Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по данной теме;
- дать характеристику понятиям: формы обучения, типы и структура уроков
- ознакомится с методиками проведения нетрадиционных уроков
- разработать требования к организации и проведению урока нетрадиционных уроков;
- выявить критерии качества подготовки и проведения нетрадиционных уроков;
- составить пошаговый алгоритм проведения урока нетрадиционных уроков по технологии;
- разработать план-конспекты нестандартных уроков;
- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.

Работа содержит 1 файл

ира диплом2.docx

— 2.41 Мб (Скачать)

Эти же элементы являются основными в структуре  соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации  педагогических технологий, нетрадиционную форму урока “можно определить как  технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение  с другими технологиями. [15]

Далее приводим таблицу 1. (Традиционные и нетрадиционные уроки) и таблицу 2 (Соотношение традиционных и нетрадиционных форм урока), составленные Г.К. Селевко.[28]

Таблица 1 
Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)

 

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”

Субъект – субъектные позиции в  системе “учитель – ученик”

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными  свойствами

Развитие личности учащихся

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит  преимущественно фактологический  характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала  критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

 

Методы и формы учебной деятельности школьников

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение  готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к  целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует  деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого  доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и  мотивации учебной деятельности учащегося

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося  в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов  учебной деятельности

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель – координатор, приоритет  стимулирующий деятельности учителя 

Рефлексивная деятельность учителя  и учащихся


 

Таблица 2

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков

 

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки:

субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога  друг с другом

Достоинства:

субъект – субъективные позиции в системе “учитель –  ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала. 
Недостатки: меньший объем изучаемого материала

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока. 
Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы  личности. 
Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей  деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя  за содержанием, ходом урока, его  временными рамками

Недостатки: меньшие возможности  для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь 

Недостатки: трудности в прогнозировании  и диагностики результатов обучения


 

При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как  и при проведении уроков, учитель  должен опираться на общедидактические  принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность  и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и  возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах  деятельности и пр.). (таблица 3)

 

Таблица 3

Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии

 

Принцип

Реализация принципа на практике

Принцип индивидуального подхода  к учащимся

Требует построения внеклассного мероприятия  с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей

Принцип связи теории с практикой

Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с уроками:

теоретический и практический материал уроков получает во внеклассной  работе дополнительное подтверждение;

внеклассное мероприятие  обогащает полученные знания, умения, навыки, расширяет и совершенствует их.

Принцип сознательности и активности деятельности школьников

Предполагает создание условий для  возникновения интереса школьников к внеклассному мероприятию, творческой деятельности по его подготовке и  проведению, удовлетворенности ее результатами

Принцип избирательности

Предполагает отбор форм, методов  и средств проведения нетрадиционного  занятия осуществлять с  учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия  у них интересов к урокам технологии, тематики данного мероприятия, традиций школы и данной местности

Принцип связи теории с практикой

Предполагает раскрытие школьникам роли труда и технологии в различных  сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими  на уроках знаний, умений, навыков, вовлечение учащихся в активную преобразовательную трудовую (производственную) деятельность

Принцип добровольности участия школьников в деятельности

Предполагает наличие у детей  конкретного круга интересов, что  позволяет им среди многих видов  деятельности выбирать тот, который  в наибольшей степени соответствуют  их внутренним потребностям и физическим возможностям

Принцип занимательности

Требует использовать разнообразные  формы, методы и средства обучения


 

 

Следует сказать, что НФУ применялись  в виде так называемого “Метода  проектов” в конце 20-х гг. XX в., что говорит о том, что НФУ  не являются чем-то новым в педагогической практике. Правда, о том, насколько  эффективным оказалось применение этих методов, единого мнения среди  исследователей нет. Так, по мнению Ф.А.Фрадкина: “негативные последствия этого  метода стали одной из причин отказа в дальнейшем от активных методов  обучения в современном понимании”.[16] Иной точки зрения придерживается Н.Г. Осухова, которая считает, что: “это была законченная педагогическая концепция, полностью адекватная своим целям и способствующая искусственной социализации ребенка и проникновению идей “передового класса” в среду”.[12] Анализ психолого-педагогической и методической литературы, показывают не только споры вокруг НФУ, но и то, что само понятие “нетрадиционная форма урока” до сих пор остается крайне расплывчатым. В ряде работ встречается понятие “нетрадиционный вид уроков” (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова “Методика преподавания в школе”).[4] Стоит отметить и множество названий таких как “нестандартный урок”, “нетрадиционные технологии урока” и др. С.В. Кульневич и Т.Н. Лакоценина используют термин “не совсем обычный урок”. По их словам, отказ от термина “нетрадиционный урок” закономерен; “потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательной активности”.[8] Однако большая часть исследований все же используют в своих работах термин “нетрадиционный урок”. В частности авторы методических пособий по истории Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Короткова, Л.П. Борзова посвящают ряд своих работ урокам с “нетрадиционными формами обучения”.

Так что мы можем подразумевать  под понятием “нетрадиционная форма  урока”? О.В.Трофимова дает следующее  определение: “НФУ – это интерактивные  формы урока, характеризующиеся  субъект – субъектной позицией в  системе учитель–ученик, многообразием  видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе  прямого доступа”)”. [15]

Теперь дадим определение интерактивным  формам урока.

"Интерактивность" означает  способность взаимодействовать  или находиться в режиме диалога.  Следовательно, интерактивное обучение  — это, прежде всего, диалоговое  обучение. Диалог возможен и при  традиционных методах обучения, но лишь на линиях "учитель  — ученик" или "учитель —  группа учащихся (аудитория)". При  интерактивном обучении диалог  строится также на линиях "ученик  — ученик" (работа в парах), "ученик — группа учащихся" (работа в группах), "ученик - аудитория"  или "группа учащихся — аудитория" (презентация работы в группах), "ученик — компьютер" и  т.д.

Интерактивное обучение — это специальная  форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс  протекает таким образом, что  практически все учащиеся оказываются  вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что  они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет  учащимся не только получать новое  знание, но и развивать свои коммуникативные  умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать  различные точки зрения, участвовать  в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между  учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной  успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных  форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий  обучения и включенность учащихся в  учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Анализ  педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных  уроков. Их названия дают некоторое  представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков[11,c.12].

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных  уроков:

1. Уроки  в форме соревнования и игр:  конкурс, турнир, эстафета (лингвистический  бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки,  основанные на формах, жанрах  и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки,  основанные на нетрадиционной  организации учебного материала:  урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки,  напоминающие публичные формы  общения: пресс-конференция, аукцион,  бенефис, митинг, регламентированная  дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета»,  устный журнал.

Информация о работе Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций