Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа
Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по данной теме;
- дать характеристику понятиям: формы обучения, типы и структура уроков
- ознакомится с методиками проведения нетрадиционных уроков
- разработать требования к организации и проведению урока нетрадиционных уроков;
- выявить критерии качества подготовки и проведения нетрадиционных уроков;
- составить пошаговый алгоритм проведения урока нетрадиционных уроков по технологии;
- разработать план-конспекты нестандартных уроков;
- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.
В основу содержания каждого модуля положена определенная последовательность практических заданий, которые объединяют группы изделий (игрушки, сувениры, дидактический материал, простейшие наглядные пособия и т.д.), сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Это обеспечивает учителю возможность дифференциации трудовых заданий, а учащимся – ситуацию выбора.
В программу
включены также наблюдения с последующим
обобщением опытов, решением технико-технологических
и организационно-
Полнота
реализации задач трудового обучения
на этом этапе возможна без формирования
у детей адекватной мотивации
учебной и трудовой деятельности
– важнейшей составляющей готовности
к труду. В решении этой и других
задач трудового обучения учителю
помогут игровые формы
Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школ.
2.2 Требования к организации и проведению нетрадиционных уроков
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемыми.
Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме.
Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
Замысел.
Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
- определение временных рамок;
- определение темы урока;
- определение типа урока;
- выбор класса;
- выбор нетрадиционной формы урока;
- выбор форм учебной работы.
Определение темы урока.
Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.
Определение типа урока.
Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведу несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями – как защиту оценки, зачет – практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) – как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.
Можно привести следующие типы уроков:
Выбор класса.
Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др.
Выбор формы урока.
Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:
- специфика предмета и класса,
- характеристика темы (материала),
- возрастные особенности учащихся.
Выбор форм учебной работы.
При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:
- особенности и возможности выбранной формы урока;
- характеристики
класса (в том числе, какие формы
учебной работы –
На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы.Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.
Организация.
Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:
*распределение обязанностей (между учителем и учащимися);
*написание сценария урока (с указанием конкретных целей);
*подпор
заданий и критериев их оценки,
методов урока и средств
*разработка критериев оценки деятельности учащихся.
Распределение обязанностей.
Разработка сценария урока.
Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать
- учитель (группа учителей);
- учитель совместно с группой учащихся.
Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты:
- подробный план урока (с указанием целей урока);
- инструкции по проведению каждого этапа урока;
- список
ролей участников (роли сразу
распределяются между
- подборку
заданий, вопросов, упражнений, задач
и т. п. с решениями и
- критерии оценки деятельности учащихся;
- вопросы для анализа урока.
Подбор заданий.
Подбор
заданий для нетрадиционного
урока (если выбранная форма урока
предусматривает их выполнение) может
производить учитель
Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.
При разных формах учебной работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна.
Индивидуальная работа.
Возможные варианты составления заданий:
- все учащиеся получают одинаковые задание;
- однотипные задания с разными данными (или похожими формулировками);
- разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);
- другие варианты.
Групповая работа.
Группам можно предлагать:
- одинаковые
задание (если группа
- задания,
одинаковые по уровню
- задания,
отличающиеся уровнем
Методика оценки на уроке.
- учитель;
- учитель
и капитан (при групповой
- сами
учащиеся (при индивидуальной форме
работы, когда учащиеся анализируют
выступления одноклассников; или
при групповой работе – после
обсуждения работы каждого
7. Когда выставлять оценку? Возможны варианты:
- по ходу урока (например, после доклада учащегося);
- в конце
урока (если оценивается
- после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).
8. Критерии
оценки устных выступлений и
письменных работ различны. Скажем,
при устном ответе обязательно
оценивается речь, логика, умение
формулировать проблему и др.,
а при письменном ответе
Анализ.
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
Информация о работе Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций