Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по данной теме;
- дать характеристику понятиям: формы обучения, типы и структура уроков
- ознакомится с методиками проведения нетрадиционных уроков
- разработать требования к организации и проведению урока нетрадиционных уроков;
- выявить критерии качества подготовки и проведения нетрадиционных уроков;
- составить пошаговый алгоритм проведения урока нетрадиционных уроков по технологии;
- разработать план-конспекты нестандартных уроков;
- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.

Работа содержит 1 файл

ира диплом2.docx

— 2.41 Мб (Скачать)

В основу содержания каждого модуля положена определенная последовательность практических заданий, которые объединяют группы изделий (игрушки, сувениры, дидактический  материал, простейшие наглядные пособия  и т.д.), сходные по конструктивным особенностям и технологическим  операциям. Это обеспечивает учителю  возможность дифференциации трудовых заданий, а учащимся – ситуацию выбора.

В программу  включены также наблюдения с последующим  обобщением опытов, решением технико-технологических  и организационно-экономических  задач.

Полнота реализации задач трудового обучения на этом этапе возможна без формирования у детей адекватной мотивации  учебной и трудовой деятельности – важнейшей составляющей готовности к труду. В решении этой и других задач трудового обучения учителю  помогут игровые формы организации  учебной и трудовой деятельности учащихся (дидактические игры, воображаемые путешествия, ролевые игры и др.).

Набор модулей  не является строго обязательным, отдельные  модули могут быть исключены, введены  новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально  учитывались индивидуальные потребности  и возможности учащихся, местные  производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных  видов работ, материально-техническое  обеспечение школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Требования к организации и проведению нетрадиционных уроков

Подготовка  любой нетрадиционной формы урока  требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает  в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует  взвесить собственные силы и оценить  возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом используется индивидуальная, парная, групповая  и коллективная формы общения  между обучающимися и обучаемыми.

Подготовка и проведение урока  в нетрадиционной форме.

Подготовка  и проведение урока в любой  нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

  1. Замысел.
  2. Организация.
  3. Проведение.
  4. Анализ.

Замысел.

Это самый  сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

- определение  временных рамок;

- определение  темы урока;

- определение  типа урока;

- выбор  класса;

- выбор  нетрадиционной формы урока;

- выбор  форм учебной работы.

Определение темы урока.

Выбор учителя  не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или  одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много  сил и времени на подготовку нетрадиционного  урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.

Определение типа урока.

Нетрадиционные  формы применимы ко всем типам  урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного  решения этой проблемы надо иметь  определенный опыт работы с разными  нетрадиционными формами урока. Приведу несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления  и совершенствования знаний можно  провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями – как  защиту оценки, зачет – практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) –  как аукцион знаний, путешествие  в предмет, интегрированный урок.

Можно привести следующие типы уроков:

  1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.
  2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.
  3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок – блок, урок – «дублер начинает действовать» и т. д.
  4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
  5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.
  6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно – культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.
  7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок – сюрприз и т. д.
  8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн - ринг», диспут и т. д.
  9. Интегрированные уроки.
  10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция – парадокс, парный опрос, экспресс – опрос, урок – защита оценки, урок – консультация, урок – практикум, урок – семинар и т. д.

Выбор класса.

Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др.

Выбор формы урока.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

- специфика  предмета и класса,

- характеристика  темы (материала),

- возрастные  особенности учащихся.

Выбор форм учебной работы.

При выборе форм учебной работы на уроке следует  учитывать два главных фактора:

- особенности  и возможности выбранной формы  урока;

- характеристики  класса (в том числе, какие формы  учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и  как часто применялись в данном  классе).

На многих нетрадиционных уроках целесообразно  использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы.Они  имеют определенные преимущества перед  индивидуальной и фронтальной формами  и решают не только учебные, но и  воспитательные задачи урока.

Организация.

Этот  этап в подготовке нетрадиционного  урока состоит из подэтапов:

*распределение  обязанностей (между учителем и  учащимися);

*написание  сценария урока (с указанием  конкретных целей);

*подпор  заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

*разработка  критериев оценки деятельности  учащихся.

Распределение обязанностей.

Разработка сценария урока.

Придумывание  сценария, пожалуй, самый ответственный  и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут  писать

- учитель  (группа учителей);

- учитель  совместно с группой учащихся.

Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых  учеников. Сценарий должен отражать следующие  моменты:

- подробный  план урока (с указанием целей  урока);

- инструкции  по проведению каждого этапа  урока;

- список  ролей участников (роли сразу  распределяются между учащимися)  и реквизита;

- подборку  заданий, вопросов, упражнений, задач  и т. п. с решениями и критерии  их оценки;

- критерии  оценки деятельности учащихся;

- вопросы  для анализа урока.

Подбор заданий.

Подбор  заданий для нетрадиционного  урока (если выбранная форма урока  предусматривает их выполнение) может  производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания  друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям  математического содержания:

  1. Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.
  2. Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).
  3. Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.
  4. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.
  5. При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие ошибку.

Задания должны быть непосредственно связаны  с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию  полученных при ее изучении умений и навыков.

  1. Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.

При разных формах учебной работы на уроке структура  карточек с заданиями может быть различна.

Индивидуальная работа.

Возможные варианты составления заданий:

- все  учащиеся получают одинаковые  задание;

- однотипные  задания с разными данными  (или похожими формулировками);

- разные  задания (по формулировке, способу  решения, сложности);

- другие  варианты.

Групповая работа.

Группам можно предлагать:

- одинаковые  задание (если группа одноуровневая);

- задания,  одинаковые по уровню сложности,  но разные по формулировке, способам  решения, исходным данным (для  одноуровневых групп);

- задания,  отличающиеся уровнем сложности  (для разноуровневых групп); в  частности, если на уроке решается  сложная задача, ее можно разбить  на несколько подзадач и распределить  по группам;

Методика оценки на уроке.

  1. Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.
  2. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них ( это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы).
  3. критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.
  4. Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой (обсуждение в группах).
  5. Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.
  6. Выставляют оценку:

- учитель;

- учитель  и капитан (при групповой работе);

- сами  учащиеся (при индивидуальной форме  работы, когда учащиеся анализируют  выступления одноклассников; или  при групповой работе – после  обсуждения работы каждого члена  группы).

7.  Когда  выставлять оценку? Возможны варианты:

- по ходу  урока (например, после доклада  учащегося);

- в конце  урока (если оценивается устная  работа);

- после  урока (в случае, когда необходимо  оценить письменную работу).

8. Критерии  оценки устных выступлений и  письменных работ различны. Скажем, при устном ответе обязательно  оценивается речь, логика, умение  формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное  внимание обращается на правильность  решения  и оформление задачи.

Анализ.

Заключительным  этапом проведения нетрадиционного  урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что  нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее  необходимо обратить внимание на следующие  важные моменты:

  1. Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).
  2. Анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти); при желании можно проводить двойной анализ (в разное время).

Информация о работе Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций