Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния изучения геометрического материала на развитие наглядно-образного мышления младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования: развитие наглядно-образного мышления младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения геометрического материала как средства развития наглядно-образного мышления младших школьников
Мышление. Виды мышления…...………………………………………………6
Развитие наглядно-образного мышления при изучении геометрического материала………………………………………………………………………..14
Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста…..23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики
2.1 Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики………………………..………………...30
2.2 Комплекс заданий геометрического содержания, способствующих развитию наглядно-образного мышления………………………………………………...36
2.3 Динамика развития наглядно- образного мышления младших школьников на уроках математики………………………………...………………………...55
Заключение………………………………………………………………………...60
Список литературы……………………………
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных задач ,а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решение. Каждая правильно решенная задача оценивается в 1 балл.
Методика 2 «Лабиринт» (А. Л. Венгера).
Целью данной методики является определение уровня развития наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста.
Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания - мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отражающей последовательность этапов пути. Одновременно методику «Лабиринт» целесообразно использовать в качестве упражнений для развития наглядно-образного мышления. (Приложение 2 )
Для определения уровня развития наглядно-образного мышления ученикам 2 класса была предложена самостоятельная работа тестового характера.
Задание 1. Сосчитай, сколько треугольников.
Ответ: 9
Задание 2. Крыша игрушечного домика треугольная. Один угол отпилили. Сколько стало углов у крыши домика? (4 угла.)
Задание 3. Чем отличаются фигуры?
(Количеством углов и сторон, формой.)
Задание 4.
Найди одинаковые домики.
(Одинаковые второй и пятый домики)
Задание 5. Какой человечек убежал?
(Убежал третий человечек)
Задание 6. Фигуры разделены на две
группы.
По какому принципу они распределены:
(По размеру и цвету.)
Задание 7. Геометрические фигуры разложили по рядам, учитывая форму и размер. В каком ряду задание выполнено правильно?
(В третьем ряду)
Задание 8. Какие высказывания о фигурах, нарисованных на этой картинке, правильные? Поставь «галочку» там, где высказывания правильные.
Задание 9. Вставь недостающую фигуру.
Задание 10.
Какой рисунок следующий?
Задание
«Лабиринт». Водим карандашом, намечая
маршрут, комментируем вслух.
Помоги зайчику
съесть морковку
По итогам педагогической диагностики были выявлены три уровня развития наглядно-образного мышления.
Охарактеризуем выделенные нами уровни:
Проанализировав работы, мы получили следующие результаты. Их мы отразили в таблице. ( Приложение 1).
Результаты
выполнения детьми методики
«Равена»
№
п/п |
Ф.И.
учащегося |
Уровень развития
наглядно-образного мышления | ||
Вафина Элина | высокий | |||
Давлетзянов Раниль | средний | |||
Давлятов Рафаэль | высокий | |||
Мазитова Алина | средний | |||
Насыров Ахтам | низкий | |||
Хазиахметов Салават | средний | |||
Хафизов Рузиль | низкий |
В процентном отношении результаты выглядят следующим образом:
Количество учеников | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Количество | % | Количество | % | Количество | % | |
7 | 2 | 20% | 3 | 60% | 2 | 20% |
Исходя из вышеперечисленных данных, наглядно-образное мышление учеников 4-го класса оказывается недостаточно развитым. Геометрические знания, получаемые детьми в начальных классах, не только скудны, но и носят догматический характер. Следовательно, школьники вынуждены приводить в систематическую связь то, что им практически неизвестно, и не испытывают никакой потребности в обосновании истинности высказываний.
Для
развития наглядно-образного мышления
четвероклассников был разработан комплекс
заданий, представленный в следующем пункте.
2.2
Комплекс заданий
геометрического
содержания, способствующих
развитию наглядно-образного
мышления
Изучение геометрии в начальной школе может строиться только на интуитивно-содержательной основе с целью развития у школьников образного мышления; формирования умения целенаправленно воспринимать, оценивать и осмысливать графическую информацию; накопления опыта элементарных исследований; обучения элементарному чувственно-словесному анализу геометрических свойств фигур (анализ предметных отношений, ведущих к обобщениям) и др.
Следовательно, в процессе изучения геометрического материала у младших школьников следует формировать и развивать следующие умения:
Решаются задачи на нахождение длины ломанной, периметра многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата). Понятие угла носит не столько самостоятельную, сколько вспомогательную роль – подготовить детей к введению понятий прямоугольника и квадрата. Основная задача – сформировать представление о прямом угле. Это можно сделать в результате выполнения практической работы. Каждому из учеников даются листы бумаги разных размеров с неровными краями. В середине листа ставится точка. Дети должны сложить лист так, чтобы линия сгиба прошла через эту точку. Затем они еще раз складывают листок так, чтобы части линии сгиба совместились.
Организуя деятельность учащихся, учитель сам может демонстрировать им способ действия. В результате получиться модель прямого угла. Все модели, изготовленные учащимися, накладываются друг на друга и делается вывод, что все прямые углы равны между собой.
Сознательное выполнение этого действия требует правильных представлений о величине угла. Так как в начальных классах дети не знакомятся с единицей измерения углов, то для этой цели можно воспользоваться только приемом наложения и представлениями детей о луче.
Можно предложить ученикам два рисунка и спросить, какой угол больше – левый или правый.
Если
большинство детей ответят
Имея представление о точке, отрезке и угле второклассники могут находить эти геометрические фигуры в треугольниках, четырехугольниках, прямоугольниках и квадратах, выделяя в качестве их элементов вершины (точки), стороны (отрезки) и углы. Ориентируясь на эти элементы, дети могут распознавать треугольники, четырехугольники, пятиугольники и т. д., называя все эти фигуры многоугольниками. Для упражнений в распознавании многоугольников можно применять не только плоские фигуры, но и объемные тела - призмы, пирамиды. Оперируя с объемными телами, второклассники легко усваивают такие термины, как грань (многоугольник), ребро (отрезок), вершина (точка).
Если конец одного отрезка является
началом другого, конец второго -
началом третьего и эти отрезки
образуют между собой угол, то мы
видим ломаную линию, которая может быть
так же, как и кривая, незамкнутой и замкнутой
(многоугольник).