Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………………8
1.1 Проблема нравственного воспитания личности в педагогической литературе………………………………………………………………………………..8
1.2 Задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….24
Глава 2. Организация нравственного воспитания школьников средствами музыки в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………….25
2.1 .Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности. Об искусстве вести урок……………………………………………………………………………………..25
2.2.Специфика уроков музыки. Структура курса для 1-4 классов…………………………………………………………………………………..31
2.3. Заповеди школьного учителя музыки. …………………………………………………………………………………………..38
Приложение. Урок музыки в начальных классах………………………………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

Для учителя музыки чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю  форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться  не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой  то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее  кружево его образов. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. "Если нет материала, чувству не во что  излиться." (С.Волконский) Эмоциональное  начало должно органично соединиться  в мастерстве учителя музыки с  аналитическими способностями. Ибо "в  основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает  огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?" (К.Станиславский)

Музыкальное искусство  обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого  школьника глубоко личным явлением – исповедью души, необходимо сочетание  принципов коллективного обучения с индивидуальным.

В отличие от других видов искусства, музыка боле непосредственно  связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого  школьника, тотчас же вызывая ее резонанс. Следует использовать эту особенность  искусства в воспитательных целях.

Постижение музыкального содержания школьниками кроется  в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной  речи и движения и в целом носит  синкретичный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Специфика уроков музыки. Структура курса для 1-4 классов.

Специфика уроков музыки у младших школьников связана  также с их возрастной особенностью. Особой художественной одаренностью, в уникальном творческом потенциале, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности  детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее  компенсировать их невозможно.

Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал  детей, ибо эмоциональная сфера  и воображение тесно взаимосвязаны  с творческими способностями. Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в  художественных произведениях. Творческий потенциал – это чувство нового художественно ценного, связанное  с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать  в новой ситуации.

Школьная программа  должна базироваться  на принципах  целостности и комплексности  музыкально-нравственного образования. Достоинством такой программы является связь теории с практикой музицирования, нацеленность на духовно-нравственные аспекты воспитания, а также –  единство знания, ассоциативного мышления, творческой деятельности. Идеи и материалы  могут быть использованы для учебного процесса, для внеклассных и домашних занятий.

Задача  учителя  музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации. Следует  средствами искусства учить  мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы  у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель (как  детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать  школьников в мире музыки, привить  им вкус и приобщить средствами искусства  к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через  чувства прекрасного в искусстве  к любви, состраданию, милосердию, чувства  долга в жизни. … Научить познавать  Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении  с искусством музыки понять себя и  свое место в Мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое  искусство, должны прорасти в житейские  и стать личными для каждого  школьника. Учить учащихся применять  знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни. Учить оценивать явления  в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать  у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества

Программа Л.Н.Алексеевой «Музыка для всех и для каждого» непрерывного  курса для 1-4классов  обобщает лучшие достижения предшествующих программ по музыке для общеобразовательных  школ, созданных под руководством Д.Б.Кабалевского, А.Апраксиной, Ю.Алиева, Н.Терентьевой и др., и развивает  их связи с особенностями социокультурной  ситуации сегодняшнего дня.

Тематика учебных  четвертей исходит из специфики  музыки как звучащего вида искусства  и тесно сопряжена с жизненными прообразами.

Программу первого  класса объединяет тема связи музыкального языка с жизнью. «Музыка начинается со звука», – так говорят сами музыканты. Именно поэтому в первой четверти большое внимание уделено  теме «Звук и смысл»: тембру голоса и музыкальных инструментов, громкости, высоте, нюансам и пр. Изучая «Азбуку» музыкальных средств, школьники  осваивают тему в  практическом музицировании. Сами ищут музыкальные средства для  изображения звуков природы и  изображения настроения (тембры, динамику, ритмы, интонации, темпы, исполнительные приемы), которые подробно описаны  в музыкальной азбуке». При этом темы начальных разделов в дальнейшем становятся как бы сквозными, соединяясь с другими темами (вначале тембр, затем тембр и громкость, потом  добавляются исполнительные штрихи, ритм и др.). Представления об азбуке средств музыкальной выразительности  закрепляются в музыкально-осмысленном  пении и в слуховом анализе  музыкальных произведений.

Во втором классе. После повторения музыкальной азбуки, школьники осваивают мелодическую речь музыки по аналогии с родной словесной  речью (интонация в музыке и речи, музыкальная фраза и предложение, музыкальная мысль, музыкальная  риторика, мелодия и гармония, аккомпанемент  к мелодии). Дети учатся сочинять простейшие мелодии (распевая стихи, выражая то или иное настроение, свой мир чувств в простейшем напеве). Через личное музыкальное творчество лучше постигается  мелодическое богатство отечественной  музыки – народной, духовной классической, современной.

В третьем классе школьники знакомятся с музыкальными жанрами. Приобретают навыки музицирования  в жанре и стиле, - в этом им поможет учебник – тетрадь  «Музыкальные жанры».

В четвертом классе – школьники осваивают музыкальные  формы на основе синтеза искусств (вокальная музыка, оперный театр, балет) и в сравнении с другими  видами искусства.

В средней школе  углубляются представления о  жанрах и стилях музыки на примере  творчества великих музыкантов –  композиторов и исполнителей отечественной  и зарубежной музыки, дается представление  о мировой музыкальной культуре.

Л.Н.Алексеева предлагает следующие принципы построения уроков музыки:

1. Урок строится  на основе принципа целостного  представления об искусстве с  привлечением его различных видов  (темы соотнесены по другим  предметам - природоведение, литература, живопись, окружающий мир, математика  и др.)

2. Принцип минимакса  (согласно концепции образования  А.Леонтьева): давать знания по  максимуму, а требовать по минимуму.

3. Ведущий принцип  – целостность теоретической  и практической деятельности  с целью приблизить школьника  к созиданию в разных формах  музыкального творчества.

4. Принцип ассоциативного  сравнения «все познается в  сравнении», сопоставления и противопоставления, поиск идентичных состояний в  разных произведениях облегчает  восприятия искусства.

5. Принцип межпредметных  связей.

6. Проблемное развивающее  обучение.

7. Ведущее значение  двух видов эвристической деятельности: игровой и импровизированной.   Игра используется с целью  побуждения к творчеству. Нельзя  превращать игру в развлечение,  в ущерб творчески познавательным  установкам, а также превращать  ее в технические упражнения, ибо без радости нет музицирования!

8. Мотивирующее отношение  к обучению.

Формы работы на уроке:

Урок музыки это  единый учебно-творческий процесс, все  формы которого слиты в органичном единстве. Однако при подготовке к  уроку следует продумать, каким  образом развивать у детей  музыкальные способности и навыки. Музыкальное воспитание в школе  предполагает развитие не только интеллектуальных (в беседах о музыке), но собственно музыкальных способностей школьников: вокально-хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способностей двигаться под  музыку, а также музыкально-исполнительских  навыков. Этим задачам соответствуют  определенные формы работы. Развитие музыкального восприятия осуществляется в традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных видов  искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового запаса, формированию определенного музыкально-слухового  сознания, музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок.     Большое значение здесь имеют  словесные объяснения учителя, его  беседы с учениками. Учитель призван  помочь детям выявить нравственную направленность произведения, его положительное  влияние на человека, научить детей  высказывать свое отношение к  прослушанной музыке. Активизировать восприятие музыки могут такие формы  как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передать ее настроение в музыкальном  движении (свободная пластическая импровизация под музыку, что  дети привыкли делать в дошкольных учреждениях). Детям  легче будет импровизировать, если учитель сам покажет первые простейшие движения, которые подходят под данную музыку. Дети любят двигаться под  музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением.

Почему дети, часто  слушая, не слышат? Для человека музыка является «средой обитания». От звука  нельзя отвернуться как от света.  Он настигает нас помимо нашей  воли, сильно воздействуя на нашу нервную  систему. Современный человек в  катастрофической искусственно-звуковой ситуации города поневоле развил в  себе способность сопротивляться звучащей среде, воспринимая ее как звуковой фон (не придавая ей значения), в нашем  лексиконе появился даже термин «фоновая музыка» подобно «музыкальным обоям». Если призадуматься серьезно, то это  явление идет вразрез с человеческой природой: испокон веков едва уловимые нюансы звуков окружающего мира нужны  были человеку, чтобы выжить физически, - звуки предупреждали человека об опасности, помогали распознать язык природы, а сколько оттенков в звуке  человеческого голоса! В голосах  птиц и животных! И все это отразили музыкальные звуки. Немудрено, что  с давних времен музыка выявила удивительную способность овладевать вниманием  человека, магически отключать его  от реальности окружающей ситуации, обеспечивала особую концентрацию энергии. Помогите детям почувствовать это! Понимать музыку – это значит чувствовать  ее всем своим существом: « и душой  и телом».

Как добиться у детей  осознанного слушания музыки понимания  ее содержания? Восприятие музыки у  младших школьников синкретично: в  органичном единстве переплетены явления  жизни и искусства, зрительные, слуховые, вербальные, моторно-пластические впечатления. Столь многообразны и задатки  школьников.   Психологические  особенности данного возраста: высокая  чувствительность сенсорных зон  нервной системы, эмоциональная  отзывчивость обуславливает преобладание в этом возрасте художественного типа сознания. Поэтому детям от природы присуща талантливость. И важно не упустить эту благоприятную возможность для эстетического развития, так как компенсировать пробел в позднем возрасте не всегда возможно. Специально подобранный для первоклассников музыкальный репертуар программы отвечает двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Представлены произведения музыкального фольклора народов мира, доклассической, классической и современной русской и зарубежной музыки. Учитывая особенности младших школьников, предпочтение отдано небольшим произведениям,  с яркой  запоминающейся интонацией, близким детским интересам, которые носят наглядно-действенный и наглядно-образный характер, заключают в себе конкретные явления, понятные детям по их жизненному опыту. Возрастные особенности музыкальной памяти и несформированность мотивации музыкально-слушательской деятельности затрудняет восприятие развернутого во времени произведения. Целесообразно привлекать при слушании музыки произведения художественной литературы (стихи), живопись. Это создает необходимое настроение слушательской установки на адекватное замыслу восприятие, способствует более глубокому пониманию на уровне ассоциативных связей, включать элементы музыкального движения (пластики), поскольку это один из наиболее адекватных данному возрасту видов музыкальной деятельности. Использование также тактирования, дирижирования, подыгрывания на детских музыкальных инструментах в ритм музыки способствует активному,осмысленному слушанию музыки, способствует выражению впечатлений от музыки в детских рисунках – здесь кроется прямой стык уроков музыки и изобразительного искусства.

2.3.Заповеди школьного  учителя музыки

1. Воспитывать средствами  музыки у школьников чувство  истиной любви к Миру и Человеку. Знания без любви к Миру  могут обратиться во зло, против  человека.

2. Развивать в  детях красоту поведения, основанную  на нравственности и духовности, певческий голос и музыкальный  слух, пластику движений и артистичность.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки