наш девиз:

Как мы весело живем,

Дружно песенки поем,

Можем весело смеяться,

Пошутить, побаловаться,

И поспорить иногда,

Ну а драться – никогда!

- Дети, что вы чувствуете, когда держите друг друга за руки? (Ответы детей.)

- Сейчас мы оказались с вами в лаборатории, где изучают последний орган чувств – руки.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

- Дети, а для чего нужны нам руки? (Ответы детей.)

Мы с вами уже так хорошо знаем друг друга, что смогли узнать по глазам. А давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами по рукам. (Различить на ощупь).

Информация о работе Опыты на уроках окружающего мира в начальных классах