Новые подходы к изучению иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Требования к уровню владения иностранным языком. Определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Использование адекватных форм и видов контроля. Совершенствование структуры и содержания образования. Мониторинг промежуточных и итоговых результатов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации
обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования. 5
§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно
«Концепции языкового образования» 5
§ 2. Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем
этапе 13
§ 3. Основные направления организации обучения иностранным языкам на
старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания
образования 19
Глава 2. 29
§ 1. Основные способы организации обучения иностранным языкам при
проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования.
§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного
учреждения 35
Список литературы 42

Работа содержит 1 файл

Новые подходы к изучению иностранного языка.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

    Введение  профильной  школы   в   11-12   классах   общеобразовательных

учреждений России должно способствовать существенному  усилению личностной  и

индивидуальной  направленности  образования.  Это  касается  как  содержания

общего  образования,  так  и  форм  его   организации:   обеспечение   роста

вариативности  образования  и   увеличение   возможностей   выбора   курсов,

факультативов самим  учеником.

    В   ходе  проводимого  эксперимента  проводится  изучение   особенностей

профильного обучения в рамках следующих трех основных форм:

        . профильные классы в общеобразовательных учреждениях,  реализующих

          несколько (один-три) определенных  профилей обучения;

        . группы профильного обучения  в многопрофильных общеобразовательных

          учреждениях;

        .   профильное   обучение   по    индивидуальным    программам    в

          малокомплектных общеобразовательных  учреждениях.

    Основой  профильного  обучения  являются  двухуровневые  образовательные

стандарты:  стандарты  профильного  обучения  (для   профилирующих   учебных

предметов) и  общеобразовательные  стандарты  (для  непрофилирующих  учебных

предметов, широкая  апробация которых начнется с 2003-2004 учебного года).

    Профилизация  старшей школы должна быть  соотнесена с введением института

единых экзаменов.

    В 2002 году в едином государственном экзамене приняли участие 257 тысяч

выпускников  из  16  субъектов  Российской  Федерации,  128  высших  учебных

заведений (из них 89  вузов  Министерства  образования  России  и  39  вузов

других министерств  и  ведомств),  136  образовательных  учреждений  среднего

профессионального образования, 25  государственных  вузов  из  регионов,  не

участвующих в  эксперименте, принимали свидетельства  с  результатами  единого

государственного  экзамена.

    Как   показывает  анализ  материалов  прошлого  года,  на  местах   была

соблюдена  процедура  экзамена,   обеспечена   секретность   экзаменационных

материалов, отработана  технология  использования  оборудования  и  передачи

информации на федеральный уровень.

    В 2002 году эксперимент проходил на базе английского языка.

    В 2003 году 4 основных языка были включены  в эксперимент.

    В соответствии  с личностной ориентацией образования  итоговая аттестация

по иностранным  языкам направлена на выяснение того, что  выпускник  знает  и

умеет, на учет  индивидуальных  особенностей  школьников,  их  потребностей,

возможностей, способностей, склонностей. Аттестация носит гибкий характер  и

ориентирована на  проверку  достижения  выпускниками  нижней  планки  уровня

обученности, заданной минимальными требованиями  к  подготовке  выпускников,

которые были  сформулированы  в  Проекте  федеральных  программ.  Аттестация

одновременно даёт возможность проверить более  высокий  уровень  обученности

выпускников.

    Сегодня   по   всем   4   языкам   составлены   спецификации   экзамена,

кодификаторы,   демонстрационные   версии   тестов.    Для    дифференциации

выпускников по качеству владения иностранным языком и последующего отбора  в

вузы экзаменационная  работа содержит разные  по  сложности  части.  Основную

часть ее составляют  задания,  выполнение  которых  позволяет  зафиксировать

достижение учащимися  уровня обязательной подготовки по предмету.

    В 2003 году ЕГЭ по иностранному языку  проводился  в  один  день  в  два

этапа: сначала  выпускники выполняли задания письменной  части на  проверку

умений  в  аудировании,  чтении,  письме  и  на  проверку  уровня   лексико-

грамматических  навыков  (на  выполнение  письменной  экзаменационной  работы

было  отведено  180  минут),  а  затем  продемонстрировали  свои  умения   в

говорении (устная часть).

    Следует  также отметить, что в связи  с  ре-формированием  образования   в

регионах  страны  остро  встали  кадровые  проблемы:  уровень   квалификации

учителей,  их  готовность   к   опытно-экспериментальной   работе.   Решение

поставленных задач, в частности, введение профильного  обучения  на  старшей

ступени школы, изменение  содержания социально-экономического,  гуманитарного

блока дисциплин, введение новых предметов в начальной  школе,  использование

современных     педагогических     систем     и      технологий      требует

высококвалифицированных  кадров.  Для  успешного  решения  задач  обновления

общего образования, необходимы  серьезные  изменения  в  системе  подготовки

педагогических  кадров.  В  настоящее  время  Министерством  образования  РФ

ведется  разработка  Концепции  модернизации  педагогического   образования,

разрабатываются разноуровневые программы для различных  категорий  учителей,

рассматривается  вопрос  о  создании  широкой  сети  центров  переподготовки

учителей  на  базе  региональных   институтов   повышения   квалификации   и

переподготовки    работников    образования,    оборудованных    современной

компьютерной   техникой,   необходимыми   учебно-методическими,   аудио-   и

телекоммуникационными средствами. 
 

    § 2. Инновационные  подходы к обучению отдельного  общеобразовательного

                                 учреждения 

    Проблема  модернизации содержания образования  – это не  только  проблема

государственная, но и проблема каждой  отдельной школы.  Как же  проходит

эксперимент по модернизации  содержания  образования  в  школе?  В  качестве

экспериментальной базы была взята гимназия № 19.

    Согласно  эксперименту в гимназии изучение  иностранного языка начинается

со II класса начальной школы. На  иностранный  язык  в  неделю  отводится  2

часа.

    В плане  методической преемственности дети  обеспечены плавным  переходом

с одной ступени  обучения на другую, избегая  потерь  сформированных  умений.

Это  достигается   за   счет   единой   стратегии,   обеспечивающей   четкое

формулирование   и   достижение   целей   обучения   каждой   ступени    при

взаимодействии  между  ними.  Подобное  взаимодействие   достигается   через

сквозные программы  и использования пособий,  которые  последовательно ведут

ребенка от дошкольного  этапа к  начальной  школе  и  от  начальной  школы  к

средней.

    В этом  контексте более перспективным  следует признать учебные   пособия,

которые построены  на единой авторской концепции. Учитель  английского  языка

начинающий работать по УМК, который представлен  ниже  для  использования  в

эксперименте, прежде всего знакомится  с  теми  теоретическими  положениями,

которые лежат  в его основе. В частности, УМК  «Enjoy English, 1»  (авторы  М.

З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская) и «Enjoy English, 2»  (авторы

М. З. Биболетова, Н.  В.  Добрынина,  О.  А.  Денисенко,  Н.  Н.  Трубанева)

используются гимназией  для обучения  английскому  языку  учащихся  II  –  IV

классов.

    Основную  цель обучения английскому языку в начальной школе авторы видят

в речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии  и  воспитании  младших

школьников в  русле  личностно-ориентированного  подхода  к  образованию,  в

формировании  у  детей  умения  общаться  на  английском  языке  на  уровне,

соответствующем их возрастным речевым потребностям и возможностям.

    Вся  серия УМК  «Enjoy  English»   построена  на  единой  коммуникативно-

когнитивной компетенции, охватывает начальную (II – IV  классы)  и  основную

(V – IX классы) школу, обеспечивая преемственность между различными  этапами

обучения английскому  языку.

    Переходя  на средний этап  обучения,  учащиеся  продолжают  работать  по

данному УМК, однако, согласно  эксперименту  в  гимназии  на  среднем  этапе

обучения  на  иностранный  язык  отводится  3  часа.  Кроме  того,  учащиеся

начинают изучать  второй язык (в данном случае, немецкий или  французский  по

выбору ученика), на который отводится 2 часа в неделю.

    Инновационные  подходы при  обучении  иностранному  языку  коснулись  не

только младшей, но и старшей школы. При модернизации образования  в  старшей

школе гимназия приняла  за  основу  личностно-ориентированное  обучение.  То

есть индивидуализацию содержания образования, которое обеспечивает  развитие

и саморазвитие личности ученика,  исходя  из  выявления  его  индивидуальных

особенностей  как  субъекта  познания   и   предметной   деятельности.   Оно

базируется на признании за каждым учеником права  выбора  собственного  пути

развития  через  создание  альтернативных  форм  обучения.   Образовательный

процесс  личностно-ориентированного  обучения  (ЛОО)  предоставляет  каждому

ученику, опираясь  на  его  способности,  склонности,  интересы,  ценностные

ориентации и  субъективный опыт, возможность  реализовать  себя в познании,

учебной деятельности  и  учебном  поведении.  Помимо  общих  закономерностей

построения образовательного пространства важную роль  играет  содержательное

наполнение ЛОО. В данной гимназии – это универсальное  образование.

    Потребность  в универсальном образовании  на  современном  этапе  ощущают

все  социальные  элементы  общества,  нуждам  которого   отвечает   человек,

обладающий  универсальными  знаниями,  способный   решать   свои   жизненные

профессиональные  проблемы, умеющий взаимодействовать  с людьми.  Именно  этих

взглядов  придерживается  гимназия,  организуя  проект  модели   профильного

образования на последующие 5 лет.

    За 10 лет  работы в статусе гимназии  был накоплен  достаточный   опыт  по

развитию творческого  потенциала учащихся, профильного обучения; было  решено

использовать  идеи  индивидуализации  обучения  в  старшей  школе  с   целью

обеспечения личностного  самоопределения, что позволило  бы  учащимся  жить  в

современном обществе. 4 профиля (филологический,  юридический,  естественно-

Информация о работе Новые подходы к изучению иностранного языка