Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа
Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по данной теме;
- дать характеристику понятиям: формы обучения, типы и структура уроков
- ознакомится с методиками проведения нетрадиционных уроков
- разработать требования к организации и проведению урока нетрадиционных уроков;
- выявить критерии качества подготовки и проведения нетрадиционных уроков;
- составить пошаговый алгоритм проведения урока нетрадиционных уроков по технологии;
- разработать план-конспекты нестандартных уроков;
- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.
План – конспект урока «Ателье индивидуального пошива»
Тема урока: «Работа с журналами мод: выбор модели. Снятие мерок»
Цели:
Методы обучения : словесные ( беседа, рассказ), наглядные (журналы), практические ( практическая работа)
Материалы и оборудование: журналы мод , сантиметровые ленты, карандаши, ручки, тетради.
Тип урока : деловая игра «Ателье индивидуального пошива»
Класс: 9 «А»
Действующие лица: ведущий - учитель, учащиеся : заказчики, закройщики, модельеры.
Подготовительный момент: подготовить стол « модельера» , вывеску « Ателье индивидуального пошива».
Ход урока
Здравствуйте, садитесь. Отметим отсутствующих . ( Дети приветствуют учителя, говорят кого нет если такие есть. записывают домашнее задание )
Наш сегодняшний урок пройдет в виде деловой игры «Ателье индивидуального пошива», а тема нашего урока: «Работа с журналами мод: выбор модели. Снятие мерок». Сегодня на уроке вам предстоит снять мерки и работать с журналами мод. Давайте представим, что мы сейчас внутренний персонал ателье. А скажите пожалуйста люди каких профессий там работают? (отвечают модельеры, закройщики ,портные, швеи) Правильно . Я сегодня для вас буду выступать в роли главного модельера-конструктора. Давайте представим, что к нам в ателье пришли заказчики и хотят заказать плечевое изделие. Но для начала скажите мне, что является плечевым изделием? (отвечают плечевое изделия это что мы носим на линии плеча). Плачевое изделие – это одежда которая одевается на верхнюю часть туловища, имеет спинку, перед и рукав. А что нужно для того что бы сшить любое изделие по размеру? ( отвечают мерки). Молодцы. Давайте вспомнить , какие мерки вы уже знаете? (отвечают: полуобхват талии, полуобхват бедер, обхват груди, длинна изделия и т.д.) хорошо, молодцы.
Название мерок |
Обозначение |
Назначение мерок |
Обхват груди |
Ог |
Для определения размера |
Полуобхват шеи |
Сш |
Определение величины горловины |
Полуобхват талии |
Ст |
Определение ширины изделия по линии талии |
Полуобхват бедер |
Сб |
Определение ширины изделия по линии бедер |
Высота груди |
Вг |
Определение длины нагрудной вытачки |
Длина переда до линии талии |
Дпт |
Определение длинны переда от высшей точки до линии талии |
Длина спинки до линии талии |
Дст |
Определение местоположения талии |
Ширина плеча |
Шп |
Определение ширины плеча |
Обхват плеча |
Оп |
Определение ширины верхней части рукава |
Обхват запястья |
Озап |
Определение ширины нижней части рукава |
Длина рукава |
Др |
Определение длинны рукава |
Длина изделия |
Ди |
Определение длины изделия |
Практическая работа 1
Сейчас вам предстоит задача, разделиться по ролям : заказчика, закройщика. Закройщикам нужно снять все мерки, которые написаны на доске, и записать их в тетрадь. Потом вам нужно поменяться ролями и проделать туже работу. А я как главный модельер- конструктор у вас их проверю.
Молодцы
с ролью закройщиков вы
Практическая работа 2
Сейчас
вам предстоит задача
Но для начала. Пожалуйста откройте страницу где расположены таблицы с размерами, вы будете пользоваться таблицей размеров для женщин, т.к в некоторых журналах выкроек на девушек нет. Практически во всех журналах используются европейские стандарты размеров, а свой размер вы будем определять оп мерке обхват груди, это чуть позже. Хорошо. Откройте, пожалуйста, страницу, где расположены различные модели изделий. На данной странице вы видите, что у каждого изделия есть своя категория : платье, юбки , жакеты и т.д.что облегчает нам поиск желаемой вещи. Далее можно увидеть номер модели и также можно легко определить сложность изделия. Сложность изделия помечена кружечками (точками) если одна точка то значит что, изделие не требует определенных умений и навыков, т.е. простое. И так чем больше точек, тем больше надо умений и навыков при выполнении данного изделия. И так вам все понятно? ( ответ учащихся). Можете приступать к работе. А я буду наблюдать за вашей работой .
Заканчиваем работу. Прибираем свои места , отложите журналы. Еще минуточку внимания, ответьте мне на вопросы:
Что вам понравилось на уроке?
Что нового вы узнали для себя?
Хотели бы вы, чтоб уроки по технологии проходили в такой форме?
Способствовала ли данная форма урока лучшему усвоению материала?
Комфортно ли вам было работать в такой обстановке?
Объектом экспериментального исследования являлась учебно-творческая деятельность учащихся.
Предметом экспериментального исследования являлись НФУ.
Цель эксперимента состояла в оценке эффективности НФУ.
Гипотеза исследования: НФУ будут способствовать эффективному освоению опыта применения технологических знаний в практической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
Мы провели анкетирование по выявлению отношения к технологии в 9-х классах до проведения нетрадиционных уроков. Содержание анкеты включало вопросы следующего характера:
Результаты анкетирования представлены нами ниже (см. рис. 1).
Диаграмма № 1. Интересна ли вам технология.
Отношения к урокам технологии неоднозначное, что и видно по результатам проведенной нами анкеты.
Теперь посмотрим на результаты после проведения нетрадиционного урока, для этого проведем другое анкетирование.
Результаты представлены ниже (см рис 2)
Рисунок № 2. Отношения к нетрадиционным формам проведения уроков технологии.
Из результатов мы видим, что отношение учеников к нетрадиционным урокам более положительное, чем к традиционным. Из этого можно сделать вывод, что такая форма проведения уроков должна занять свое место в системе образования.
При помощи следующего анкетирования выясним как повлияла эта форма проведения уроков на усвояемость материала. Для этого проведем анкетирование в двух классах и сравним результаты.
а)Ст
б) Сг
в)Шс
г) Вг
Сг - лента подходит
а) по левой;
б) по правой.
а) так удобнее;
б) чертеж строят на одну половину фигуры;
в) другую часть мерки берут в таблице.
а) длину изделия;
б) ширину изделия;
в) длину пояса.
от седьмого шейного позвонка до тесьмы по линии талии;
горизонтально
вокруг туловища через наиболее выступающие
точки ягодиц;
от седьмого шейного позвонка до желаемой длины;
создание различных фасонов швейного изделия на основе базовой выкройки
выполнение расчета и построение чертежей деталей швейного изделия
нанесение на базовую выкройку направления долевой нити
построение чертежа прямого покроя на основе базовой выкройки
построение чертежа на основе базовой выкройки
а) юбка-брюки;
б) сарафан;
в)платье;
г) комбинезон.
Результаты представлены в рисунке 3
Рисунок № 3. Результаты анкетирования
По результатам хорошо видно, что усвоение материала прошло лучше в 9 «А» классе где мы провели урок в нетрадиционной форме.
Таким образом, нетрадиционный подход направлен на формирование целостной творческой личности, охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентированную ее стороны. Он пронизывает все сферы жизнедеятельности человек: глубину его мышления, тонкость чувств, характер избирательности и установки, что непременно отразилось на качестве знаний и положительном отношении учащихся к урокам технологии.
Заключение
В первой главе рассмотрели сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии, роль нетрадиционного обучения в образовании, значение нестандартных уроков в формировании личности школьников.
Использование нетрадиционных форм занятий по технологии создает благоприятные условия для:
Такие формы
проведения занятий «снимают»
Информация о работе Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций