Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по данной теме;
- дать характеристику понятиям: формы обучения, типы и структура уроков
- ознакомится с методиками проведения нетрадиционных уроков
- разработать требования к организации и проведению урока нетрадиционных уроков;
- выявить критерии качества подготовки и проведения нетрадиционных уроков;
- составить пошаговый алгоритм проведения урока нетрадиционных уроков по технологии;
- разработать план-конспекты нестандартных уроков;
- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.

Работа содержит 1 файл

ира диплом2.docx

— 2.41 Мб (Скачать)

Данная  проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество  статей и книг как Российских, так  и зарубежных педагогов. Это очень  помогает учителю и мастеру производственного  обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и  внеклассной работе, поиске новых  методов и приемов для организации  учебного процесса. Передовой опыт учителей – новаторов, их открытия и разработки уроков регулярно освещаются в таких журналах, как «Школа и  производство», «Специалист», «Производственное  обучение».[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Формирование ключевых компетенций школьников на нетрадиционных уроках технологии

Введение  компетенций в нормативную и  практическую составляющую образования  позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики  могут хорошо овладеть набором теоретических  знаний, но испытывают значительные трудности  в деятельности, требующей использования  этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

В настоящее  время не существует общепринятого  определение компетенции. Общим  для всех определений является понимание  ее как способности личности справляться  с самыми различными задачами.

1970-1990гг. характеризуются использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984г., дается развернутое толкование компетентности. Компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения».

Опираясь  на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически  используемые часто понятия «компетенция»  и «компетентность».

Существуют  достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA).

Компетенция в переводе с латинского языка  означает круг вопросов, в которых  человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа  Селевко, что компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними  ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические  особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через  проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Доктор  педагогических наук, академик Международной  педагогической академии, г. Москва, Хуторской  Андрей Викторович даёт своё понимание  сегодняшнего термина компетенция  – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной  подготовке ученика, необходимой для  его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Необходимо  раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция":

    • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
    • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
    • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
    • стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
    • усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

В настоящее  время выделяют следующие группы компетенций которые развивают  на уроках технологии :

    • Коммуникативные компетенции: Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – этикет, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа, формирование бригад, групп, где дети учатся распределять обязанности, есть ответственные за определённый «фронт» работ, самоконтроль (такой метод применяется во время кулинарных работ, лабораторно – практических работах ), устные ответы, защита проектов, сообщений.
    • Социокультурные компетенции: применение на практике и в жизни ЗУНов. У девочек: умение рассчитывать семейный бюджет, распределение обязанностей в быту, определение потребностей, навыки при приготовлении пищи, применение основ конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить декоративную заплатку, штопка), рукоделие (вязание, вышивка). У мальчиков: умение провести ремонтные работы в быту: навыки пиления, строгания древесины; рубка и гибка металла; работа с инструментами – молотком, отвёрткой, пассатижами.  Ремонтные работы в быту, уход за домом. Профориентационная работа, связь с училищами.
    • Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.
    • Культуроведческая и природоведческие компетенции: знакомство с культурой своего народа, края (ХКК гос.), с культурой других стран и народов, уход за растениями, в том числе экзотическими.
    • Здоровьесберегающая компетенция: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном  здоровье, личной безопасности; ухаживать за ребёнком; владеть способами  оказания первой медицинской помощи.
    • Учебно-познавательные компетенции: межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон, и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; физика – по теме  металлообработка; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов изделий).

Приведенные компетенции  эффективнее  всего развивать на НФУ, так как  во время  занятия, учащие больше вовлечены  в работу, эмоциональней воспринимают материал.  

Итак, в  первой главе мы рассмотрели различные  подходы к организации учебного процесса. Раскрыли понятие НФУ, и попытались обосновать необходимость проведения таких уроков.

Далее рассмотрим примеры нетрадиционных форм урока  по технологии для учащихся старших классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках технологии

2.1.Анализ  программы по технологии

В основной школе осуществляется начальный этап профессионального самоопределения учащихся, в ходе которого они знакомятся с миром труда и профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда в быту. На этом этапе закладывается база для изучения на  следующей ступени трудового обучения общих основ производства и будущего выбора профессиональной карьеры в условиях рынка труда.

Программа раздела направлена на решение следующих  задач:

    • формирование элементов обобщенных техника - технологических и организационно-экономических знаний;
    • формирование начальных общетрудовых и специальных умений (преимущественно ручного труда), основ трудовой и экологической культуры, умений кооперации и сотрудничества в трудовом процессе;
    • развитие творческих возможностей учащихся, элементов технического мышления, конструкторских способностей;
    • формирование позитивно эмоционально окрашенного отношения к труду как личной и общественной ценности, воспитание честности, порядочности, ответственности, самостоятельности, инициативности, деловитости и предприимчивости.

Перечисленные задачи решаются в комплексе во время  бесед, наблюдений, опытов, упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению изделий.

Программа включает в себя вариативный набор  содержания и форм подготовки школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися  целей обучения. Каждый из предложенных модулей, как независимая единица  содержания, представляет собой технологический  процесс обработки определенного  материала либо группу работ, которые  объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.

В структуре  модуля представлены все элементы содержания обучения (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного  отношения к миру) во взаимосвязи  со средствами их реализации. Модулем  охвачены основные стороны современного производства (техника, технология, экономика  и организация) во взаимосвязи с  природными (экологическими) и социальными  факторами трудовой деятельности.

Содержательной  основой программы являются первоначальные знания о технологии ручной обработки  материалов, простейших технических  устройствах, выращивании растений, санитарном состоянии современного жилища.

При изучении элементов техники осуществляется формирование у учащихся представлений  о назначении, видах и общем  устройстве различных инструментов, технических объектов, изделий, о  принципах их работы, областях применения, овладение элементами графической  грамоты-«языком техники», умением  анализа и совершенствования  конструкции в зависимости от назначения и принципа работы, развитие конструкторских умений. В процессе создания макетов и моделей из различных наборов деталей, при  их использовании в играх-драматизациях, различных игровых ситуациях  и т.п. происходит ознакомление учащихся с многообразием современного мира техники и развитие их технических  способностей.

Изучение  элементов технологии направлено на выявление общих закономерностей  изготовления изделий из различных  материалов. Любой технологический  процесс, включает в себя следующие  этапы: получение заготовки, ее обработка  с целью получения деталей (формирование), сборка деталей, отделка изделия. На первом этапе учащиеся выбирают материалы  и выполняют обработочные операции: разметку, сгибание, резание, строгание, шлифование и т.д. Сборочный этап предусматривает соединение отдельных  деталей изделия различными способами: склеиванием, сшиванием, «замками» (щелевой, клапаны), с помощью винтов и гаек и др. Изделия отделывают аппликацией, окрашиванием, вышивкой, выжиганием и  т.д. Основное внимание уделяется формированию умений анализа технологии и выполнения технологических операций при изготовлении изделий.

Ознакомление  с элементами организации и экономики  прозвано раскрыть учащимся организационно-экономические  закономерности производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят организация  рабочего места трудового процесса, распределение трудовых функций  в группе, умение планировать предстоящую  работу, расчет необходимых материалов и времени, выбор инструментов, приспособлений, рациональных приемов работы, умение контролировать, учитывать и оценивать  проделанную работу по количеству и  качеству и т.д.

Программа предусматривает включение детей  в простейшие производственные отношения  при групповых формах организации  труда, что обеспечивает возможность  моделирования реально экономической  деятельности, элементов управления. Учитель последовательно знакомит учащихся с правилами безопасной работы инструментами и санитарно-гигиеническими требованиями к организации труда.

Информация о работе Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций