Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:46, курсовая работа
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………………8
1.1 Проблема нравственного воспитания личности в педагогической литературе………………………………………………………………………………..8
1.2 Задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….24
Глава 2. Организация нравственного воспитания школьников средствами музыки в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………….25
2.1 .Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности. Об искусстве вести урок……………………………………………………………………………………..25
2.2.Специфика уроков музыки. Структура курса для 1-4 классов…………………………………………………………………………………..31
2.3. Заповеди школьного учителя музыки. …………………………………………………………………………………………..38
Приложение. Урок музыки в начальных классах………………………………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………………….50
На
протяжении четырех лет
Ученые
в области педагогики выявили,
что в различные возрастные
периоды существуют
Ребенок, подросток
и юноша, по-разному относятся
к различным средствам
Работая
над проблемами нравственной
воспитанности младших
1) Склонность к
игре. В условиях игровых отношений
ребенок добровольно
Если ребенок не подчинится
мнению большинства, то ему
придется выслушать много
Игра требует от ее участников
умения действовать по
2) Невозможность
долго заниматься монотонной
деятельностью. Как утверждают
психологи, дети 6-7-летнего возраста
не могут удерживать свое
3) Недостаточная
четкость нравственных
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай собеседников», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти
годам необходимо, чтобы подросток
умел учитывать состояние
Бессмысленно
говорить о втором уровне
На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
4) Может существовать
противоречие между знанием,
-А я видел, как Игорь в трамвае сидел, а его бабушка стояла возле него.
- Игорь в парах
ходить не умеет: то толкается,
- Сегодня он чуть не сбил с ног учительницу из другого класса...
- Это, правда? - удивляется учитель.
-Да, но я так больше не буду! — искренне заверяет мальчик.
Не всегда
знание моральных норм и
5) Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Как
будем преодолевать эти
1.Ты живешь среди
людей. Не забывай, что каждый
твой поступок, каждое твое желание
отражается на окружающих тебя
людях. Знай, что существует граница
между тем, что тебе хочется,
и тем, что можно. Проверяй
свои поступки вопросом к
2. Ты пользуешься
благами, созданными другими
3. Все блага и
радости жизни создаются
4. Будь добрым
и чутким к людям. Помогай
слабым и беззащитным. Помогай
товарищу в беде. Не причиняй
людям зла. Уважай и почитай
мать и отца – они дали
тебе жизнь, они воспитывают
тебя, они хотят, чтобы ты стал
честным гражданином,
5. Будь неравнодушен
к злу. Борись против зла,
обмана, несправедливости. Будь непримиримым
к тому, кто стремится жить
за счет других людей,
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»[ 26, с.161-165].
Среди
основных задач, которые
В младшем
школьном возрасте, констатирует
М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет
учебная деятельность, происходит
переход от: «ситуативного» познания
мира к его научному изучению,
начинается процесс не только
расширения, но и систематизации
и углубления знаний. Учебная
деятельность в этом возрасте
создает условия для овладения
учащимися приемами, способами решения
различных умственных и
Младший
школьник в процессе учебы
в школе постепенно становится
не только объектом, но и субъектом
педагогического воздействия,
Это
касается тех знаний, которые
усваиваются детьми, в совершенствовании
умений, навыков, усвоении приемов,
способов деятельности, перестройки
отношений учащихся. Естественная
и необходимая «ступенька»
Включаясь в учебную
Значимой
особенностью субъекта
Э.П.
Козлов считает, что развитию
этих качеств способствует
Проблема нравственного
Во-
первых, придя в школу, ребенок
переходит от «житейского»
Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения, музыки, рисования, и т.д.
Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа.
Во-вторых,
в ходе учебной работы
И третий
фактор: в процессе обсуждения
положения в современной школе
все чаще звучит тезис о
том, что обучение в школе
– это, прежде всего,
С
этой точки зрения и
Начальное
обучение в настоящее время
строится таким образом, что
развивает у школьников
Развитие
мышления, овладения разнообразными
способами работы с учебным
материалом оказывает прямое
влияние на усвоение детьми
нравственных знаний; организация
учебного процесса и его
Формирование
нравственности происходит в
школе на всех уроках. И в
этом отношении нет главных
и неглавных предметов.
Выводы по 1 главе.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с нравственным развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги: А.С.Макаренко, В.А Сухомлинский, С.Т. Шацкий, М.Н.Аплетаев , О.Г.Дробницкий, и другие. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип нравственного развития детей и юношества.
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки