Опыты на уроках окружающего мира в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – доказать значение опытов при изучении «Окружающего мира» в начальных классах.
Реализация данной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) ознакомиться с предметом, целью и задачами курса «Человек и мир» и методикой преподавания;
2) ознакомиться с учебным курсом «Мир вокруг нас» для начальной школы А. А. Плешакова:
3) ознакомиться с формами и методами обучения, используемые на уроках «Человек и мир» и требованиями к уроку:
4) ознакомиться с приемами работы над темой «Природа живая и неживая» и доказать на практике, что проведение опытов – эффективный метод развития представлений детей об окружающем мире.

Содержание

Введение
3
Глава I
Использование методов естественных наук при изучении «Окружающего мира

5

1.1
Предмет, цель и задачи курса «Человек и мир». Методика преподавания

5

1.2
Об учебном курсе «Мир вокруг нас» для начальной школы (автор А. А. Плешаков)

7

1.3
Формы и методы обучения, используемые на уроках «Человек и мир». Требования к уроку

15

1.4
Приемы работы над темой «Природа живая и неживая». Проведение опытов – важный метод наглядности при изучении темы


18
Выводы по первой главе
21
Глава II
Глава II Опытно-экспериментальное исследование роли опытов для усвоения знаний учащихся при изучении «Окружающего мира» в начальных классах малокомплектной школы



22

2.1.
Организация и процедура проведения констатирующего этапа исследования

22

2.2.
Формирующий эксперимент
26

2.3
Контрольный этап исследования и выводы по второй главе

26
Заключение
29
Библиография
30
Приложение 1
Конспект урока по теме. «Почему идет дождь и дует ветер» (с проведением опытов)

33
Приложение 2
Конспект урока по теме: Наши помощники – органы чувств (с проведением опытов)

Работа содержит 1 файл

К Опыты на уроках изучения окружающего мира в начальных классах.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

7. Какими свойствами обладает вода?

Что произойдет с водой, если я капну ее на стекло? (Растечется)

Вода не держит форму. Перелью воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? (Форму стакана). Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается. Какое свойство воды позволяло нам переливать ее из банки в стакан? (Текучесть).

8. Какого цвета вода? Как доказать, что вода прозрачна? (Опыт: Два стакана – с молоком, с водой, ложка. Что можно сказать о цвете молока? (Белое) А воды? (бесцветная) Ложку погружаем в стакан с водой. Ложку видим со всех сторон. Следовательно, вода прозрачная.

9. Как доказать, что вода является растворителем? (Опыт: Сахар и соль по ложке кладу в стаканы с водой, перемешиваю. Что произошло с солью и сахаром? (Растаяли) Почему? (Вода их растворила) Вывод: Вода – универсальный растворитель. Она растворила полностью соль и сахар и осталась прозрачной.

10. Имеет ли запах вода? (Нет). С помощью какого органа чувств мы это узнаем? Назовите 7 органов чувств, которые помогают человеку познавать окружающий мир?

              Результаты проверки знаний первоклассников контрольной группы представлены в таблице 1.

Таблица 1 Результаты тестирования учащихся 1 А класса (контрольная группа)

Фамилия и имя ученика

Номера тестовых вопросов

Общ.

балл

Ср.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Дроздов Саша

3

3

2

3

3

3

3

3

3

4

30

3,0

2

Гареева Гузель

3

3

2

2

3

3

3

4

3

3

29

2,9

3

Доронин Андрей

4

3

3

2

3

3

3

3

3

4

31

3,1

4

Кальметьева Алина

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

3,0

5

Хабибуллина Алсу

4

3

3

3

4

3

3

3

4

3

33

3,3

 

 

Результаты проверки знаний первоклассников экспериментальной  группы представлены в таблице 2.

Таблица 2 Результаты тестирования учащихся 1 Б класса (экспериментальная группа)

№ п/п

Фамилия и имя ученика

Номера тестовых вопросов

Общ.

балл

Ср.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Акимов Никита

3

3

2

3

4

3

2

2

3

3

28

2,8

2

Бикбаева Залина

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3

31

3,1

3

Дроздов Олег

4

3

3

3

4

3

3

3

3

4

33

3,3

4

Каримова Венера

4

3

3

4

3

3

3

3

3

3

32

3,3

5

Яруллина Аниса

3

4

4

3

4

3

3

3

4

3

34

3,4

По результатам опроса можно сделать вывод, что знания детей обеих групп приблизительно одинаковы слабы. Наиболее частые ошибки первоклассников: дети относят деревья, цветы, все растения и грибы к неживой природе; не могут объяснить простейших явлений природы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни (почему выстиранное белье высыхает или почему идет дождь); не могут доказать, что вода является растворителем, хотя знают это свойство воды. Отвечают дети неуверенно, приходится постоянно задавать дополнительные вопросы.

Средний балл контрольной группы первоклассников – 3,1 балла

Средний балл экспериментальной группы первоклассников – 3,2 балла

 

2.2 Формирующий эксперимент

 

Для доказательства заявленной нами гипотезы мы для первоклассников экспериментальной группы малокомплектной школы организовали занятия по ознакомлению с «Окружающим миром» с проведением опытов. В контрольной группе первоклассников опыты не проводились. Формирующий эксперимент проводился в течение 6 месяцев. Конспекты занятий по теме «Почему идет дождь и дует ветер» и «Наши помощники – органы чувств» с проведением опытов смотрите в приложении 1 и 2 на стр. 33 - 36.

2.3 Контрольный этап исследования и выводы по второй главе

 

По истечении 6 месяцев мы провели повторную проверку знаний первоклассников об «Окружающем мире». Результаты проверки приведены в таблице 3 (контрольная группа) и таблице 4 (экспериментальная группа).

Динамика развития знаний об окружающем мире первоклассников контрольной группы изображена графически на рис.1. Динамика развития знаний об окружающем мире первоклассников экспериментальной группы изображена графически на рис.2.

 

Таблица 3 Результаты тестирования учащихся 1 Акласса по истечении 6 месяцев (контрольная группа)

Фамилия и имя ученика

Номера тестовых вопросов

Общ.

балл

Ср.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Дроздов Саша

4

3

3

3

3

3

3

3

3

4

32

3,2

2

Гареева Гузель

4

3

3

3

3

3

3

4

3

3

32

3,2

3

Доронин Андрей

4

3

3

3

4

4

3

3

4

4

35

3,5

4

Кальметьева Алина

3

4

3

3

4

3

3

4

4

4

35

3,5

5

Хабибуллина Алсу

4

4

4

3

4

3

4

3

4

3

36

3,6

 

Таблица 4 Результаты тестирования учащихся 1 Б класса по истечении 6 месяцев (экспериментальная группа)

№ п/п

Фамилия и имя ученика

Номера тестовых вопросов

Общ.

балл

Ср.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Акимов Никита

4

4

3

4

5

4

3

3

5

5

40

4,0

2

Бикбаева Залина

5

4

4

4

4

4

5

5

4

5

44

4,4

3

Дроздов Олег

5

5

5

4

5

4

4

5

5

5

47

4,7

4

Каримова Венера

5

5

5

5

4

4

4

5

5

5

47

4,7

5

Яруллина Аниса

5

5

5

4

5

4

5

5

5

5

48

4,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Динамика развития знаний об «Окружающем мире» первоклассников контрольной группы 1А класса по истечении 6 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Динамика развития знаний об «Окружающем мире» первоклассников экспериментальной группы 1Б класса по истечении 6 месяцев (после формирующего эксперимента)

Знания первоклассников контрольной группы 1А класса изменились совсем незначительно, Дети по-прежнему путают предметы живой и неживой природы; не могут объяснить простейших явлений природы, не знают свойств воды и снега. Отвечают неуверенно, с подсказками.

Уровень знаний первоклассников экспериментальной группы 1Б класса резко повысился. Дети отвечают уверенно, не требуют наводящих вопросов и подсказок и даже вступают в спор, доказывая свою правоту.

Средний балл детей контрольной группы по-прежнему невысок и составляет 3,4 балла (повысился на 0,3 балла). Средний балл детей экспериментальной группы 4,5 балла (повысился на 1,3 балла).

Таким образом, можно сделать вывод, что заявленная нами гипотеза подтвердилась: проведение опытов при изучении «Окружающего мира» дает значительный развивающий эффект знаний школьников.

Нам было интересно заниматься чем-то увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходят опыты. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные превращения. Использование опытов позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома о проделанных опытах, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Это очень увлекательная работа. Проведение опытов позволяет внести элементы занимательности, оживить учебный процесс Использование опытов, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает воспитывать интерес детей к предмету, способствует развитию способностей, таким образом, применение опытов на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления.

Информация о работе Опыты на уроках окружающего мира в начальных классах