Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………………8
1.1 Проблема нравственного воспитания личности в педагогической литературе………………………………………………………………………………..8
1.2 Задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….24
Глава 2. Организация нравственного воспитания школьников средствами музыки в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………….25
2.1 .Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности. Об искусстве вести урок……………………………………………………………………………………..25
2.2.Специфика уроков музыки. Структура курса для 1-4 классов…………………………………………………………………………………..31
2.3. Заповеди школьного учителя музыки. …………………………………………………………………………………………..38
Приложение. Урок музыки в начальных классах………………………………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

С годами понимание  нравственности не изменилось. У Ожегова  С.И. мы видим:

«Нравственность —  это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [23, с. 414].

Мыслители разных веков  трактовали понятие нравственности по-разному.

Еще в древней  Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят  по поводу добродетели: нравственно  прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего  всеми добродетелями человека». [3, с. 360].

А Ницше считал: «Быть  моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [22, с.289]

«Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ»[22,с .735].

В научной литературе указывается, что мораль появилась  на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла  трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению  к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает  как регулятор взаимоотношений  людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и  распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также  имеет дело с областью взаимоотношений  людей, но опирается на принуждение  со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и  обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в  различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил  о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить    умению чувствовать  человека.

Василий Александрович  говорил: «Никто не учит маленького человека:

Будь равнодушным  к людям, ломай деревья, попирай  красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру, учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в  результате будет добро. Учат злу (очень  редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что  и человеком его надо сделать». [26, с. 120].

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного  убеждения закладывается в детстве  и раннем отрочестве, когда добро  и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию  ребенка лишь при условии яркой  наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»[26, с. 170].

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего  поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона  воспитания. В воспитании младших  школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать  им в различных ситуациях. Учебный  процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной  школы, когда содержание образования  увеличилось в объеме и усложнилось  по своей внутренней структуре, в  нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона  моральных понятий обусловлена  научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [4, с.352].

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в  какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в  тех разнообразных отношениях, в  которые они вступают в различных  ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему  содержания, форм, методов и приемов  педагогических действий [6, с.102].

Рассматривая систему  нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф.

Райский, Н.А. Сорокин  различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление  согласованных воспитательных влияний  учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование  различных  приемов учебной деятельности.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние  воспитываемых в данный момент моральных  качеств у детей.

В-четвертых, систему  нравственного воспитания следует  усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств  личности по мере роста и умственного  созревания детей. В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок  не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать  их в поступках и действиях  окружающих, собственных поступках. [25, с.58].

На определение  роли планирования, как в учебной  деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного  возраста было направлено внимание таких  ученых как Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш  и других.

В своих исследованиях  они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.

«Практически любая  деятельность имеет нравственную окраску», считает

О.Г. Дробницкий [10,с.30], в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И.

Божович, «обладает  большими воспитательными возможностями». Последний автор представляет учебную  деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей  степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера  личности. [5,с.12].

В результате регламентированного  характера процесса, обязательного  систематического выполнения учебных  поручений у младшего школьника  складываются нравственные знания, характерные  для учебной деятельности, нравственные отношения, указывает И.Ф. Харламов.[30]

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает  возможности для овладения учащимися  приемами, способами решения различных  умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит  приоритетная роль в воспитании и  обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному  труду. Учитель всегда является для  учащихся примером нравственности и  преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем  этапе развития общества особенно актуальны.[30, с.541].

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его  отсрочены во времени.

Существенным признаком  процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается  более высоким. Для достижения целей  используются все усложняющиеся  виды деятельности. Этот принцип реализуется  с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного  воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его  совершенствование.

Все факторы, обусловливающие  нравственное становление и развитие личности школьника, разделяют на три  группы: природные

(биологические), социальные  и педагогические. Во взаимодействии  со средой и целенаправленными  влияниями школьник социализируется,  приобретает необходимый опыт  нравственного поведения.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие  многие социальные условия и биологические  факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку  определенного рода отношений.

Одна из задач  воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут  влиять на изменение целей и мотивов  деятельности, что в свою очередь  влияет на усвоение нравственных норм и ценностей.

Деятельность человека выступает и как критерий его  нравственного развития.

Развитие морального сознания ребенка происходит через  восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают  и от родителей и педагогов, окружающих людей, через переработку этих воздействий  в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными  ориентациями. В сознании ребенка  внешнее воздействие приобретает  индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение  к нему. В связи с этим формируются  мотивы поведения, принятия решения  и нравственный выбор ребенком собственных  поступков. Направленность школьного  воспитания и реальные поступки детей  могут быть неадекватными, но смысл  воспитания состоит в том, чтобы  достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено  в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть.

Осознание и переживание  моральных принципов и норм прямо  связано с осознанием образцов нравственного  поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.[5,с.12].

Таким образом, мы видим, что человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения.

Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в  процессе совместного труда и  общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены  обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе. 

1.2. Задачи и содержание  нравственного

воспитания младших  школьников. 

     Азбуку  нравственного поведения дети  начинают усваивать уже в дошкольные  годы. Под влиянием родителей  и воспитате¬лей дошкольных учреждений  они постепенно начинают пони¬мать,  что хорошо и что плохо в  поведении окружающих их лю¬дей. У них появляются первые нравственные  представления и врабатываются  простейшие навыки поведения  (не мешать старшим, быть опрятным, уметь обратиться с просьбой  и побла¬годарить за оказанную  услугу, всегда говорить правду, помочь товарищу и т. п.). Иногда  в семье, в результате неправильного  воспитания и дурного примера,  дети приобретают вредные навы-ки  и привычки поведения (грубость, непослушание, эгоистиче¬ские черты  и т. п.). Учителю надо знать,  с чем приходят дети в школу,  какие представления о правилах  морали и навыки пове¬дения  сложились у них в семье  и в дошкольных учреждениях.

    Это поможет  более конкретно определить задачи  и содержание нравственного воспитания  каждого школьника и классного  кол¬лектива в целом.

    Главные  задачи нравственного воспитания  учащихся началь¬ных классов  — это накопление детьми положительного  нрав¬ственного опыта, вооружение  их первоначальными знаниями  о нормах и правилах морали, развитие их нравственных чувств  и выработка у них навыков  и привычек поведения.

     Поэтому  на первый план в содержании  нравственного воспи¬тания младших  школьников выдвигается формирование  элемен¬тарных навыков правильной  организации их труда, приучение  к дисциплинированности и исполнительности, к ответственности за порученное  дело. Все это воспитывается и  закрепляется у детей не сразу,  а постепенно, в процессе их  учебной работы и посиль¬ной  общественно полезной деятельности. Учителя стремятся с первых  дней учебных занятий внушать  школьникам, что посту¬пать хорошо  — значит старательно выполнять  учебные обязан¬ности и общественные  поручения.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки