Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа
Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по данной теме;
- дать характеристику понятиям: формы обучения, типы и структура уроков
- ознакомится с методиками проведения нетрадиционных уроков
- разработать требования к организации и проведению урока нетрадиционных уроков;
- выявить критерии качества подготовки и проведения нетрадиционных уроков;
- составить пошаговый алгоритм проведения урока нетрадиционных уроков по технологии;
- разработать план-конспекты нестандартных уроков;
- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.
Данная
проблема остается актуальной на протяжении
многих лет. Накоплен опыт, написано множество
статей и книг как Российских, так
и зарубежных педагогов. Это очень
помогает учителю и мастеру
1.3. Формирование ключевых компетенций школьников на нетрадиционных уроках технологии
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.
1970-1990гг. характеризуются использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984г., дается развернутое толкование компетентности. Компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения».
Опираясь
на проведённые ранее
Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA).
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
По мнению
доктора педагогических наук Германа
Селевко, что компетенция – готовность
субъекта эффективно организовать внутренние
и внешние ресурсы для
Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция":
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
В настоящее время выделяют следующие группы компетенций которые развивают на уроках технологии :
Приведенные компетенции эффективнее всего развивать на НФУ, так как во время занятия, учащие больше вовлечены в работу, эмоциональней воспринимают материал.
Итак, в первой главе мы рассмотрели различные подходы к организации учебного процесса. Раскрыли понятие НФУ, и попытались обосновать необходимость проведения таких уроков.
Далее рассмотрим примеры нетрадиционных форм урока по технологии для учащихся старших классов.
Глава 2. Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках технологии
2.1.Анализ программы по технологии
В основной школе осуществляется начальный этап профессионального самоопределения учащихся, в ходе которого они знакомятся с миром труда и профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда в быту. На этом этапе закладывается база для изучения на следующей ступени трудового обучения общих основ производства и будущего выбора профессиональной карьеры в условиях рынка труда.
Программа раздела направлена на решение следующих задач:
Перечисленные задачи решаются в комплексе во время бесед, наблюдений, опытов, упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению изделий.
Программа
включает в себя вариативный набор
содержания и форм подготовки школьников
к труду и строится по модульному
принципу, благодаря чему обеспечивается
интеграция различных видов деятельности,
необходимых для достижения учащимися
целей обучения. Каждый из предложенных
модулей, как независимая единица
содержания, представляет собой технологический
процесс обработки
В структуре модуля представлены все элементы содержания обучения (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру) во взаимосвязи со средствами их реализации. Модулем охвачены основные стороны современного производства (техника, технология, экономика и организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и социальными факторами трудовой деятельности.
Содержательной основой программы являются первоначальные знания о технологии ручной обработки материалов, простейших технических устройствах, выращивании растений, санитарном состоянии современного жилища.
При изучении
элементов техники
Изучение
элементов технологии направлено на
выявление общих
Ознакомление с элементами организации и экономики прозвано раскрыть учащимся организационно-экономические закономерности производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят организация рабочего места трудового процесса, распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу, расчет необходимых материалов и времени, выбор инструментов, приспособлений, рациональных приемов работы, умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству и т.д.
Программа
предусматривает включение
Информация о работе Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций