Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:46, курсовая работа
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………………8
1.1 Проблема нравственного воспитания личности в педагогической литературе………………………………………………………………………………..8
1.2 Задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….24
Глава 2. Организация нравственного воспитания школьников средствами музыки в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………….25
2.1 .Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности. Об искусстве вести урок……………………………………………………………………………………..25
2.2.Специфика уроков музыки. Структура курса для 1-4 классов…………………………………………………………………………………..31
2.3. Заповеди школьного учителя музыки. …………………………………………………………………………………………..38
Приложение. Урок музыки в начальных классах………………………………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………………….50
Теоретический анализ
состояния проблемы нравственного
воспитания школьников позволяет сделать
вывод о том, что учеными наработаны
интересные подходы к данному
вопросу, которые можно взять
на вооружение при повышении нравственного
воспитания школьников.
Глава 2.Организация
нравственного воспитания школьников
средствами музыки в учебно-воспитательном
процессе.
2.1. Содержание воспитательной
работы учителя по
Перестройка, происходящая
во всех сферах жизни нашей страны,
прямо и непосредственно
К сожалению, до последнего времени место музыки в нравственном воспитании детей, особенно в общеобразовательной школе, было не только неустойчиво, но испытывало постоянную тенденцию к все большему его сужению, к утере самостоятельной ценности.
На уроках в школе
звучит музыка вокальная и инструментальная,
ее связь со словом помогает осознать
нравственную идею произведения. Перед
учащимися возникают
Важная роль принадлежит
совместным переживаниям слушателей,
обусловленным коллективным характером
музыкального восприятия, в ходе различных
праздников в концертном зале, на уроках.
Так, в вокальном произведении воспитательный
акцент делается на раскрытие нравственного
смысла текста, а в инструментальном
— на проясняющее слово учителя.
Исполнение произведения предстает
перед учащимися как некий
звуковой феномен, эмоционально дополняющий
и “оправдывающий” свое словесное
окружение. Возникает слияние “
Можно выделить несколько
направлений, по которым ведется
изучение влияния музыки на сознание
и поведение школьников. Влияние
музыки основывается на закономерностях
воспитания личности, и прежде всего
ее нравственных чувств. Вне этого
условия способность остро
Некоторые стороны восприятия музыки были рассмотрены учеными как прошлого, так и настоящего. Для общеобразовательной школы такое понимание пока не стало общепринятым, и в этом одна из причин недостаточной эффективности воздействия музыки на нравственность учащихся. Нравственную убежденность школьника невозможно сформировать, если он не владеет определенным минимумом нравственных представлений.
Музыка в семье
искусств занимает особое место благодаря
ее непосредственному комплексному
воздействию на человека. Многовековой
опыт и специальные исследования
показали, что музыка влияет и на
психику, и на физиологию человека,
что она может оказывать
Специфика действия
музыки на нравственность человека связана,
прежде всего, с развитием эмоционально-
Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы музыкально-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проблема активизации
Конечно, искусство как сфера
сущности человека, его жизни
и деятельности, как сфера наиболее
полного выражения
Нравственность, труд, производство, спорт, поведение человека и, конечно, музыка - вот неполный перечень аспектов, в которых развивается наука о прекрасном.
Современная педагогика твёрдо
определила, что музыкальное искусство
в школе должно быть в первую
очередь методом воспитания. Тем
не менее, долгое время задачи
музыкально-нравственного
Для правильной организации
нравственного воспитания средствами
музыки надо с самого начала ясно представить
себе цели и возможности такого воспитания.
Музыка, прежде всего, воспитывает дисциплину,
стремление к совершенству, совершенству,
которое приносит большое эмоциональное
удовлетворение. Второй важный аспект
— стимулирование умственного развития
с помощью науки. Третьим аспектом
является эмоциональное воспитание,
без которого нельзя достичь полной
зрелости. Для достижения этих и
ряда других целей воспитания надо
иметь в виду некоторые дополнительные
соображения. Прежде всего, нужно постоянно
заботиться об интересах всех детей,
стремиться к тому, чтобы каждый
получал полноценные
Нравственное воспитание средствами музыки главным образом сосредоточено в трех направлениях:
попытаться раскрыть творческие способности к самостоятельному творчеству;
приобщить учащихся всех возрастов к окружающим их звукам; рассматривать звуковую картину мира как музыкальное сочинение, главным композитором которого является человек, эмоционально оценивать это звучание, чтобы совершенствоваться;
определить то звено или ту общую точку, где могли бы встретиться все искусства для совместного гармонического развития...
Интерес к музыке,
увлечённость музыкой, любовь к ней
- обязательные условия для того,
чтобы она широко раскрыла и подарила
детям свою красоту, чтобы она
могла выполнить свою воспитательную
и познавательную роль, чтобы она
служила формированию духовной культуры.
Школьная программа "Музыка" нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. "Есть искусство, и есть творчество",- говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление не случайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идет не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема "внешнего" и "внутреннего" в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок - лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это - особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема "внешнего" и "внутреннего" на уроках музыки есть, по, сути, реальное взаимоотношение Музыки как искусства и Искусства проведения урока музыки.
Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.
Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве "материала" самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?
Всякая художественно-
Для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.
Особенно важно
в эмоциональной стороне
Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.
Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.
Необходимо глубже
осмыслить метод К.
Этот прием предполагает не только большую предварительную работу над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания, художественного и мировоззренческого контекстов и т.д.), но и естественное органическое "проживание" педагогом художественного образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение между детьми и учителем.
Творить, по определению К.Станиславского, означает "страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче"- постижению и раскрытию художественного образа произведения.
С педагогической точки
зрения в подготовке учителя музыки
для нас важна та часть наследия
К.Станиславского, которая тесно
связана с искусством переживания.
Переживания как органического
единства интеллектуального и
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки