Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния изучения геометрического материала на развитие наглядно-образного мышления младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования: развитие наглядно-образного мышления младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения геометрического материала как средства развития наглядно-образного мышления младших школьников
Мышление. Виды мышления…...………………………………………………6
Развитие наглядно-образного мышления при изучении геометрического материала………………………………………………………………………..14
Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста…..23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики
2.1 Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики………………………..………………...30
2.2 Комплекс заданий геометрического содержания, способствующих развитию наглядно-образного мышления………………………………………………...36
2.3 Динамика развития наглядно- образного мышления младших школьников на уроках математики………………………………...………………………...55
Заключение………………………………………………………………………...60
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

мышление.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать)

    Цель  второго раздела — познакомить учеников с такой объемной геометрической фигурой, как куб. Школьники учатся выделять свойства данной фигуры, знакомятся с разверткой. Используя эти знания, они сами изготавливают куб из плотной бумаги.

    Далее ведется более сложная работа. Мы знакомим учащихся с сечениями куба, параллельным переносом данной фигуры и плоскостями его симметрии. Для этого используются специальные наглядные пособия, изготовленные из плотной бумаги. Например, для знакомства с сечениями изготовлены кубы, которые «открываются» по-разному, демонстрируя некоторые сечения. Дети могут наблюдать, по каким граням проходит сечение и какая плоская фигура получилась в результате.

    Параллельно с этой работой мы учим строить  чертежи, причем задания, предлагаемые ученикам, расположены по принципу «от простого к сложному». Приведем примеры таких заданий.

     1. Рассмотри  куб:

    Построй сечение куба по точкам, данным на чертеже. 

     2. Построй сечение куба таким  образом, чтобы оно делило фигуру  на две равные части: 

    3. Выбери из данных фигур те, в которых построенное сечение  является плоскостью симметрии: 

      
 
 
 

    По  окончании знакомства с разделом «Куб» учащиеся имеют представление  о данной геометрической фигуре, оперируют  терминами: развертка, сечение, плоскость симметрии, параллельный перенос; владеют навыками построения соответствующих чертежей.

    Цель  третьего раздела — дать представления о призме, ее существенных и несущественных свойствах. Работа строится аналогично работе с кубом. Рассматриваются различные призмы, их сечения, параллельный перенос и плоскости симметрии. Вводится большое количество практической работы по изготовлению призм с использованием чертежей разверток. Для закрепления представлений о развертке предлагаются задания следующих видов:

  1. Соотнеси чертежи фигур с развертками.
  2. Выбери развертки, из которых можно склеить треугольную призму.
  3. Выбери развертки, из которых нельзя склеить призму.
  4. Дострой или построй чертеж развертки данной фигуры.
  5. Рассмотри рисунок. Что изменилось? Как изменится чертеж развертки данной фигуры?

      
 
 

    Таким образом, по окончании изучения раздела  «Призма» учащиеся понимают, что: 1) существуют различные призмы; 2) куб и параллелепипед являются частными случаями призмы.

    Делается  вывод, что куб — это правильная четырехугольная призма, у которой все ребра, равны.

    Предлагаемые  задания  способствуют  развитию наглядно-образного мышления. Кроме  того, такая работа очень нравится  ученикам, так как включает в себя  новые, необычные для них виды работы, интересные вопросы для размышления .Использование элементов  стереометрии  способствует более эффективному обучению математике, развивает личность ребенка в целом. 

  2.3 Динамика развития наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики 
 

    В ходе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты.

    Уровни  наглядно-образного мышления:

    высокий уровень – 2 человека (20%)

    средний уровень – 3 человек (60%)

    низкий  уровень – 2 человека (20%)

    Полученные  результаты мы отразили в диаграмме 1.

    Диаграмма 1

    Уровневая характеристика развития наглядно-образного  мышления учеников 2 класса

    Дата  проведения диагностики: сентябрь 2008 г.

    

    Для развития наглядно-образного мышления младших школьников на формирующем  этапе эксперимента мы постоянно использовали геометрический материал на уроках математики и во внеурочной работе. Изучение геометрического материала опиралось на принцип фузионизма, т.е. на взаимосвязанное изучение элементов плоскости и пространства. На уроках использовалось большое число моделей, рисунков, чертежей, фотографий, конструирование разверток объемных фигур и их моделирование.

    Следующим этапом нашей работы было подведение итогов и выявление изменений  в уровневой характеристике развития наглядно-образного мышления по завершению формирующего этапа нашего исследования.

     Для определения уровня развития наглядно-образного мышления ученикам была предложена следующая работа.

    Задание 1. Сосчитай, сколько треугольников.

    Ответ: 9 

    Задание 2. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у крыши домика? (5 углов.)

     Задание 3. Чем отличаются фигуры?

    (Количеством  углов, размером.)

     Задание 4. Найди одинаковые домики.

    (Одинаковые  второй и пятый домики)

    Задание 5. Какой человечек убежал?

    

    (Убежал  третий человечек)

     Задание 6. Фигуры разделены на две группы. 

      

    По  какому принципу они распределены:

  • по цвету и форме;
  • по форме и размеру;
  • по размеру и цвету?

    (По  форме и размеру.)

     Задание 7. Геометрические фигуры разложили по рядам, учитывая форму и цвет. В каком ряду задание выполнено правильно? 
 

    Задание 8. Какие высказывания о фигурах, нарисованных на этой картинке, правильные? Поставь «галочку» там, где высказывания правильные.

  • Все фигуры на чертеже – круги.
  • Некоторые фигуры на чертеже – круги. √
  • Ни одна фигура на чертеже не является кругом.
  • Все фигуры на чертеже – многоугольники.
  • Ни одна фигура на чертеже не является многоугольником.
  • Некоторые фигуры на чертеже – треугольники. √
  • На чертеже нет ни одной фигуры, которая являлась бы кругом.

    Задание9. Вставь недостающую фигуру.

      
 

     Задание 10. Какой рисунок следующий? 
 
 
 

     Задание «Лабиринт» Чем каждый персонаж похож на здание, в котором он работает? Помоги каждому попасть на работу: нарисуй путь в лабиринте. Для разных персонажей используй карандаши разных цветов. 
 
 
 
 

    Получены  следующие результаты:

Результаты  выполнения детьми методики «Равенна» 

    п/п

    Ф.И.

    учащегося

    Уровень развития

    наглядно-образного  мышления

    Вафина  Элина высокий
    Давлетзянов Раниль средний
    Давлятов  Рафаэль высокий
    Мазитова  Алина средний
    Насыров Ахтам низкий
    Хазиахметов Салават  средний
    Хафизов Рузель низкий
 

    В процентном отношении результаты выглядят следующим образом: 

Количество  учеников Высокий уровень Средний уровень Низкий  уровень
Количество % Количество % Количество %
10 5 50% 4 40% 1 10%
 

    Полученные  результаты мы отразили в диаграмме 2. 
 
 
 
 

    Диаграмма 2

Уровневая характеристика развития наглядно-образного  мышления учеников 2 класса

    Дата  проведения диагностики: декабрь 2008 г.

     

    Сравнив полученные результаты двух этапов исследования, констатирующего и контрольного, мы пришли к выводу, что результаты стали намного выше. Поэтому на уроках математики необходимо систематически использовать геометрический материал при проведении устного счета и на других этапах урока. Изучение элементов геометрии в начальных классах должно строится на следующих принципах:

  • преемственности;
  • фузионизма;
  • наглядности;
  • личностно-ориентированного обучения.

    Решение  рассмотренных  задач  геометрического  содержания на уроках математики, как показывает  практика работы,  развивает наглядно-образное  мышление и формирует опыт  детей в познании ими окружающего мира и начал геометрических представлений, а также влияет на усвоение знаний в целом. 
 
 
 

                                                   Заключение 
 

    Изучение  геометрического материала в  начальной школе может строиться  только на интуитивно-содержательной основе с целью развития у школьников наглядно-образного мышления, формирования умения целенаправленно воспринимать, оценивать и осмысливать графическую информацию.

    В ходе исследования была достигнута цель – теоретически обосновано и экспериментально проверено влияние систематического изучения геометрического материала  на повышение уровня развития наглядно-образного мышления младших школьников.

    Для решения первой задачи была изучена  психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой теме.

    Изучены психологические особенности развития мышления младшего школьника.

    В ходе опытно-экспериментальной работы был апробирован комплекс заданий геометрического содержания, способствующих развитию наглядно-образного мышления.

    В ходе проводимой опытной работы наша гипотеза получила свое подтверждение. Ведущая роль в развитии наглядно-образного  мышления принадлежит учителю. Его методическая подготовка, педагогическое мастерство и творческая инициатива помогут внести много интересного и нового в содержание изучаемого геометрического материала. Решение таких задач на уроках математики, как показывает практика работы, оказывает влияние не только на развитие наглядно-образного мышления, но и на приобретение опыта в познании окружающего мира и начал геометрических представлений, а также на усвоение знаний в целом. 
 
 
 
 

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики