Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния изучения геометрического материала на развитие наглядно-образного мышления младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования: развитие наглядно-образного мышления младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения геометрического материала как средства развития наглядно-образного мышления младших школьников
Мышление. Виды мышления…...………………………………………………6
Развитие наглядно-образного мышления при изучении геометрического материала………………………………………………………………………..14
Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста…..23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики
2.1 Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики………………………..………………...30
2.2 Комплекс заданий геометрического содержания, способствующих развитию наглядно-образного мышления………………………………………………...36
2.3 Динамика развития наглядно- образного мышления младших школьников на уроках математики………………………………...………………………...55
Заключение………………………………………………………………………...60
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

мышление.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3

      Глава I. Теоретические  основы изучения геометрического  материала как  средства развития наглядно-образного  мышления младших  школьников

    1. Мышление. Виды мышления…...………………………………………………6
    2. Развитие наглядно-образного мышления при изучении геометрического материала………………………………………………………………………..14
    3. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста…..23

      Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики

    2.1 Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики………………………..………………...30

    2.2 Комплекс  заданий геометрического содержания, способствующих развитию наглядно-образного мышления………………………………………………...36

    2.3 Динамика  развития наглядно- образного мышления младших школьников на уроках математики………………………………...………………………...55

    Заключение………………………………………………………………………...60

    Список  литературы……………………………………………………………….61

    Приложения 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 
 

    Современные тенденции развития школьного образования предполагают наряду с усвоением знаний, умений и навыков овладение основными идеями и методами познания действительности, развитие личности и формирование приемов мышления.

    Важной  задачей формирования у детей мышления является развитие как понятийного так и образного мышления.

    Развитие  наглядно-образного мышления имеет  важное значение для общего психического развития ребенка. Высокий уровень  развития этого вида мышления способствует успешному обучению многим дисциплинам, в том числе математике, географии, черчению.… Кроме того, уровень развития наглядно-образного мышления рассматривается многими учеными как существенный показатель общего интеллектуального развития. Поэтому уже в начальной школе необходима целенаправленная  и систематическая работа по развитию данного вида мышления.

    В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что целью изучения школьной геометрии является развитие наглядно-образного, пространственного мышления учащихся.

    Проблемы  изучения элементов геометрии младшими школьниками являются в настоящее время объектом пристального внимания.

    Давно отмечаемые трудности усвоения многими  школьниками курса геометрии  уходят корнями в начальную математическую подготовку. Обучение элементам геометрии  в начальной школе сводится, как правило, к ознакомлению с простейшими плоскими фигурами и измерению геометрических величин инструментальными средствами. Такое положение противоречит, во-первых, опыту ориентирования в пространстве и оперирования трехмерными телами, с которыми ребенок приходит в школу, а во-вторых, результатам исследования детской психологии. Еще Ж. Пиаже показал, что естественный ход развития геометрических представлений детей идет от представлений о качественных свойствах геометрических фигур к количественным, т.е. от геометрии «формы положения» к геометрии «меры». Вследствие чего наглядно-образное мышление детей оказывается недостаточно развитым и ведет к значительным трудностям в усвоении систематического курса геометрии.

    Именно  младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития данного вида мышления.

    Таким образом, в практике работы начальной  школы все больше обнаруживается противоречие между требованиями современной  системы образования к усилению роли геометрического развития младших школьников и состоянием теоретической разработанности технологии обучения элементам геометрии. Очевидно, что учителю начальных классов предстоит самому преодолевать методические трудности, возникающие в процессе изучения геометрической составляющей математики начальной школы.

    Проблема  исследования заключается в новом  теоретическом осмыслении и практической реализации процесса изучения геометрического  материала и его влияния на развитие мышления младшего школьника.

    Необходимость решения данной проблемы, ее общепедагогическое и практическое значение обусловили выбор темы нашего исследования: «Изучение геометрического материала как средство развития наглядно-образного мышления младших школьников».

    Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния изучения геометрического материала на развитие наглядно-образного мышления младших школьников.

    Объект  исследования: процесс обучения младших школьников математике.

    Предмет исследования: развитие наглядно-образного мышления младших школьников.

    Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что развитие наглядно-образного мышления будет протекать более успешно, если:

  • будет разработан и использован в учебном процессе комплекс заданий геометрического содержания, способствующий развитию наглядно-образного мышления.

    В соответствии с целью, объектом, предметом  и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Разработать комплекс заданий геометрического содержания, способствующих развитию наглядно-образного мышления.
  3. Провести опытно-экспериментальную работу с целью выявления влияния изучаемого геометрического материала на развитие наглядно-образного мышления младших школьников.

    Методологической основой работы являются исследования, связанные с изучением развития ребенка (Ж. Пиаже), различных уровней и видов его мышления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец). О необходимости реализации методологической функции геометрии в обучении заявлено в научной и методической литературе В.В. Мадером, А. Пуанкаре, И.Ф. Шарыгиным, С.Е. Царевой и др. Большое значение придают многие исследователи развивающей функции геометрии (Г.В. Дорофеев, А. Пуанкаре, И.Ф. Шарыгин, А.Я. Цукарь и др.).

    Основные  методы исследования: изучение методической литературы, наблюдение, беседа, письменный опрос (тесты), изучение и обобщение педагогического опыта, анализ полученных результатов.

    База  исследования: МОУ НОШ №5 г. Среднеуральска.

    Практическая  значимость исследования состоит в  том, что содержащееся в нем обоснование  изучения геометрического материала  играет большую роль в организации  учебной деятельности, способствующей развитию наглядно-образного мышления младших школьников.

    Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов. 

      Глава I. Теоретические  основы изучения геометрического  материала как  средства развития наглядно-образного  мышления младших школьников 

    1. Мышление. Виды мышления
 
 

    Жизнь человека постоянно ставит перед  ним острые и неотложные задачи и  проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для человечества). Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя что-то новое.

    Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. (    32   )

    Мышление - важная ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности; позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление человека имеет общественно-историческую природу и неразрывно связано с практической деятельностью.

    Мышление - опосредствованное и обобщённое познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях, и отношениях. Зарождаясь в чувственном познании (ощущения, восприятия, представления), мышление выходит за его пределы, позволяя человеку познавать то, что не может быть непосредственно воспринято органами чувств и представлено. Мышление активизируется в тех случаях, когда у человека возникают вопросы, на которые нельзя получить ответы путём восприятия тех или иных объектов, воспроизведения того, что уже известно о них. В поисках ответов на такие вопросы человек прибегает к новым действиям с объектами, направленным на раскрытие непосредственно не данных их свойств и связей. С помощью речи люди выделяют, абстрагируют существенные признаки объектов, обобщают их, оперируют уже имеющимися знаниями, делают выводы, умозаключения и таким путём приходят к знанию того, что им необходимо. (15)

    Мышление - высшая форма отражения объективной действительности, познание более глубокое и полное, нежели непосредственное, чувственное. Оно даёт возможность человеку переходить от созерцания явлений к пониманию их сущности, к раскрытию их закономерных связей и отношений и благодаря этому овладевать и управлять явлениями природы и общества, ставить их на службу потребностям и интересам людей, лучше регулировать своё поведение. Источником мышления, критерием его истинности и его конечной целью является общественная практика.

    Мышление - функция человеческого мозга, особая форма проявления его рефлекторной, аналитико-синтетической деятельности, имеющая опору во второй сигнальной системе.(22)

    Первая  особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может  познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания, косвенное познание и есть познание опосредованное.

    Вторая  особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.

    Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

    Наше  познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики