Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………………8
1.1 Проблема нравственного воспитания личности в педагогической литературе………………………………………………………………………………..8
1.2 Задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….24
Глава 2. Организация нравственного воспитания школьников средствами музыки в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………….25
2.1 .Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности. Об искусстве вести урок……………………………………………………………………………………..25
2.2.Специфика уроков музыки. Структура курса для 1-4 классов…………………………………………………………………………………..31
2.3. Заповеди школьного учителя музыки. …………………………………………………………………………………………..38
Приложение. Урок музыки в начальных классах………………………………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Возьмитесь за руки, и скажите  друг другу приятные и добрые слова.

Ребята, я убедилась, что вы все умеете дружить.

С песней «Настоящий друг» муз. Савельева мы заканчиваем  наш урок. 
 

Заключение

      Итак, мы выяснили, что проблема взаимосвязи  нравственности и музыкальности  у школьников действительно   значима,  поэтому преподавателю  необходимо суметь заинтересовать  их высокохудожественной музыкой,  различных стилей  и направлений,  используя  и ее нравственный  потенциал.

      К  сожалению, до последнего времени  место музыки в нравственном  воспитании детей, особенно в  общеобразовательной школе, было  не только неустойчиво, но испытывало  постоянную тенденцию к все  большему его сужению, к утере  самостоятельной ценности. А ведь  начинать всестороннее развитие  личности ребенка надо как  можно раньше. С момента рождения  дети подвергаются самым разнообразным  влияниям.  Домашний уклад, разговоры  старших, простые детские песенки,  которые ребенок слушает или  поет на коленях у матери, телевизионные  передачи — все это важные  факторы, воздействующие на ум  и чувства ребенка с самого  раннего возраста. Было бы очень  хорошо, если бы все учащиеся  воспитывались в семьях, где разговоры  взрослых оказывают только благотворное  влияние, где общая атмосфера  способствует обогащению и облагораживанию  личности. Но каждый, кто имеет  дело с детьми, знает, как бедны  духовно многие из них, как  часто лишены они в раннем  возрасте благоприятных предпосылок  для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.

      Именно  на ранней стадии развития  закладывается фундамент, на основе  которого расширяются знания  и совершенствуется способность  наслаждаться музыкой. Маленькие  дети готовы и рады тратить  время на приобретение навыков.  Однако на следующем этапе  они уже проявляют желание  использовать полученные навыки  для дальнейшего знакомства с  музыкой. В это время надо  знакомить их с самым широким  музыкальным репертуаром, включающим  музыку всех стилей. 

Список      литературы :

1.Абдуллин Э.Б.  Методологический  анализ проблем  музыкальной педагогики   в  системе высшего образования.М.,1990.

2. Аплетаев М.Н.  Система воспитания личности  в процессе обучения:    Монография/Омск.гос.пед.ун-т  – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998 

3 .Аристотель. Сочинения  в 4-х томах -М: 1984 , т.4.Архангельский  Н.В.

Нравственное воспитание. - М.:     Просвещение,1979. 

4. Бабанский Ю.К.  Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988. 

5. Божович Л.И.  О нравственном развитии и  воспитании детей// Вопросы   психологии. - М.: Просвещение, 1975. 

6. Болдырев Н.И.  Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение,1979., 1978.

7.  Воспитание  личности школьника в нравственной  деятельности: Метод.   рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т  им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991.

8. Гажим И.Ф. Еще  раз о цели музыкального образования./И.Ф.Гажим//Теория  музыкального образования-М.,2004.,с.220-233.

9.  Даль В.И.  Толковый словарь живого великорусского  языка- М: 1979, т.4. 

10. Дробницкий О.Г.  Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.

11.  Кабалевский   Д.Б. "Как рассказывать детям  о музыке" Москва, "Просвещение", 1989.

12. Кабалевский Д.Б.  Основные принципы и методы  программы по музыке для общеобразовательной  школы.//Программа по музыке для  общеобразовательной школы.1-3классы. М.1980.

13. Кантарбаев С.Е.  Формирование учебной деятельности  как средства трудового воспитания: Автореферат. - Алматы, КазГУ им. С.М.  Кирова, 1996

14.Кислова О.Т.// Готовимся  к школе:из опыта работы по  нравственно-патриотическому воспитанию// Нач.школа-2007-№2,с 8-10.

15. Ковалев Н.Е., Райский  Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в  педагогику: Учебное пособие для  педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. (– 386с.)

16. Козлов Э.П. //Воспитание  нравственного сознания школьников.// Изд-во

  Ростовского  ун-та, 1983.

17. И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. //Актуальные проблемы  музыкального образования // сб.ст. - :Музична Украина, 1986;;

18. Краткий словарь  по философии -М:1982.

19. Мартьянова А.И.  Нравственное воспитание:содержание  и формы /А.Н. Мартьянова//Начальная  школа-2007,№7.

20. Матвеева Л.  И Развитие младшего школьника  как субъекта учебной деятельности  и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ  им. А.И. Герцена, 1989

21. Л.Михеева .Музыка- детям.//Вопросы музыкально-эстетического  воспитания.// -Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976.

22. Ницше .Сочинение  в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988

23. Ожегов С.И. , Шведова  Н.Ю. Толковый словарь русского  языка, 2 издание-М:1995.

24. Регуш Л.А. Развитие  способностей прогнозирования в  познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ    им.А.И.Герцена,1983.

25.Рубинштейн С.Л.  Психолого-педагогические проблемы  нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1981.

   26. Сухомлинский  В.А. Избранные педагогические  сочинения -М: 1980, т.2.

27. Сухомлинский В.А.  ст. «Сердце отдаю детям» / П.Халабузарь, В.Попов,

Н.Добровольская. «  Методика музыкального воспитания», М.:- «Музыка», 1990 г., стр.52-53.

28.Ушинский К.Д.  Собрание сочинений - М.: 1985,т.2.

29. Харламов И.Ф.  Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.

30. ХалабузарьП, В.Попов,  Н.Добровольская. Методика музыкального  воспитания,   М. :-«Музыка», 1990 г.  ст.» Музыкальное искусство- средство  воспитания детей»,стр.5,7.

31. Челнокова В.Н.  «Как провести урок музыки.»-  Муз.педагогика-2009,апрель.

32. Школяр Л.В.,Школяр  В.А.,Критская Н.Д.,и др.,Музыкальное  образование в школе:Учебное пособие  для студентов муз.фак.иотд.высш.и  средн.пед.учеб.заведений./ Под редакцией  Л.В. Школяр М.,2001.


Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки