Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния изучения геометрического материала на развитие наглядно-образного мышления младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования: развитие наглядно-образного мышления младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения геометрического материала как средства развития наглядно-образного мышления младших школьников
Мышление. Виды мышления…...………………………………………………6
Развитие наглядно-образного мышления при изучении геометрического материала………………………………………………………………………..14
Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста…..23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики
2.1 Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики………………………..………………...30
2.2 Комплекс заданий геометрического содержания, способствующих развитию наглядно-образного мышления………………………………………………...36
2.3 Динамика развития наглядно- образного мышления младших школьников на уроках математики………………………………...………………………...55
Заключение………………………………………………………………………...60
Список литературы……………………………
Цель второго раздела — познакомить учеников с такой объемной геометрической фигурой, как куб. Школьники учатся выделять свойства данной фигуры, знакомятся с разверткой. Используя эти знания, они сами изготавливают куб из плотной бумаги.
Далее ведется более сложная работа. Мы знакомим учащихся с сечениями куба, параллельным переносом данной фигуры и плоскостями его симметрии. Для этого используются специальные наглядные пособия, изготовленные из плотной бумаги. Например, для знакомства с сечениями изготовлены кубы, которые «открываются» по-разному, демонстрируя некоторые сечения. Дети могут наблюдать, по каким граням проходит сечение и какая плоская фигура получилась в результате.
Параллельно с этой работой мы учим строить чертежи, причем задания, предлагаемые ученикам, расположены по принципу «от простого к сложному». Приведем примеры таких заданий.
1. Рассмотри куб:
Построй
сечение куба по точкам, данным на чертеже.
2. Построй сечение куба таким
образом, чтобы оно делило
3.
Выбери из данных фигур те,
в которых построенное сечение
является плоскостью симметрии:
По окончании знакомства с разделом «Куб» учащиеся имеют представление о данной геометрической фигуре, оперируют терминами: развертка, сечение, плоскость симметрии, параллельный перенос; владеют навыками построения соответствующих чертежей.
Цель третьего раздела — дать представления о призме, ее существенных и несущественных свойствах. Работа строится аналогично работе с кубом. Рассматриваются различные призмы, их сечения, параллельный перенос и плоскости симметрии. Вводится большое количество практической работы по изготовлению призм с использованием чертежей разверток. Для закрепления представлений о развертке предлагаются задания следующих видов:
Таким образом, по окончании изучения раздела «Призма» учащиеся понимают, что: 1) существуют различные призмы; 2) куб и параллелепипед являются частными случаями призмы.
Делается вывод, что куб — это правильная четырехугольная призма, у которой все ребра, равны.
Предлагаемые
задания способствуют развитию
наглядно-образного мышления. Кроме
того, такая работа очень нравится
ученикам, так как включает в себя
новые, необычные для них виды работы,
интересные вопросы для размышления .Использование
элементов стереометрии способствует
более эффективному обучению математике,
развивает личность ребенка в целом.
2.3
Динамика развития наглядно-образного
мышления младших школьников
на уроках математики
В ходе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты.
Уровни наглядно-образного мышления:
высокий уровень – 2 человека (20%)
средний уровень – 3 человек (60%)
низкий уровень – 2 человека (20%)
Полученные результаты мы отразили в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Уровневая характеристика развития наглядно-образного мышления учеников 2 класса
Дата проведения диагностики: сентябрь 2008 г.
Для развития наглядно-образного мышления младших школьников на формирующем этапе эксперимента мы постоянно использовали геометрический материал на уроках математики и во внеурочной работе. Изучение геометрического материала опиралось на принцип фузионизма, т.е. на взаимосвязанное изучение элементов плоскости и пространства. На уроках использовалось большое число моделей, рисунков, чертежей, фотографий, конструирование разверток объемных фигур и их моделирование.
Следующим этапом нашей работы было подведение итогов и выявление изменений в уровневой характеристике развития наглядно-образного мышления по завершению формирующего этапа нашего исследования.
Для определения уровня развития наглядно-образного мышления ученикам была предложена следующая работа.
Задание 1. Сосчитай, сколько треугольников.
Ответ:
9
Задание 2. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у крыши домика? (5 углов.)
Задание 3. Чем отличаются фигуры?
(Количеством углов, размером.)
Задание 4. Найди одинаковые домики.
(Одинаковые второй и пятый домики)
Задание 5. Какой человечек убежал?
(Убежал третий человечек)
Задание 6. Фигуры разделены на две
группы.
По какому принципу они распределены:
(По форме и размеру.)
Задание 7. Геометрические фигуры разложили
по рядам, учитывая форму и цвет. В каком
ряду задание выполнено правильно?
Задание 8. Какие высказывания о фигурах, нарисованных на этой картинке, правильные? Поставь «галочку» там, где высказывания правильные.
Задание9. Вставь недостающую фигуру.
Задание 10.
Какой рисунок следующий?
Задание «Лабиринт»
Чем каждый персонаж похож на здание, в
котором он работает? Помоги каждому попасть
на работу: нарисуй путь в лабиринте. Для
разных персонажей используй карандаши
разных цветов.
Получены следующие результаты:
Результаты
выполнения детьми методики
«Равенна»
№
п/п |
Ф.И.
учащегося |
Уровень развития
наглядно-образного мышления | ||
Вафина Элина | высокий | |||
Давлетзянов Раниль | средний | |||
Давлятов Рафаэль | высокий | |||
Мазитова Алина | средний | |||
Насыров Ахтам | низкий | |||
Хазиахметов Салават | средний | |||
Хафизов Рузель | низкий |
В
процентном отношении результаты выглядят
следующим образом:
Количество учеников | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Количество | % | Количество | % | Количество | % | |
10 | 5 | 50% | 4 | 40% | 1 | 10% |
Полученные
результаты мы отразили в диаграмме
2.
Диаграмма 2
Уровневая характеристика развития наглядно-образного мышления учеников 2 класса
Дата проведения диагностики: декабрь 2008 г.
Сравнив полученные результаты двух этапов исследования, констатирующего и контрольного, мы пришли к выводу, что результаты стали намного выше. Поэтому на уроках математики необходимо систематически использовать геометрический материал при проведении устного счета и на других этапах урока. Изучение элементов геометрии в начальных классах должно строится на следующих принципах:
Решение
рассмотренных задач геометрического
содержания на уроках математики, как
показывает практика работы, развивает
наглядно-образное мышление и формирует
опыт детей в познании ими окружающего
мира и начал геометрических представлений,
а также влияет на усвоение знаний в целом.
Заключение
Изучение
геометрического материала в
начальной школе может
В
ходе исследования была достигнута цель
– теоретически обосновано и экспериментально
проверено влияние
Для решения первой задачи была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой теме.
Изучены
психологические особенности
В
ходе опытно-экспериментальной
В
ходе проводимой опытной работы наша
гипотеза получила свое подтверждение.
Ведущая роль в развитии наглядно-образного
мышления принадлежит учителю. Его методическая
подготовка, педагогическое мастерство
и творческая инициатива помогут внести
много интересного и нового в содержание
изучаемого геометрического материала.
Решение таких задач на уроках математики,
как показывает практика работы, оказывает
влияние не только на развитие наглядно-образного
мышления, но и на приобретение опыта в
познании окружающего мира и начал геометрических
представлений, а также на усвоение знаний
в целом.