Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – доказать значение опытов при изучении «Окружающего мира» в начальных классах.
Реализация данной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) ознакомиться с предметом, целью и задачами курса «Человек и мир» и методикой преподавания;
2) ознакомиться с учебным курсом «Мир вокруг нас» для начальной школы А. А. Плешакова:
3) ознакомиться с формами и методами обучения, используемые на уроках «Человек и мир» и требованиями к уроку:
4) ознакомиться с приемами работы над темой «Природа живая и неживая» и доказать на практике, что проведение опытов – эффективный метод развития представлений детей об окружающем мире.
Введение
3
Глава I
Использование методов естественных наук при изучении «Окружающего мира
5
1.1
Предмет, цель и задачи курса «Человек и мир». Методика преподавания
5
1.2
Об учебном курсе «Мир вокруг нас» для начальной школы (автор А. А. Плешаков)
7
1.3
Формы и методы обучения, используемые на уроках «Человек и мир». Требования к уроку
15
1.4
Приемы работы над темой «Природа живая и неживая». Проведение опытов – важный метод наглядности при изучении темы
18
Выводы по первой главе
21
Глава II
Глава II Опытно-экспериментальное исследование роли опытов для усвоения знаний учащихся при изучении «Окружающего мира» в начальных классах малокомплектной школы
22
2.1.
Организация и процедура проведения констатирующего этапа исследования
22
2.2.
Формирующий эксперимент
26
2.3
Контрольный этап исследования и выводы по второй главе
26
Заключение
29
Библиография
30
Приложение 1
Конспект урока по теме. «Почему идет дождь и дует ветер» (с проведением опытов)
33
Приложение 2
Конспект урока по теме: Наши помощники – органы чувств (с проведением опытов)
3
Оглавление
Введение | 3 | ||
Глава I | Использование методов естественных наук при изучении «Окружающего мира |
5 | |
| 1.1 | Предмет, цель и задачи курса «Человек и мир». Методика преподавания |
5 |
| 1.2 | Об учебном курсе «Мир вокруг нас» для начальной школы (автор А. А. Плешаков) |
7 |
| 1.3 | Формы и методы обучения, используемые на уроках «Человек и мир». Требования к уроку |
15 |
| 1.4 | Приемы работы над темой «Природа живая и неживая». Проведение опытов – важный метод наглядности при изучении темы |
18 |
Выводы по первой главе | 21 | ||
Глава II | Глава II Опытно-экспериментальное исследование роли опытов для усвоения знаний учащихся при изучении «Окружающего мира» в начальных классах малокомплектной школы |
22 | |
| 2.1. | Организация и процедура проведения констатирующего этапа исследования |
22 |
| 2.2. | Формирующий эксперимент | 26 |
| 2.3 | Контрольный этап исследования и выводы по второй главе |
26 |
Заключение | 29 | ||
Библиография | 30 | ||
Приложение 1 | Конспект урока по теме. «Почему идет дождь и дует ветер» (с проведением опытов) |
33 | |
Приложение 2 | Конспект урока по теме: Наши помощники – органы чувств (с проведением опытов) |
36 |
Введение
Актуальность. В последние годы в связи с изменением целей начального образования произошло обновление содержания и методов преподавания «Окружающего мира». В Базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном году, две образовательные области – естествознание и обществознание на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», реализующий содержание, которое является пропедевтическим для последующего изучения в основной школе биологии, физики, химии, географии, обществознания и истории.
Приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 утвержден обязательный минимум содержания начального общего образования, где в числе других определено содержание двух образовательных областей – «Естествознание» и «Обществознание». Авторы всех вариативных программ для начальной школы обеспечивают выполнение обязательного минимума содержания, расширяя и углубляя его. «Окружающий мир» формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательный компонент «Окружающий мир», младшие школьники усваивают этические нормы поведения. В-третьих, при изучении содержания курса «Окружающий мир» ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Четвертый момент, – это значение курса «Окружающий мир» для адаптации ребенка к школьной жизни.
В настоящее время для начальной школы, в соответствии с различными концепциями, разработано несколько УМК и образовательная область «Обществознание» в них представлена в двух вариантах: 1) обществоведческий и естествоведческий материал дается интегрировано, как, например, в учебниках по окружающему миру Плешакова А. А. «Мир вокруг нас» ( УМК «Школа России»), Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир» ( УМК «Школа XXI века»), Поглазовой О. Т. - «Окружающий мир» (УМК «Гармония»), Саплина А. И., Саплиной Е. В., Сивоглазова В. И. «Окружающий мир» (УМК «Планета знаний») и др.
Цель курсовой работы – доказать значение опытов при изучении «Окружающего мира» в начальных классах.
Реализация данной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) ознакомиться с предметом, целью и задачами курса «Человек и мир» и методикой преподавания;
2) ознакомиться с учебным курсом «Мир вокруг нас» для начальной школы А. А. Плешакова:
3) ознакомиться с формами и методами обучения, используемые на уроках «Человек и мир» и требованиями к уроку:
4) ознакомиться с приемами работы над темой «Природа живая и неживая» и доказать на практике, что проведение опытов – эффективный метод развития представлений детей об окружающем мире.
Объектом исследования является методика преподавания курса «Окружающий мир» младших школьников.
Предмет исследования: развитие представлений о живой и неживой природе младших школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что проведение опытов на уроках по изучению «Окружающего мира» есть эффективное средство усвоения знаний младшими школьниками.
Методы исследования: тестирование, анализ научной и методической литературы.
База исследования: первоклассники малокомплектной школы №1 г. Набережные Челны.
Глава I Использование методов естественных наук при изучении «Окружающего мира»
1.1 Предмет, цель и задачи курса «Человек и мир». Методика преподавания
Методика преподавания предмета «Человек и мир» относится к системе педагогических наук.
Предметом ее изучения является процесс обучения учащихся природоведческому, обществоведческому и материалу санитарно-гигиенического и анатомо-физиологического содержания, а также воспитание и развитие детей в ходе обучения.
Задачи курса состоят в определении содержания учебного материала, принципов отбора фактов и построения предмета; выделении методов, приемов, форм и средств обучения; обеспечении проверки эффективности методов обучения.
В соответствии с первой задачей разрабатываются программы, создаются учебные пособия и учебники по предмету «Человек и мир». Решение второй задачи требует определения методов и приемов обучения, системы заданий, различных методических рекомендаций. Реализация третьей предполагает сравнительное изучение эффективности методов и приемов обучения, экспериментальную проверку методических рекомендаций [5, с. 72].
Курс «Человек и мир» введен в учебный план школ с 1992 г. Это - интегрированный предмет, который изучается в каждом классе начальной школы (с первого по четвертый). В подготовительном классе изучается предмет «Я и мир», который предваряет курс «Человек и мир» и обеспечивает преемственность программы детского сада и начальной школы. В этом интегрированном курсе в единое целое объединены биологические, географические, обществоведческие и анатомические знания. Учебный курс «Человек и мир», согласно образовательным стандартам, входит в образовательную область «Естествознание» и «Обществознание».
Цель школьного курса «Человек и мир» - формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспитание высоконравственного отношения младших школьников к окружающей среде, своему организму, подготовка учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на следующих этапах обучения.
Основные задачи курса:
- формирование у учащихся представлений о человеке, природе и явлениях общественной жизни;
- подведение учащихся к элементарному пониманию связей в системе «человек - природа - общество»;
- осмысление школьниками особенностей строения и функционирования детского организма, необходимости ухода за ним, соблюдения личной и общественной гигиены;
- формирование представлений о: морально-этических нормах поведения в обществе, природе, деятельности в окружающей среде и во взаимоотношениях со сверстниками и старшими;
- воспитание эмоционально положительного отношения к окружающей жизни, интереса к природе и социальным явлениям, высших нравственных чувств: участливости, доброжелательности, обязательности, долга, заботы и бережного отношения к природе и людям;
- формирование у учащихся жизненно необходимых практических умений и навыков;
- подготовка учащихся к усвоению системы углубленных и дифференцированных знаний о человеке, природе и обществе в последующие годы обучения;
- расширение кругозора и обогащение жизненного опыта детей;
- разностороннее развитие школьников;
- совершенствование чувственного и социального опыта детей [5, с. 73].
1.2 Об учебном курсе «Мир вокруг нас» для начальной школы (Автор А. А. Плешаков
Учебный курс «Мир вокруг нас» преподается в 1-4 классах четырехлетней начальной школы. Он соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана (образовательный компонент «Окружающий мир»).
Курс «Мир вокруг нас», как и программа «Зеленый дом» в целом, имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретет характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях дефицита экологической культуры в обществе.
Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению. В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» у детей воспитывается любовь к своему городу (селу), к своей Родине, развивается интерес к познанию окружающего мира, формируются навыки экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира.
При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: 1) идеи многообразия мира; 2) идеи экологической целостности мира; 3) идеи уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира - важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Информация о работе Опыты на уроках окружающего мира в начальных классах