Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………………8
1.1 Проблема нравственного воспитания личности в педагогической литературе………………………………………………………………………………..8
1.2 Задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………………………………17
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………….24
Глава 2. Организация нравственного воспитания школьников средствами музыки в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………….25
2.1 .Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности. Об искусстве вести урок……………………………………………………………………………………..25
2.2.Специфика уроков музыки. Структура курса для 1-4 классов…………………………………………………………………………………..31
2.3. Заповеди школьного учителя музыки. …………………………………………………………………………………………..38
Приложение. Урок музыки в начальных классах………………………………………………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………………….50

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

     На  протяжении четырех лет обучения  содержание нравствен¬ного воспитания  меняется. В первых классах основное  внимание обращается на воспитание  и развитие у детей интереса  к школе и учению, развитие  исполнительности и прилежания; в это время дети знакомятся  со школой, учителями, товарищами. Они овла¬девают первоначальными  правилами поведения на уроках  и перемене, правилами взаимоотношений  со взрослыми и товари¬щами,  обращения с учебниками и учебными  принадлежностями. Во II и III классах  дети включаются в общественно  полез¬ный труд, выполняют общественные  поручения.  У уча¬щихся четвертых  классов развивается инициатива  и  самостоятельность в   процессе выполнения общественных  поручений и усвоения правил  поведения. Они более глубоко  осознают свои обязанности и  расширяют опыт нравственного  поведения в раз¬личных жизненных  условиях (в учении, труде, играх,  в художе¬ственной самодеятельности). Расширяется сфера общения их  со взрослыми и с органами  детского коллектива.

     Ученые  в области педагогики выявили,  что в различные возрастные  периоды существуют неодинаковые  возможности для нравственного  воспитания.

Ребенок, подросток  и юноша, по-разному относятся  к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком  в тот или иной период жизни  помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. [5,с.132].

    Работая  над проблемами нравственной  воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные  и психологические особенности:

1) Склонность к  игре. В условиях игровых отношений  ребенок добровольно упражняется,  осваивает нормативное поведение.  В играх, более чем где - либо, требуется от ребенка умение  соблюдать правила. Нарушение  их дети с особой остротой  подмечают и бескомпромиссно  выражают  свое осуждение нарушителю.

         Если ребенок не подчинится  мнению большинства, то ему  придется выслушать много неприятных  слов, а может, и выйти из  игры. Так ребенок учится считаться  с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

        Игра требует от ее участников  умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков  во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность  долго заниматься монотонной  деятельностью. Как утверждают  психологи, дети 6-7-летнего возраста  не могут удерживать свое внимание  на одном каком-либо предмете  более 7-10 минут. Дальше дети  начинают отвлекаться, переключать  свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена  видов деятельности во время  занятий.

3) Недостаточная  четкость нравственных представлений  в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы  нравственного поведения можно  разбить на 3 уровня:

Ребенок до 5 лет усваивает  примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании  чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай собеседников», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к  выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

     К 10-11-ти  годам необходимо, чтобы подросток  умел учитывать состояние окружающих  людей, и его присутствие не  только не мешало им, но и  было бы приятным.

     Бессмысленно  говорить о втором уровне нравственного  воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие  наблюдается среди подростков: они  хотят понравиться окружающим  людям, но не обучены элементарному  поведению.

     На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип:  «Помогай окружающим людям!»

4) Может существовать  противоречие между знанием, как  нужно, и практическим применением  (это касается этикета, правил  хорошего тона, общения). Так, обсуждая  предстоящую поездку в музей,  напоминаем, как вести себя в  транспорте. Вдруг дети говорят:

-А я видел, как  Игорь в трамвае сидел, а  его бабушка стояла возле него.

- Игорь в парах  ходить не умеет: то толкается,  то на ноги наступает, то  отстает.

- Сегодня он чуть  не сбил с ног учительницу  из другого класса...

- Это, правда? - удивляется  учитель.

-Да, но я так  больше не буду! — искренне  заверяет мальчик.

    Не всегда  знание моральных норм и правил  поведения соответствует реальным  действиям ребенка. Особенно часто  это случается в ситуациях,  где происходит несовпадение  этических норм и личных желаний  ребенка.

5) Неравномерность  применения вежливого общения  с взрослыми и сверстниками (в  быту и дома, в школе и на  улице).

     Как  будем преодолевать эти особенности?  Обратимся к опыту великих  педагогов. В. А. Сухомлинский[25] говорил: «В практической работе  по нравственному воспитанию  наш педагогический коллектив  видит, прежде всего, формирование  общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа  очень податлива к эмоциональным  воздействиям, мы раскрываем перед  детьми общечеловеческие нормы  нравственности, учим их азбуке  морали:

1.Ты живешь среди  людей. Не забывай, что каждый  твой поступок, каждое твое желание  отражается на окружающих тебя  людях. Знай, что существует граница  между тем, что тебе хочется,  и тем, что можно. Проверяй  свои поступки вопросом к самому  к себе: не делаешь ли ты  зла, неудобства людям? Делай  все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься  благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства.  Плати им за это добром.

3. Все блага и  радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым  и чутким к людям. Помогай  слабым и беззащитным. Помогай  товарищу в беде. Не причиняй  людям зла. Уважай и почитай  мать и отца – они дали  тебе жизнь, они воспитывают  тебя, они хотят, чтобы ты стал  честным гражданином, человеком  с добрым сердцем и чистой  душой.

5. Будь неравнодушен  к злу. Борись против зла,  обмана, несправедливости. Будь непримиримым  к тому, кто стремится жить  за счет других людей, причиняет  зло другим людям, обкрадывает  общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»[ 26, с.161-165].

    Среди  основных задач, которые ставит  современное общество перед народным  образованием, выделяется актуальная  задача воспитания активной сознательной  творческой личности.

     В младшем  школьном возрасте, констатирует  М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет  учебная деятельность, происходит  переход от: «ситуативного» познания  мира к его научному изучению, начинается процесс не только  расширения, но и систематизации  и углубления знаний. Учебная  деятельность в этом возрасте  создает условия для овладения  учащимися приемами, способами решения  различных умственных и нравственных  задач, формирует на этой основе  систему отношений детей к  окружающему миру [2, с.195].

    Младший  школьник в процессе учебы  в школе постепенно становится  не только объектом, но и субъектом  педагогического воздействия, поскольку  далеко не сразу и не во  всех случаях воздействия учителя  достигают своей цели. Действительным  объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения.

     Это  касается тех знаний, которые  усваиваются детьми, в совершенствовании  умений, навыков, усвоении приемов,  способов деятельности, перестройки  отношений учащихся. Естественная  и необходимая «ступенька» важна  в процессе развития ребенка  в младшем школьном возрасте.

       Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать  целенаправленно и при выполнении  учебных заданий, и при определении  способов своего поведения. Их  действия приобретают осознанный  характер. Все чаще при решении  различных умственных и нравственных  проблем учащиеся используют  приобретенный опыт.

      Значимой  особенностью субъекта деятельности  является и осознание им своих  возможностей, и умение (возможность)  соотнести их и свои стремления  с условиями объективной действительности[16, с.19-20].

      Э.П.  Козлов считает, что развитию  этих качеств способствует мотивационный  компонент учебной деятельности, в основе которого возникает  потребность личности, которая становится  мотивом при возможности ее  осознания и наличия соответствующего  отношения. Мотив определяет возможность  и необходимость действия.

       Проблема нравственного развития  младшего школьника в процессе  обучения взаимосвязана с тремя  факторами, которые определяет  Т.В. Морозова[20].

      Во- первых, придя в школу, ребенок  переходит от «житейского» усвоения  окружающей действительности, в  том числе и морально–нравственных  норм, существующих в обществе, к  его научному и целенаправленному  изучению.

    Это происходит  на уроках чтения, русского языка,  природоведения, музыки, рисования,  и  т.д. 

Значение такого же целенаправленного обучения имеет  и оценочная деятельность учителя  в процессе уроков, его беседы, внеклассная  работа.

    Во-вторых, в ходе учебной работы школьники  включены в реальную коллективную  деятельность, где также идет  усвоение нравственных норм, регулирующих  взаимоотношения учащихся между  собой и взаимоотношения учеников  с учителем.

     И третий  фактор: в процессе обсуждения  положения в современной школе  все чаще звучит тезис о  том, что обучение в школе  – это, прежде всего, формирование  нравственной личности. В связи  с этим предлагается увеличить  удельный вес гуманитарных наук  в общем объеме школьной программы.  Учебная деятельность имеет все  возможности, позволяющие развивать  у учащихся нравственные качества  личности в процессе изучения  любого предмета.

      С  этой точки зрения и необходимо  решать проблему умственного  и нравственного развития учащихся  в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи  одного и другого. С этих  позиций учебная деятельность  является фактором целостного  развития личности ребенка. [25,с.28].

      Начальное  обучение в настоящее время  строится таким образом, что  развивает у школьников познавательные  способности; вырабатывает навыки  активного овладения учебным  материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира.

     Развитие  мышления, овладения разнообразными  способами работы с учебным  материалом оказывает прямое  влияние на усвоение детьми  нравственных знаний; организация  учебного процесса и его методы  способствуют накоплению нравственного  опыта.

    Формирование  нравственности происходит в  школе на всех уроках. И в  этом отношении нет главных  и неглавных предметов. Воспитывает  не только содержание, методы  и организация обучения, учитель,  его личность, знания, убеждения,  но и та атмосфера, которая  складывается на уроке, стиль  отношений педагога и детей,  детей между собой. Воспитывает  себя и сам ученик, превращаясь  из объекта в субъект воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы по 1 главе.

Много таланта, ума  и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных  с нравственным развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги: А.С.Макаренко, В.А Сухомлинский, С.Т. Шацкий, М.Н.Аплетаев , О.Г.Дробницкий,  и другие. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым  развитием науки об обучении и  воспитании детей, лучшие педагоги  продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип  нравственного развития детей и юношества.

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников средствами музыки