Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – доказать значение опытов при изучении «Окружающего мира» в начальных классах.
Реализация данной цели обусловила следующие задачи исследования:
1) ознакомиться с предметом, целью и задачами курса «Человек и мир» и методикой преподавания;
2) ознакомиться с учебным курсом «Мир вокруг нас» для начальной школы А. А. Плешакова:
3) ознакомиться с формами и методами обучения, используемые на уроках «Человек и мир» и требованиями к уроку:
4) ознакомиться с приемами работы над темой «Природа живая и неживая» и доказать на практике, что проведение опытов – эффективный метод развития представлений детей об окружающем мире.
Введение
3
Глава I
Использование методов естественных наук при изучении «Окружающего мира
5
1.1
Предмет, цель и задачи курса «Человек и мир». Методика преподавания
5
1.2
Об учебном курсе «Мир вокруг нас» для начальной школы (автор А. А. Плешаков)
7
1.3
Формы и методы обучения, используемые на уроках «Человек и мир». Требования к уроку
15
1.4
Приемы работы над темой «Природа живая и неживая». Проведение опытов – важный метод наглядности при изучении темы
18
Выводы по первой главе
21
Глава II
Глава II Опытно-экспериментальное исследование роли опытов для усвоения знаний учащихся при изучении «Окружающего мира» в начальных классах малокомплектной школы
22
2.1.
Организация и процедура проведения констатирующего этапа исследования
22
2.2.
Формирующий эксперимент
26
2.3
Контрольный этап исследования и выводы по второй главе
26
Заключение
29
Библиография
30
Приложение 1
Конспект урока по теме. «Почему идет дождь и дует ветер» (с проведением опытов)
33
Приложение 2
Конспект урока по теме: Наши помощники – органы чувств (с проведением опытов)
Заключение
Изучение предмета «Окружающий мир» вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в стандартах второго поколения представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Эти требования выражены в ФГОС НОО в следующей целевой установке:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Программа учебного предмета «Окружающий мир» комплекта «Начальная школа XXI века» предусматривает решение важнейших задач патриотического, нравственного, этического воспитания младших школьников. Уже во 2 классе дети начинают оперировать понятием «Родина», которое от класса к классу постепенно наполняется новым содержанием и расширяется:
Родина, Отечество, Отчизна - слова, похожие по значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья. Мы живем в Российской Федерации (России). Это наша Родина. Мы россияне. В нашей стране много больших и малых городов, среди которых есть древние, с богатой историей и культурой. Наша Родина имеет великое прошлое. История родной страны поучительна и интересна. Родной край - частица нашей Родины. Основной закон нашего государства - Конституция РФ.
Содержание учебников структурировано таким образом, что развивает представления младших школьников об окружающем мире, начиная с того, что находится рядом, вокруг ребенка. Постепенно объектами изучения становятся история России, культур а русского общества, трудовая деятельность в разные исторические времена.
Библиография
1. Бекишева И. В., Дашьянц Л. Л., Леонтьева Л. А. Использование логических схем на уроках окружающего мира в начальной школе: Методические рекомендации для учителей нач. школы. / И. В. Бекишева, Л. Л. Дашьянц, Л. А. Леонтьева. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 16 с.
2. Болдырева Г. Е. Окружающий мир. 1 кл. Поурочные планы по уч. О. Т. Поглазовой. По УМК Гармония / Г. Е. Болдырева. - Издательство: Учитель, 2006. – 124 с.
3. Васина Е. М. и др. Окружающий мир. 1-4 классы: конспекты уроков и внеклассных занятий / Е. М. Васина. – М.: Издательство: Учитель, 2006. – 247 с.
4. Вахрушев А. А., Раутиан А. С, Бурский О. В. Программа «Мир и человек»: I-IVклассы / А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан, О. В. Бурский. - М.: Дрофа, 2006. – 86 с.
5. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 / Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф. 2005. – 183 с.
6. Гулуева Т. С., Сафронова Г. А. Окружающий мир. 1-2 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова. Компакт-диск для компьютера / Т. С. Гулуева, Г. А. Сафронова. – М.: Издательство: Учитель, 2006.
7. Дмитриева О. И. Максимова Т. Е. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс: Вариативность изучения тем; Интегрированные и игровые уроки; Тесты, практические проверочные работы и др.: Новый комплект уроков Изд. 2-е, перераб., доп. / О. И. Дмитриева, Т. Е. Максимова. – М.: издательство ВАКО, - 384 с.
8. Каткова Е. Г. Итоговая аттестация. Окружающий мир. Типовые тестовые задания / Е. Г. Каткова. - М.: Экзамен, 2007. – 46 с.
9. Клепинина З. А. Окружающий мир 1 класс Методическое пособие / З. А. Клепинина. - М.: Издательство: АСТ-пресс, 2006. – 160 с.
10. Клепинина З. А. Современные цели начального образования и роль курса «Природа и люди» в их достижении // Развитие личности в образовательном процессе: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. Д. Л. Мали. - Пенза, 200\5. – 438 с.
11. Козина Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» / Е. Ф. Козина. - М.: Академия, 2007. – 224 с.
12. Козина Е. Ф., Степанян Е. Н. Методика преподавания естествознания / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. - М.: Академия, 2006. – 496 с.
13. Колбовский Е. Ю. Изучаем природу в городе. Экскурсии в природу / Е. Ю. Колбовский. - М.: Вентана-Граф. 2006. – 256 с.
14. Лободина Н. В. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, С. А. Трафимова. Ч. 1 / Н. В. Лободина. – М.: Издательство: Учитель, 2008. – 487 с.
15. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками / Е. Л. Мельникова. - М.: АПК и ПРО, 2006. – 198 с.
16. Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для вузов - 360 с. {Образование XXI века} / А. В. Миронов. - М: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.
17. Петросова Р. А. Методика обучения естествознанию и экономическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
18. Плешаков А. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс: Вариативность изучения тем; Задания рабочей тетради / А. А. Плешаков. - М.: ВАКО. 2008. – 316 с.
19. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Программа «Окружающий мир»: I-IV классы / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин.. - М.: Учитель, 2005. – 64 с.
20. Погорелова Н А. Элементы проблемного обучения на уроках природоведения // Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Н. А. Погорелова. - М.: Педагогика, 2005. – 144 с.
21. Попова Г. П. Окружающий мир. 1кл. I полугодие. Поурочные планы по уч. А. А. Вахрушева и др. Я и мир вокруг. По программе Школа 2100 / Г. П. Попова. – М.: Издательство: Учитель, - 237 с.
22. Товпинец И. П., Борзова Н. В., Крылова О. В. Окружающий мир в 1-2 классе начальной школы. Методические рекомендации. Книга для учителя / И. П. Товпинец, Н. В. Борзова, О. В. Крылова. - М.: Просвещение. 2007. – 128 с.
23. Рудченко Л. И. Окружающий мир. 1-4 кл. Нестандартные уроки / Л. И. Рудченко. - М.: Издательство: Учитель, 2005. – 143 с.
24. Смирнова О. М. Окружающий мир в начальной школе. Методические рекомендации / О. М. Смирнова. - М.: Сфера. 2007. – 112 с.
25. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе: Практическое пособие / Е. А. Сорокоумова. - М.: АРКТИ. 2008. – 48 с.
26. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Дидактические карточки-задания по курсу «Окружающий мир» / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: АСТ. 2008. – 160 с.
27. Федотова О. Н. Окружающий мир. 1 кл. Учебник-хрестоматия / О. Н. Федотова. – М.: Академкнига, – 160 с.
28. Яременко Е. О. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа / сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с.
Приложение 1
Конспект занятия по теме: «Почему идет дождь и дует ветер» (с проведением опытов)
Цели. Расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека; формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определенную тему.
Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас» (1 кл.), авт. А.А. Плешаков; оборудование для опытов, карточки со словами.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Без пути и без дороги
Ходит парень длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
Дети. Дождь.
Учитель. В первой части урока мы будем говорить о дожде.
Учитель. Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье».
Ученик 1.
Дождик, дождик, что ты льешь?
Льешь и дни и ночи.
Ждали мы тебя, но все ж
Надоел ты очень!
Ученик 2.
В гнездах птенчики пищат,
Плачут окон стекла,
Невозможно выйти в сад –
Вся земля промокла...
Ученик 3.
Даже речка в берега
Стала не вмещаться,
По оврагам и лугам
Стала разливаться...
У. Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или веселое?
Дети. Грустное.
Учитель. Почему грустное настроение?
Дети. Дождь льет день и ночь. Надоел он.
– Холодно. В гнездах пищат птенчики. Земля промокла, нельзя гулять.
– Речка вышла из берегов, разлилась по лугам и оврагам.
Учитель. А всегда ли дождь вызывает грустное настроение?
Дети. Нет.
Дети рассказывают о том, какую пользу приносит дождь: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора...
Учитель. Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь?
Дети. Он льет из тучи.
Учитель. А как дождик попадает в тучу?
Дети. Не знаем.
Учитель. Три дня назад мы с вами налили в стакан воды и поставили в теплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим.
Дети. Вода испарилась.
Учитель. То же происходит и на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения.
Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.
На доску прикрепляется карточка со словом облако.
– Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.
На доске появляется слово туча.
– Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.
Вывешивается карточка со словом дождь.
– Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.
Учитель показывает опыт.
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Учитель поясняет детям все действия:
– Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
– Туча, туча, что несешь?
Отвечает туча...
Дети. (хором). Дождь!
Учитель. Вот так появляется дождь. Давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи на с. 92.
Дети читают.
Что такое туча? Это темное, густое облако. Если появились тучи – жди дождя. Капельки воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.
– Что же такое туча?
Дети. Темное, густое облако.
Учитель. Из чего состоят тучи?
Дети. Из тяжелых капель воды.
Учитель. Почему они падают на землю и что из них образуется?
Дети. Капельки тяжелые и не могут долго держаться в небе. Они падают, и образуется дождь.
Дождик, дождик,
Дождик, лей!
Нам с тобою веселей!
Не боимся сырости,
Только лучше вырастем.
Учитель. Ребята, а сейчас мы с вами составим сказку о том, почему растения и животные радуются дождю. Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 92. Он поможет вам при сочинении.
Выслушивается 4–5 сказок, составленных учащимися.
– Понравились ли вам услышанные сказки? Видите, дождю рады все. Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?
Дети. Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.
Учитель. Давайте рассмотрим рисунки с различными видами дождя и соотнесем их с названиями.
На доске – рисунки с видами дождей: ливень, ситничек, косохлест.
После того как будет дана характеристика дождю, вывешиваются таблички под каждым рисунком (как в учебнике на с. 92).
– Почему так назвали дожди? Прочитайте.
Дети. Ливень, или проливной дождь. Говорят, что дождь льет как из ведра.
– Ситничек – мелкий дождь, как из сита.
– Косой дождь, или косохлест.
Учитель. Какие из названных дождей вы наблюдали? Отгадайте, о каком дожде идет речь?
Загадку загадывает ученик.
Ученик 4.
Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!
Наклонил он ветки груш.
Нужен саду свежий душ,
Информация о работе Опыты на уроках окружающего мира в начальных классах