Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………………8
1.1 Проблема нравственного воспитания личности в педагогической литературе………………………………………………………………………………..8
1.2 Задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….24
Глава 2. Организация нравственного воспитания школьников средствами музыки в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………….25
2.1 .Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности. Об искусстве вести урок……………………………………………………………………………………..25
2.2.Специфика уроков музыки. Структура курса для 1-4 классов…………………………………………………………………………………..31
2.3. Заповеди школьного учителя музыки. …………………………………………………………………………………………..38
Приложение. Урок музыки в начальных классах………………………………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

3. В творческих  музыкальных играх постараться  раскрыть все грани природного  музыкального дара: пусть «искра  Божья» разгорится в детях  любовью к музыке.

4. С первых же  шагов приобщать школьников к  простейшим формам музыкальной  импровизации и сочинению –  важен не результат, а сам  творческий процесс, активизирующий  музыкально-слуховую память, внутренний  слух, мышление.

5. Знания и навыки  закреплять в игровых формах  – игра повышает интерес к  обучению, помогает  лучше  сосредоточиться,  и благотворно влияет на эмоциональное  состояние ребенка. Выдумывать  вместе с детьми музыкальные  игры по образцам, предложенным  в конспектах уроков.

6. Предлагать детям  зарисовать свои музыкальные  впечатления. Цвет – сильный  эмоциональный фактор восприятия  – использовать его для лучшего  усвоения школьниками теоретического  материала.

7. Открывать у  школьников музыкальные таланты  и развивать их.

8. Беречь детский  голос.

Эти заповеди были сформулированы кандидатом искусствоведения доцентом Московской Консерватории им. П.И.Чайковского  Л.Н.Алексеевой,(сб.Школа2100…вып.3,1999), и  могут успешно использоваться другими  преподавателями в работе. 

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу первого года обучения:

Музыкальное образование  школьников предполагает более высокую  ступень музыкального развития по сравнению  с дошкольным образованием. Естественно, что требования к первоклассникам  должны отталкиваться от требований, зафиксированных в стандарте  дошкольного образования.

1. Развитие певческих  способностей, а также мелодического  слуха и чувства ритма на  основе музыкальной деятельности.

2. Музыкально-исполнительское  творчество детей. Овладение игрой  на детских музыкальных инструментах.

3. Навыки простейшей  музыкальной импровизации на  детских музыкальных инструментах.

4. Знакомство со  средствами музыкальной   выразительности  (тембр звука, сила звука, его  высота, интонация, мелодия, лад,  ритм).

5. Узнавание звучания  музыкальных инструментов.

6. Приобщение к  национальной музыкальной культуре, к национальному фольклору.

7. Представление  о простейших музыкальных жанрах  и видах искусства.

8. Формирование детского  музыкального творчества на основе  синтеза искусств.

Требования к первоклассникам:

1. Знать, определять  на слух те  выразительные средства  музыкального языка (тембр музыкальных  инструментов, громкость, высота, темп, ритм простейших жанров – марша,  танцев: вальса, польки), которыми композитор  создает музыкальный образ, увязывать  музыкальные звуки со смыслом.

2. Осознанно различать  на слух простейшие музыкальные  жанры: песню, танец и марш, на основе знаний отличительных  музыкальных признаков каждого  жанра  (общий характер в связи  с особенностями темпа, метра  (двух или трехдольный), ритмический  рисунок.

3. Уметь ритмизовать  стихи, повторить простейший ритм. Соинить простейший ритмический  аккомпанемент к стихам или  мелодии, распеть текст простейшей  мелодией, придумав для него подходящее  движение или жест.

4. Научиться  внимательно  слушать и адекватно композиторскому  замыслу (на основе анализа  выразительных средств) понимать  музыкальное произведение. Запомнить  название произведения и имя  автора.

5. Определять на  слух тембры распространенных  музыкальных инструментов (барабан,  фортепиано, скрипка, флейта).

6. Выразительно петь  выученные песни, знать их названия  и авторов. Понимать дирижерские  жесты. Уметь петь тихо и  громко, легато и стаккато, с различными  эмоционально-смысловыми оттеками  в голосе, владеть тембром голоса. Знать элементарные правила пения:  положение корпуса, дыхание, приемы  формирования певческого звука.  Уметь воспроизвести метрическую  пульсацию песни. 
 
 

  
 
 
 

Приложение.   Урок музыки в начальных классах.

Хотелось бы привести пример одного урока для учащихся 1-го класса, проведенного в СОШ№2г. Мстиславля,Могилевской обл.Разработанного и проведенного  преподавателем  музыки Графенковой Г.Э. Тема: «  Музыка о друзьях.»

Цели:

  повышать мотивацию  к успешному обучению;

  раскрывать таланты  детей;

 формировать коллектив; 

          Задачи урока:

1. Развитие музыкальных способностей, певческого голоса.

2. Приобретение системы опных знаний и умений.

3. Воспитание музыкального, эстетического вкуса.

4. Развитие памяти, внимания

5. Воспитывать у детей культуру общения с друзьями

Оборудование и  материалы:

• музыкальный инструмент – рояль;

• магнитная доска с буквами;

• портрет композитора;

• видеомагнитофон;

• проигрыватель;

• музыкальные инструменты – треугольник, металлофон, синтезатор;

• раздаточный материал – карточки;

Музыкальный материал:

1. «Песенка друзей» муз. В.Герчик

2. «Песенка белочек» муз. М.Парцхаладзе

3. «Смешной человечек» муз. Журбина

4. «Три подружки» муз. Д.Кабалевского

Ход занятия:

1. Музыкальное приветствие  учителя: «Здравствуйте, ребята!»

Учитель поёт: Здравствуйте, ребята!» (Ученикам нужно повторить  мелодию, пропетую учителем. Приветствие  проводилось с целью распевания на фортепиано и на диатоническом  металлофоне)

Музыкальный ответ  детей: «Здравствуйте!» (ответ строится на трезвучии соль-ми-до 1 октавы.

Задача – добиваться красоты и чистоты звучания голосов).

2. Учитель: Наша  тема занятия - о друзьях.

На этом занятии  мы поговорим о друзьях и послушаем  музыку о них. Вспомните и скажите:

• Кто такие друзья?

• Как вы относитесь к своим друзьям?

• Могут ли быть друзьями звери, птицы?

• Какие рассказы вы знаете о друзьях? («До первого дождя», «Синие листья», «Два товарища», «Малыш и Карлсон»)

• Какие музыкальные произведения слушали на уроках музыки и пели? («Когда мои друзья со мной» музыка В.Шаинского,, «Как львёнок и черепаха пели песенку»

• муз. Г.Гладкова, «Песенка Карлсона» муз. Журбина,

• «Как положено друзьям» муз. Шаинского,

• «Песенка друзей» муз. В.Герчик)

Учитель: Какие пословицы  о дружбе вы знаете?

• Друзей узнаёшь, когда в беду попадёшь.

• Старый друг лучше новых двух.

• Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

• Друг познаётся в беде

4. Узнать песенку  по музыкальному фрагменту. Учитель  играет на рояле мелодию «Песенки  друзей» муз. В.Герчик

При повторном пении  на припев все хлопают в ладоши.

(Задача: петь уверенно  всем вместе, негромко, прислушиваться  к звучанию своего голоса, но  не выделять в хоре).

Как вы понимаете  фразу в песне: без друзей нам  не прожить ни за что на свете?

5. Муз. минутка  – танец

(дети выполняют  ритмические движения: разминают  пальцы рук, кисти рук, сжимают  – разжимают кулачки, растирают  мышцы рук, круговые движения  плечами, головой, наклоны туловища  вправо-влево, приседания, прыжки  на месте, вокруг себя.

Учитель: Сидя на месте  – улыбнулись друг другу и мысленно пожелайте здоровья и счастья  себе и друзьям). 

6. Послушайте рассказ  о друзьях. Называется «Шакалёнок  и верблюд»

Вопросы после слушания:

• Как обманул шакалёнок верблюда?

• Что произошло на тростниковом поле?

• Как верблюжонок проучил обманщика шакалёнка?

• Кто из них был настоящим другом?

• Почему их дружба распалась?

Вывод: друг познаётся  в беде.

7. Предложить детям  прослушать произведение о девочках-подружках. («Три подружки» музыка Д.Кабалевского)Задание:

• по музыке отгадать, сколько девочек « изображает» музыка?

• какие по характеру девочки?(Резвушка,Плакса,Злюка)

• на каком инструменте звучит музыка?

(слушание в грамзаписи)

При повторном слушании – задание:

Поднимите карточку с девочкой, о которой будет  рассказывать музыка.

Чтобы вы пожелали этим девочкам?

(Выполнение этого  задания заставляет учащихся  глубже вслушиваться в музыку, слышать её «героя», моделировать  его жизненные обстоятельства, ситуацию. Одновременно устанавливаются связи  между отдельными её явлениями,  а также связи между музыкой  и другими искусствами, жизненным  опытом самого ребёнка. Во время  слушания музыки у ребёнка  развивается творчество, фантазия, интуиция).

Кто нужен, чтобы  появилась музыка? (композитор, исполнитель, слушатель) (Ребята знают о существовании  этих трех позиций).

Кто написал музыку «Три подружки»?

Кабалевский – это  кто? (портрет композитора) 

(Задача: закрепить  понятие КОМПОЗИТОР)

А сейчас, я прочитаю несколько слов из знакомой вам песенки. Отгадайте и скажите, как она  называется: «учат нас учеников как  спасаться от волков…» («Песенка белочек» муз. М.Парцхаладзе).

В этой песенке есть слова про дружбу. Напомните их (как лису перехитрить, с кем дружить, с кем не дружить).

Споём все вместе песенку про белочек стоя, выразительно, следим за дыханием во время пения. 1 куплет поют артисты кукольного театра, а второй и третий все вместе. 

9. Какую песенку  мы с вами начали разучивать  на прошлом уроке? («Смешной человечек») (про Карлсона) муз. Журбина

(таблица с иллюстрациями  из повести А.Лингренд «Малыш  и Карлсон»)

• Какая песня по характеру? (весёлая, звонкая)

• В этой песенке поётся о дружбе Малыша и Карлсона.

Вспомним 1 куплет и  припев, а затем поучим второй куплет. Я напомню первый куплет.

«Я готовил обед для друзей, подружек,

Суп варил из конфет,

А компот из плюшек.

Ну а сам похудел  килограмм на двести

Двести бубликов съел с пряниками вместе»

• Посмотрим видеофрагмент мультфильма «Малыш и Карлсон».

• Что произошло в комнате у Малыша? (Малыш и Карлсон устроили беспорядок. Шумели, кричали, бегали, прыгали, доставляли неприятности соседям). Как надо играть дома с друзьями? (ответы детей)

Споём 1 и 2 куплет все  вместе, я исполню третий куплет, а припев все вместе.

В 3 куплете есть такие  слова: «Если всё ходуном, значит всё в порядке». Вы согласны с  этим? (ответы детей)

Повторим слова 3 куплета и споём в медленном  темпе.

10. Поиграем в музыкальную  игру «Узнай по голосу своего  друга» музыка Е.Тиличеевой.

Так как игра вам  хорошо знакома, правила немного  усложняются. Надо не только узнать голос  своего друга, но и вспомнить: на какой  парте он сидит и с кем; как  одет.

Обобщение:

Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? (ответы)

Иметь друга и  самому быть другом – очень большое  счастье для каждого из нас.

Без друзей очень  трудно жить на свете.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки