Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………………8
1.1 Проблема нравственного воспитания личности в педагогической литературе………………………………………………………………………………..8
1.2 Задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….24
Глава 2. Организация нравственного воспитания школьников средствами музыки в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………….25
2.1 .Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности. Об искусстве вести урок……………………………………………………………………………………..25
2.2.Специфика уроков музыки. Структура курса для 1-4 классов…………………………………………………………………………………..31
2.3. Заповеди школьного учителя музыки. …………………………………………………………………………………………..38
Приложение. Урок музыки в начальных классах………………………………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.33 Кб (Скачать)
 
 
 
 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
 

Смоленск

2010

                                                      Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………………8

1.1 Проблема нравственного воспитания личности в педагогической литературе………………………………………………………………………………..8

1.2  Задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………………17

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….24

Глава 2. Организация  нравственного воспитания школьников средствами музыки в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………….25

2.1 .Содержание воспитательной  работы учителя по формированию  нравственных качеств школьников  в учебной деятельности. Об искусстве  вести урок……………………………………………………………………………………..25

2.2.Специфика уроков  музыки. Структура курса для 1-4 классов…………………………………………………………………………………..31

2.3. Заповеди школьного  учителя музыки. …………………………………………………………………………………………..38

Приложение. Урок музыки в начальных классах………………………………………………………………………………….41

Заключение…………………………………………………………………………….48

Список  литературы…………………………………………………………………….50 

ВВЕДЕНИЕ.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические  преобразования, происходящие в современном  обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение  можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными  чертами личности.

Во-вторых, в современном  мире маленький человек живет  и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства  ребенка, на еще только формирующуюся  сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо  это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям  на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».[ 28, с.431].

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и  потому, что они не только информируют  младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной  школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить  свою деятельность в соответствии с  интересами окружающих его людей. Решение  этой задачи связано с формированием  устойчивых нравственных свойств личности школьника.

      Значение  и функция начальной школы  в системе непрерывного образования  определяется не только преемственностью  ее с другими звеньями образования,  но и неповторимой ценностью  этой ступени становления и  развития личности ребенка.

      Основной  функцией является формирование  интеллектуальных, эмоциональных, деловых,  коммуникативных способностей учащихся  к активно-деятельностному взаимодействию  с окружающим миром. Решение  главных задач обучения должно  обеспечивать формирование личностного  отношения к окружающим, овладение  этическими, эстетическими и нравственными  нормами.

    Сегодняшний  школьник современного бурно  меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает  своих предшественников в физическом  развитии, но, увы! Отстает в духовно-нравственном  плане. К тому же новые условия  современной жизни не способствуют  духовному здоровью детей. Необходимы  духовно-нравственные акценты в  массовом  образовании.

     Другая  кричащая проблема современности  связана с ранней компьютеризацией: зарубежные ученые констатируют, что школьники в условиях ранней  компьютеризации утрачивают образное  мышление и творческие способности,  с чем и связан на западе  гуманитарный бум – искусство  и художественное творчество  внедряются во все сферы обучения. Возникла острая потребность  сделать массовое образование  творческим. Акцентировать в нем  духовно-нравственное начало и  ориентировать на современные  проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать  этих и других сетей самоистребления  и так называемых «черных дыр», которые засасывают человека  физически и духовно? Во все  времена в решении этой проблемы  играло важную высокое искусство,  в котором самым сильным среди  его видов по прямому эмоциональному  воздействию была и остается  музыка. Музицирование всегда являлось  важным показателем культуры  общества, также как чтение, рисование,  участие в любительском театре, рукоделие.

     Современной  массовой школе нужна концепция  музыкального образования с духовно-нравственными  акцентами, с ориентацией на  творческое развитие в процессе  формирования общей музыкальной  культуры: не только слушать музыку, но и создать условия для  музыкально-творческого самораскрытия  природного дара каждого ребенка, - только в этом случае музыкальное  воспитание и образование может  стать целостным и гармоничным.

     Проблемой  нашего исследования является  создание педагогических условий  для нравственного воспитания  школьников в процессе учебной  деятельности.

Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов  и методики их преподавания, но и  умение направить свою деятельность на нравственное воспитание школьников.

     Такие  педагоги, как М.Болдырев [6], И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович[5] и многие  другие, исследовали нравственное  воспитание, рассматривали его в  разных аспектах. Однако решение  задач нравственного воспитания  средствами музыки в процессе  учебной деятельности недостаточно  исследовано. В связи с этим, целью нашего исследования является  изучение возможности нравственного  воспитания в процессе учебной  деятельности младших школьников  при помощи средств музыки.

      Объект  исследования –процесс нравственного  воспитания школьников.

       Предмет исследования – условия  нравственного воспитания  школьников  в учебной деятельности средствами  музыки. 

    Анализ  отечественной и зарубежной музыковедческой,  педагогической литературы по  изучению проблемы нравственного  воспитания средствами музыки  позволил выдвинуть следующую  гипотезу:

если проблема взаимосвязи  нравственности и музыкальности  у школьников так значима, то необходимо построить так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, различных стилей  и направлений, используя  том числе и ее нравственный потенциал.

      Нравственное  воспитание школьников будет  осуществлено в учебной деятельности  в том случае, если:

а)  Проблема умственного  и нравственного развития будет  решаться в единстве, в тесной взаимосвязи  на всех уроках.

б) Учитель создаст  благоприятные условия в коллективе для нравственного развития детей, т.е., будет регулировать взаимоотношения  учащихся между собой, и взаимоотношения  между учащимися и учителем.

в) Уделять внимание развитию музыкальной культуры учащихся, использовать конкретные музыкальные  произведения, направленные на воспитание у школьников понятий о добре  и зле, чести и бесчестии, дружбе и предательстве, любви к Родине.

    В соответствии  с проблемой, целью, объектом  и предметом исследования поставлены  следующие задачи:

1. Проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования.

2. Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания   младших школьников.

3. Выявить условия  нравственного воспитания в учебной  деятельности школьников.

4. Описать опыт  нравственного воспитания младших  школьников при помощи музыки.

     Названные  педагогические условия могут  обеспечить раскрытие и развитие  духовно-нравственных качеств младших  школьников, а именно ответственности,  доброжелательности, самостоятельности.

В работе мы использовали следующие исследовательские методы:

Изучение научно-педагогической литературы;

Наблюдение;

Изучение передового педагогического опыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1.Проблема нравственного  воспитания личности в педагогической   литературе.

Формирование личности человека - это последовательное изменение  и усложнение системы его  отношений  к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей жизни. Особенно важен  при этом детский и юношеский  возраст.

Развитие человека как личности осуществляется всесторонне  и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в  деятельности и общении. Ведущие  черты личности развиваются в  результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Развитие человека - это процесс количественного  и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона  человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти  развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается  педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего  человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда  имеет преимущественное значение в  развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические  предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах  наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных  задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции  до редкой математической и художественной одаренности.

Но сами по себе задатки  еще не обеспечивают способностей и  высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

«Удастся ли индивиду, вроде Рафаэля,  развить свой талант - это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит  от разделения труда и от порожденных  им условий просвещения людей.» [16,с.116 ]

В кратком словаре  по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так  же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений  людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»[ 13 , с.191-192].

В.И. Даль толковал слово  мораль как «нравственное учение, правила для воли, совести человека».[9,с.345] Он считал: «Нравственный — противоположный  телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной  половине духовного быта, противоположный  умственному, но сопоставляющий общее  с ним духовное начало, к умственному  относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого  сердцем гражданина. Это человек  нравственный, чистой, безукоризненной  нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».[9, с. 558].

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки