Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по данной теме;
- дать характеристику понятиям: формы обучения, типы и структура уроков
- ознакомится с методиками проведения нетрадиционных уроков
- разработать требования к организации и проведению урока нетрадиционных уроков;
- выявить критерии качества подготовки и проведения нетрадиционных уроков;
- составить пошаговый алгоритм проведения урока нетрадиционных уроков по технологии;
- разработать план-конспекты нестандартных уроков;
- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.

Работа содержит 1 файл

ира диплом2.docx

— 2.41 Мб (Скачать)

 

 

    1. Разработка и проведение нетрадиционного урока по технологии «Ателье индивидуального пошива».

План – конспект урока  «Ателье индивидуального пошива»

 Тема урока:  «Работа с журналами мод: выбор модели. Снятие мерок»

 Цели:

  • Отрабатывать умения, полученные  ранее по снятию мерок; научить работать с журналами мод.
  • Развивать умения работы с журналами; продолжать развивать внимательность.
  • Продолжать воспитывать самостоятельность и эстетический вкус.

  Методы обучения : словесные ( беседа, рассказ), наглядные (журналы), практические (  практическая  работа)

 Материалы и оборудование: журналы мод , сантиметровые ленты, карандаши, ручки, тетради.

  Тип урока :  деловая игра «Ателье индивидуального пошива»

  Класс: 9 «А»

  Действующие лица: ведущий -  учитель,  учащиеся : заказчики, закройщики, модельеры.

Подготовительный момент:  подготовить стол « модельера» , вывеску « Ателье индивидуального пошива».

Ход урока

  1. Организационно - подготовительный часть

 Здравствуйте, садитесь. Отметим отсутствующих . ( Дети  приветствуют учителя, говорят кого нет если такие есть. записывают домашнее задание )

 

 

  1. Теоретическая часть

  Наш сегодняшний урок пройдет в виде деловой игры «Ателье индивидуального пошива», а тема нашего урока: «Работа с журналами мод: выбор модели. Снятие мерок». Сегодня на уроке вам предстоит снять мерки и работать с журналами мод. Давайте представим, что мы сейчас внутренний персонал ателье. А скажите пожалуйста люди каких профессий там работают? (отвечают  модельеры, закройщики ,портные, швеи)  Правильно . Я сегодня для вас буду выступать в роли главного модельера-конструктора. Давайте представим, что к нам в ателье пришли заказчики и хотят заказать плечевое изделие. Но для начала скажите мне,  что является плечевым изделием? (отвечают плечевое изделия это что мы носим на линии плеча). Плачевое изделие – это одежда которая одевается на верхнюю часть туловища, имеет спинку, перед и рукав. А что нужно для того что бы сшить любое изделие по размеру? ( отвечают мерки). Молодцы.  Давайте вспомнить , какие мерки вы уже знаете?  (отвечают: полуобхват талии, полуобхват бедер, обхват груди, длинна изделия и т.д.)  хорошо, молодцы.

Название мерок

Обозначение

Назначение мерок

Обхват груди

Ог

Для определения размера

Полуобхват шеи

Сш

Определение величины горловины

Полуобхват талии

Ст

Определение ширины изделия по линии  талии

Полуобхват бедер

Сб

Определение ширины изделия по линии  бедер

Высота груди

Вг

Определение длины нагрудной вытачки

Длина переда до линии талии

Дпт

Определение  длинны переда от высшей точки до линии талии

Длина спинки до линии талии

Дст

Определение местоположения талии

Ширина плеча

Шп

Определение ширины плеча

Обхват плеча

Оп

Определение ширины верхней части  рукава

Обхват запястья

Озап

Определение  ширины нижней части  рукава

Длина рукава

Др

Определение длинны рукава

Длина изделия

Ди

Определение длины изделия


 Практическая работа 1

  Сейчас  вам предстоит задача, разделиться  по ролям :  заказчика, закройщика.  Закройщикам нужно снять все мерки, которые написаны на доске,  и записать их  в тетрадь. Потом вам нужно поменяться ролями и проделать туже работу. А я как главный модельер- конструктор у вас их проверю.

 



 

 

 

 

  Молодцы  с ролью закройщиков вы справились, а справитесь ли с ролью  модельера? С кажите пожалуйста  кто такие модельеры? ( отвечают.) Модельер — специалист по изготовлению моделей одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль.

Практическая работа 2

 Сейчас  вам предстоит задача представить  себя в роли модельеров.  Вам  нужно  будет  подобрать  на индивидуальную фигуру , в данном  случае на себя, подобрать и  сделать эскизы  3- х моделей  плечевого изделия. Для  этого  вам в помощь предлагаю журналы мод «burda» , но вы можете и сами придумать 1 или 2 модели плечевого изделия. Так же вы можете изменить форму выбранной модели , подобрать  цвет и отделку.

 

 

 Но  для начала.  Пожалуйста откройте страницу где расположены таблицы с размерами, вы будете пользоваться  таблицей размеров для женщин, т.к в некоторых журналах выкроек на девушек нет.  Практически во всех журналах используются европейские стандарты размеров,  а свой размер вы будем определять оп мерке обхват груди, это чуть позже. Хорошо. Откройте, пожалуйста, страницу, где расположены различные модели изделий. На данной странице вы видите, что у каждого изделия есть своя категория : платье, юбки , жакеты и т.д.что облегчает нам поиск желаемой вещи. Далее можно увидеть номер модели и также можно легко определить сложность изделия. Сложность изделия помечена кружечками (точками) если одна точка то значит что, изделие не требует определенных умений и навыков, т.е. простое. И так чем больше точек, тем больше надо умений и навыков при выполнении данного изделия. И так вам все понятно? ( ответ учащихся).  Можете приступать к работе. А я буду  наблюдать за вашей работой .

 

 

  1. Организационно-заключительная часть:

Заканчиваем работу. Прибираем свои места , отложите журналы. Еще минуточку внимания, ответьте мне на вопросы:

Что вам понравилось  на уроке?

Что нового вы узнали для себя?

Хотели  бы вы, чтоб уроки по технологии проходили в такой форме?

Способствовала  ли  данная форма урока лучшему  усвоению материала?

 Комфортно ли вам было работать в такой обстановке?

    1. Проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.

Объектом   экспериментального   исследования   являлась    учебно-творческая деятельность учащихся.

Предметом экспериментального  исследования являлись НФУ.

Цель  эксперимента  состояла  в оценке  эффективности НФУ.

 Гипотеза исследования: НФУ будут способствовать эффективному освоению опыта применения технологических знаний в практической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.

Мы провели  анкетирование по выявлению отношения  к технологии в 9-х классах до проведения нетрадиционных уроков. Содержание анкеты включало вопросы следующего характера:

  1. Найдут ли практическое применение умения, полученные на уроках  по технологии?
  2. Интересны ли вам уроки технологии?
  3. При условии свободного посещения уроков технологии посещали бы вы эти занятия?
  4. Удовлетворены ли вы качеством изделий, выполненных на уроках технологии?
  5. Получаете ли вы консультацию учителя на уроке?

Результаты  анкетирования представлены нами ниже (см. рис. 1).

Диаграмма  № 1. Интересна ли вам технология.

 

Отношения к урокам технологии неоднозначное, что и видно по результатам  проведенной нами анкеты.

Теперь  посмотрим на результаты после проведения нетрадиционного урока, для этого  проведем другое анкетирование.

  1. Хотели бы вы повторение уроков по типу деловая игра?
  2. Заинтересовала  ли для вас тема урока? 
  3. Найдут ли практическое применение умения, полученные на уроке?
  4. При условии свободного посещения нетрадиционных  уроков по  технологии посещали бы вы эти занятия?
  5. Получаете ли вы консультацию учителя на уроке?

Результаты  представлены ниже (см рис 2)

Рисунок № 2. Отношения к нетрадиционным формам проведения уроков технологии.

 

Из результатов  мы видим, что отношение учеников к нетрадиционным урокам более положительное, чем к традиционным. Из этого можно  сделать вывод, что такая форма  проведения уроков должна занять свое место в системе образования.

При помощи следующего анкетирования выясним  как повлияла  эта форма проведения уроков на усвояемость материала. Для  этого проведем анкетирование в  двух классах и сравним результаты.

  1. Размер одежды определяется по меркам:

а)Ст 
б) Сг

в)Шс 
г) Вг

  1. Допишите фразу:

Сг  - лента подходит

  1. По какой стороне человеческой фигуры снимают мерки?

а) по левой;

б) по правой.

  1. Почему мерки обхватов записываются в половинном размере?

а) так  удобнее;

б) чертеж строят на одну половину фигуры;

в) другую часть мерки берут в таблице.

  1. Что определяет мерка « полуобхват бедер»?

а) длину  изделия;

б) ширину изделия;

в) длину  пояса.

  1. Как снимается мерка Дст

            от седьмого шейного позвонка  до тесьмы по линии талии;

горизонтально вокруг туловища через наиболее выступающие  точки ягодиц;                    горизонтально вокруг туловища по линии  талии;

           от седьмого шейного позвонка  до желаемой длины;

  1. Моделированием называется

создание  различных фасонов швейного изделия  на основе базовой выкройки

выполнение  расчета и построение чертежей деталей  швейного изделия

нанесение на базовую выкройку направления долевой  нити

построение  чертежа прямого покроя на основе базовой выкройки

построение  чертежа на основе базовой выкройки

  1. К швейным изделиям плечевой группы относятся:

а) юбка-брюки;

б) сарафан;

в)платье;

 г) комбинезон.

Результаты  представлены в рисунке 3

 

 

 

 

 

Рисунок № 3. Результаты анкетирования 

По результатам  хорошо видно, что усвоение материала  прошло лучше в 9 «А» классе где  мы провели урок в нетрадиционной форме.

Таким образом,  нетрадиционный подход направлен на формирование целостной творческой личности, охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентированную  ее стороны. Он пронизывает все сферы  жизнедеятельности человек: глубину  его мышления, тонкость чувств, характер избирательности и установки, что непременно отразилось на качестве знаний и положительном отношении учащихся к урокам технологии.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В первой главе рассмотрели сущность понятия  нетрадиционных форм обучения на уроках технологии, роль нетрадиционного обучения в образовании, значение нестандартных  уроков в формировании личности школьников.

Использование нетрадиционных форм занятий по технологии создает благоприятные условия для:

    • организации коллективной работы учащихся разных возрастных групп и классов;
    • расширения кругозора школьников за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников;
    • организации культурного досуга учащихся, их родителей и сотрудников школы;
    • привлечения к учебному процессу родителей;
    • расширения учебной зоны;
    • реализации межпредметных и внутрипредметных связей;
    • формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
    • мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
    • повышения интереса школьников к учению.

Такие формы  проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение  к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как  нетрадиционное может быстро стать  традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Информация о работе Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций