Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………………8
1.1 Проблема нравственного воспитания личности в педагогической литературе………………………………………………………………………………..8
1.2 Задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….24
Глава 2. Организация нравственного воспитания школьников средствами музыки в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………….25
2.1 .Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности. Об искусстве вести урок……………………………………………………………………………………..25
2.2.Специфика уроков музыки. Структура курса для 1-4 классов…………………………………………………………………………………..31
2.3. Заповеди школьного учителя музыки. …………………………………………………………………………………………..38
Приложение. Урок музыки в начальных классах………………………………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

Теоретический анализ состояния проблемы нравственного  воспитания школьников позволяет сделать  вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному  вопросу, которые можно взять  на вооружение при повышении нравственного  воспитания школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Организация  нравственного воспитания школьников средствами музыки в учебно-воспитательном процессе. 

2.1. Содержание воспитательной  работы учителя по               формированию нравственных качеств  школьников в учебной деятельности.    Об искусстве вести урок.

Перестройка, происходящая во всех сферах жизни нашей страны, прямо и непосредственно касается и работников педагогического фронта.            Разрабатываются новые концепции  общего образования и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит  проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с  этим совершенно очевидна необходимость  обращения школы к искусству  как одному из важнейших средств  раскрытия нравственного и духовного  потенциала личности. Именно поэтому  при всем разнообразии направлений  работы современной школы,  с большой  настойчивостью утверждается тезис  о важности музыкального воспитания всех детей без исключения. О его  значении для развития общих психических  свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной  отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для  формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

К сожалению, до последнего времени место музыки в нравственном воспитании детей, особенно в общеобразовательной  школе, было не только неустойчиво, но испытывало постоянную тенденцию к  все большему его сужению, к утере  самостоятельной ценности.

На уроках в школе  звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед  учащимися возникают воплощенные  в мелодии и непосредственно  переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение  скромности.

Важная роль принадлежит  совместным переживаниям слушателей, обусловленным коллективным характером музыкального восприятия, в ходе различных  праздников в концертном зале, на уроках. Так, в вокальном произведении воспитательный акцент делается на раскрытие нравственного  смысла текста, а в инструментальном — на проясняющее слово учителя. Исполнение произведения предстает  перед учащимися как некий  звуковой феномен, эмоционально дополняющий  и “оправдывающий” свое словесное  окружение. Возникает слияние “музыкальности”  и “нравственности.” Главное  — не только “обучать”, но и обеспечить “влияние на нравственность.

Можно выделить несколько  направлений, по которым ведется  изучение влияния музыки на сознание и поведение школьников. Влияние  музыки основывается на закономерностях  воспитания личности, и прежде всего  ее нравственных чувств. Вне этого  условия способность остро чувствовать, обычно трактуемая как “музыка подействовала”, (“заставила пережить”, “взволновала”, “повлияла”), может ровным счетом ничего не значить для слушателя.

Некоторые стороны  восприятия музыки были рассмотрены  учеными как прошлого, так и  настоящего. Для общеобразовательной  школы такое понимание пока не стало общепринятым, и в этом одна из причин недостаточной эффективности  воздействия музыки на нравственность учащихся. Нравственную убежденность школьника невозможно сформировать, если он не владеет определенным минимумом  нравственных представлений.

Музыка в семье  искусств занимает особое место благодаря  ее  непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее  и возбуждающее действие.

Специфика действия музыки на нравственность человека связана, прежде всего, с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние  человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также радостью за другого.

Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее  входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения  ряда важнейших аспектов проблемы музыкально-нравственного  воспитания подрастающего поколения.

         Проблема активизации музыкально-нравственного  воспитания младших школьников  ставит перед педагогами вопросы  поиска и нахождения путей  оптимального подхода к развитию  различных задатков детей. Усиление  интереса и внимания к вопросам  нравственной культуры детей  с полной очевидностью сказывается  в расширении сферы влияния  нравственности.       Перестав  быть лишь наукой о прекрасном  в искусстве и в жизни, нравственность  сегодня вторгается буквально  во все области жизни, причём  не как внешнее украшение, а  как её существо, как неотъемлемая  часть её внутреннего содержания.

         Конечно, искусство как сфера  сущности человека, его жизни  и деятельности, как сфера наиболее  полного выражения  прекрасного  остаётся важнейшим объектом  нравственности, а расширение роли  искусства в начальной школе  соответственно влечёт за собой  и расширение круга педагогических  проблем.

Нравственность, труд, производство, спорт, поведение человека и, конечно, музыка - вот неполный перечень аспектов, в которых развивается  наука о прекрасном.

        Современная педагогика твёрдо  определила, что музыкальное искусство  в школе должно быть в первую  очередь методом воспитания. Тем  не менее, долгое время задачи  музыкально-нравственного воспитания  в школе сводились к поверхностному  ознакомлению учащихся с музыкой.

Для правильной организации  нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить  себе цели и возможности такого воспитания. Музыка, прежде всего, воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, совершенству, которое приносит большое эмоциональное  удовлетворение. Второй важный аспект — стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и  ряда других целей воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего, нужно постоянно  заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные  знания в процессе занятий в школе  и после ее окончания. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о  ней узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость  музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься музыкой. Музыкальная практика заключается не только в пении  и игре на инструменте, но и в слушании музыки.

Нравственное воспитание средствами музыки главным образом  сосредоточено в трех направлениях:

попытаться раскрыть творческие способности к самостоятельному творчеству;

приобщить учащихся всех возрастов к окружающим их звукам; рассматривать звуковую картину  мира как музыкальное сочинение, главным композитором которого является человек, эмоционально оценивать это  звучание, чтобы совершенствоваться;

определить то звено  или ту общую точку, где могли  бы встретиться все искусства  для совместного гармонического развития...

Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она  могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она  служила формированию духовной культуры. 
 

Школьная программа "Музыка" нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной  культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно  владеть искусством своей профессии. "Есть искусство, и есть творчество",- говорил В.Немирович-Данченко. Это  противопоставление не случайно. Оно  закономерно возникает тогда, когда речь идет не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое.        В связи с этим и возникает проблема "внешнего" и "внутреннего" в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок - лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это - особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема "внешнего" и "внутреннего" на уроках музыки есть, по, сути,  реальное взаимоотношение Музыки как искусства и Искусства проведения урока музыки.

Современный опыт ведения  урока в школе убедительно  показывает, что учитель может  быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной  нитью сыгранное, пропетое или высказанное  им со своим внутренним миром, со своим  отношением к звучащему, со своим  жизненным опытом.

Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве "материала" самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то  как ему обрести грань  между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?

Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична  для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена  со своим "я". Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром  К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: "Нет ничего мучительнее обязанности, во что бы то ни стало воплощать  чужое, смутное, вне тебя пребывающее". Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует  отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано  с процессом переживания, с умением  пропустить через себя, с ощущением  интонаций музыкального произведения как своих собственных.

Для урока искусства  психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку  еще и эмоционально.

Особенно важно  в эмоциональной стороне профессионального  мастерства учителя музыки умение найти  верный тон урока. Термин "задать тон" беседе, исполнению издавна  бытует в искусстве. Это понятие  связывается с эмоциональным  центром творческого процесса. Найти  верный тон, который присутствовал  бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.

Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве  ведения урока может успешно  решаться через формирование у учителя  актерского мастерства.

Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и  закончится. В учениках важно возбудить  ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько  на разум, сколько на чувства. Актерское  мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.

Необходимо глубже осмыслить метод К.Станиславского и применять его в формировании педагогического мастерства учителя  музыки. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приемов, получивший название "прием  отождествления", то есть слияние  своего "я" с образом, мыслью, которую  необходимо раскрыть в исполняемом  произведении.

Этот прием предполагает не только большую предварительную  работу над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания, художественного  и мировоззренческого контекстов и  т.д.), но и естественное органическое "проживание" педагогом художественного  образа этого произведения. Только тогда возможно истинное общение  между детьми и учителем.

Творить, по определению  К.Станиславского, означает "страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче"- постижению и раскрытию  художественного образа произведения.

С педагогической точки  зрения в подготовке учителя музыки для нас важна та часть наследия К.Станиславского, которая тесно  связана с искусством переживания. Переживания как органического  единства интеллектуального и эмоционального в человеке. Для педагога музыки чрезвычайно важно научиться  сознательно управлять подсознательной  творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве  и в художественном развитии ребенка  связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные  элементы.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки