Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа
Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по данной теме;
- дать характеристику понятиям: формы обучения, типы и структура уроков
- ознакомится с методиками проведения нетрадиционных уроков
- разработать требования к организации и проведению урока нетрадиционных уроков;
- выявить критерии качества подготовки и проведения нетрадиционных уроков;
- составить пошаговый алгоритм проведения урока нетрадиционных уроков по технологии;
- разработать план-конспекты нестандартных уроков;
- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.
Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций
Введение
Особенностью настоящей
В школе
особое место занимают такие формы
занятий, которые обеспечивают активное
участие в уроке каждого
Актуальность исследования: Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии.
Реформирование
школьного образования и
Технология,
как учебный предмет, обладает большими
возможностями для создания условий
культурного и личностного
Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия.
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по технологии
Предмет исследования: методика обучения технологии с помощью нетрадиционных форм.
Гипотеза исследования заключается в следующем:применение нестандартных форм обучения будет способствовать формированию у учащихся компетенций учебной деятельности как : решение задач нестандартной ситуации.
Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
- проанализировать
научную и методическую
- дать характеристику понятиям: формы обучения, типы и структура уроков
- ознакомится
с методиками проведения
- разработать требования к организации и проведению урока нетрадиционных уроков;
- выявить критерии качества подготовки и проведения нетрадиционных уроков;
- составить пошаговый алгоритм проведения урока нетрадиционных уроков по технологии;
- разработать план-конспекты нестандартных уроков;
- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.
Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Этапы исследования. На первом этапе изучены теоретические основы организации нестандартных уроков по технологии. На втором этапе разрабатывалась методика проведения нестандартных уроков. Проведение педагогического эксперимента и анализ его результатов составляет содержание третьего этапа.
Научная
новизна заключается в
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании методических приемов проведения нетрадиционных уроков.
Практическая значимость определяется возможностью применения представленных материалов в профессиональной деятельности учителя технологии.
Область практического применения: на уроках технологии.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,
Глава 1 Нетрадиционные формы обучения – как один из видов обучения учащихся
1.1. Сущность понятия
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение технологии преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач [2].
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
- использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
-реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
-обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
-установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;
-связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
-мотивация и активизация развития всех сфер личности;
-логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
-эффективное использование педагогических средств;
-связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;
-формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
-формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания;
-тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
К традиционным
школьным занятиям принадлежат, как
известно, уроки изучения нового материала,
закрепления знаний, умений и навыков,
проверки и учета приобретенных
знаний, умений и навыков, анализа
контрольных работ, обобщения и
систематизации выученного, повторение
темы или раздела. Наряду с этими
формами обучения в последнее
время широко используются и нетрадиционные
или нестандартные. Это, в частности,
уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы,
уроки - экскурсии, интегрированные
уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные
игровые уроки, благодаря которым
ученики быстрее и лучше
Ориентация
современной школы на гуманизацию
процесса образования и разностороннее
развитие личности ребенка предполагает,
в частности, необходимость гармонического
сочетания собственно учебной деятельности,
в рамках которой формируются
базовые знания, умения и навыки,
с деятельностью творческой, связанной
с развитием индивидуальных задатков
учащихся, их познавательной активности,
способности самостоятельно решать
нестандартные задачи и т.п. Активное
введение в традиционный учебный
процесс разнообразных
Проблеме организации учебного процесса с использованием нетрадиционных форм посвящены работы Селевко Г.К., Шевченко С.Д., Шипачева Л.А., и др.
В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.
Второй
подход трактует НФУ как инновационные,
современные формы урока, появившиеся
в последнее время и имеющие
широкое распространение в
Информация о работе Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций