Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 14:17, курсовая работа
Требования к уровню владения иностранным языком. Определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Использование адекватных форм и видов контроля. Совершенствование структуры и содержания образования. Мониторинг промежуточных и итоговых результатов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации
обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования. 5
§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно
«Концепции языкового образования» 5
§ 2. Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем
этапе 13
§ 3. Основные направления организации обучения иностранным языкам на
старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания
образования 19
Глава 2. 29
§ 1. Основные способы организации обучения иностранным языкам при
проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования.
§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного
учреждения 35
Список литературы 42
Введение профильной школы в 11-12 классах общеобразовательных
учреждений России должно способствовать существенному усилению личностной и
индивидуальной направленности образования. Это касается как содержания
общего образования, так и форм его организации: обеспечение роста
вариативности образования и увеличение возможностей выбора курсов,
факультативов самим учеником.
В ходе проводимого эксперимента проводится изучение особенностей
профильного обучения в рамках следующих трех основных форм:
. профильные классы в общеобразовательных учреждениях, реализующих
несколько (один-три)
. группы профильного обучения
в многопрофильных
учреждениях;
. профильное обучение по индивидуальным программам в
малокомплектных
Основой профильного обучения являются двухуровневые образовательные
стандарты: стандарты профильного обучения (для профилирующих учебных
предметов) и общеобразовательные стандарты (для непрофилирующих учебных
предметов, широкая апробация которых начнется с 2003-2004 учебного года).
Профилизация
старшей школы должна быть
соотнесена с введением
единых экзаменов.
В 2002 году в едином государственном экзамене приняли участие 257 тысяч
выпускников из 16 субъектов Российской Федерации, 128 высших учебных
заведений (из них 89 вузов Министерства образования России и 39 вузов
других министерств и ведомств), 136 образовательных учреждений среднего
профессионального образования, 25 государственных вузов из регионов, не
участвующих в эксперименте, принимали свидетельства с результатами единого
государственного экзамена.
Как показывает анализ материалов прошлого года, на местах была
соблюдена процедура экзамена, обеспечена секретность экзаменационных
материалов, отработана технология использования оборудования и передачи
информации на федеральный уровень.
В 2002 году эксперимент проходил на базе английского языка.
В 2003 году 4 основных языка были включены в эксперимент.
В соответствии
с личностной ориентацией
по иностранным языкам направлена на выяснение того, что выпускник знает и
умеет, на учет индивидуальных особенностей школьников, их потребностей,
возможностей, способностей, склонностей. Аттестация носит гибкий характер и
ориентирована на проверку достижения выпускниками нижней планки уровня
обученности, заданной минимальными требованиями к подготовке выпускников,
которые были сформулированы в Проекте федеральных программ. Аттестация
одновременно даёт возможность проверить более высокий уровень обученности
выпускников.
Сегодня по всем 4 языкам составлены спецификации экзамена,
кодификаторы, демонстрационные версии тестов. Для дифференциации
выпускников по качеству владения иностранным языком и последующего отбора в
вузы экзаменационная работа содержит разные по сложности части. Основную
часть ее составляют задания, выполнение которых позволяет зафиксировать
достижение учащимися уровня обязательной подготовки по предмету.
В 2003
году ЕГЭ по иностранному
этапа: сначала выпускники выполняли задания письменной части на проверку
умений в аудировании, чтении, письме и на проверку уровня лексико-
грамматических навыков (на выполнение письменной экзаменационной работы
было отведено 180 минут), а затем продемонстрировали свои умения в
говорении (устная часть).
Следует
также отметить, что в связи
с ре-формированием
регионах страны остро встали кадровые проблемы: уровень квалификации
учителей, их готовность к опытно-экспериментальной работе. Решение
поставленных задач, в частности, введение профильного обучения на старшей
ступени школы, изменение содержания социально-экономического, гуманитарного
блока дисциплин, введение новых предметов в начальной школе, использование
современных педагогических систем и технологий требует
высококвалифицированных кадров. Для успешного решения задач обновления
общего образования, необходимы серьезные изменения в системе подготовки
педагогических кадров. В настоящее время Министерством образования РФ
ведется разработка Концепции модернизации педагогического образования,
разрабатываются разноуровневые программы для различных категорий учителей,
рассматривается вопрос о создании широкой сети центров переподготовки
учителей на базе региональных институтов повышения квалификации и
переподготовки работников образования, оборудованных современной
компьютерной техникой, необходимыми учебно-методическими, аудио- и
телекоммуникационными
средствами.
§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного
Проблема
модернизации содержания
государственная, но и проблема каждой отдельной школы. Как же проходит
эксперимент по модернизации содержания образования в школе? В качестве
экспериментальной базы была взята гимназия № 19.
Согласно
эксперименту в гимназии
со II класса начальной школы. На иностранный язык в неделю отводится 2
часа.
В плане
методической преемственности
с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений.
Это достигается за счет единой стратегии, обеспечивающей четкое
формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при
взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через
сквозные программы и использования пособий, которые последовательно ведут
ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к
средней.
В этом контексте более перспективным следует признать учебные пособия,
которые построены на единой авторской концепции. Учитель английского языка
начинающий работать по УМК, который представлен ниже для использования в
эксперименте, прежде всего знакомится с теми теоретическими положениями,
которые лежат в его основе. В частности, УМК «Enjoy English, 1» (авторы М.
З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская) и «Enjoy English, 2» (авторы
М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева)
используются гимназией для обучения английскому языку учащихся II – IV
классов.
Основную цель обучения английскому языку в начальной школе авторы видят
в речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии и воспитании младших
школьников в русле личностно-ориентированного подхода к образованию, в
формировании у детей умения общаться на английском языке на уровне,
соответствующем их возрастным речевым потребностям и возможностям.
Вся серия УМК «Enjoy English» построена на единой коммуникативно-
когнитивной компетенции, охватывает начальную (II – IV классы) и основную
(V – IX классы) школу, обеспечивая преемственность между различными этапами
обучения английскому языку.
Переходя на средний этап обучения, учащиеся продолжают работать по
данному УМК, однако, согласно эксперименту в гимназии на среднем этапе
обучения на иностранный язык отводится 3 часа. Кроме того, учащиеся
начинают изучать второй язык (в данном случае, немецкий или французский по
выбору ученика), на который отводится 2 часа в неделю.
Инновационные подходы при обучении иностранному языку коснулись не
только младшей, но и старшей школы. При модернизации образования в старшей
школе гимназия приняла за основу личностно-ориентированное обучение. То
есть индивидуализацию содержания образования, которое обеспечивает развитие
и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных
особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно
базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути
развития через создание альтернативных форм обучения. Образовательный
процесс личностно-ориентированного обучения (ЛОО) предоставляет каждому
ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные
ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании,
учебной деятельности и учебном поведении. Помимо общих закономерностей
построения образовательного пространства важную роль играет содержательное
наполнение ЛОО. В данной гимназии – это универсальное образование.
Потребность в универсальном образовании на современном этапе ощущают
все социальные элементы общества, нуждам которого отвечает человек,
обладающий универсальными знаниями, способный решать свои жизненные
профессиональные проблемы, умеющий взаимодействовать с людьми. Именно этих
взглядов придерживается гимназия, организуя проект модели профильного
образования на последующие 5 лет.
За 10 лет работы в статусе гимназии был накоплен достаточный опыт по
развитию творческого потенциала учащихся, профильного обучения; было решено
использовать идеи индивидуализации обучения в старшей школе с целью
обеспечения личностного самоопределения, что позволило бы учащимся жить в
современном обществе. 4 профиля (филологический, юридический, естественно-
Информация о работе Новые подходы к изучению иностранного языка