Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Задачи:
- проанализировать научную и методическую литературу по данной теме;
- дать характеристику понятиям: формы обучения, типы и структура уроков
- ознакомится с методиками проведения нетрадиционных уроков
- разработать требования к организации и проведению урока нетрадиционных уроков;
- выявить критерии качества подготовки и проведения нетрадиционных уроков;
- составить пошаговый алгоритм проведения урока нетрадиционных уроков по технологии;
- разработать план-конспекты нестандартных уроков;
- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.

Работа содержит 1 файл

ира диплом2.docx

— 2.41 Мб (Скачать)

Нетрадиционный урок  как условие  для формирования образовательных  компетенций

Введение

Особенностью настоящей ситуации в российском образовании является вступление школы в полосу обновления – модернизации, в связи с чем  среди главных задач, стоящих  перед образовательным учреждением - повышение качества образования, его  доступности и  эффективности, открытости и общественной привлекательности.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление  не только закономерное, но и необходимое. И  это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе  особое место занимают такие формы  занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

Актуальность  исследования: Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии.

Реформирование  школьного образования и внедрение  новых педагогических технологий в  практику обучения следует рассматривать  как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного  развития учащегося.

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий  культурного и личностного становления  школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает  задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к  индивидуальности каждого ученика.

Снижение  уровня знаний учащихся в большей  степени объясняется качеством  уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения  учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для  активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных  уроков нужна мера. Ученики привыкают  к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей  системе должно определяться самим  учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала  и индивидуальных особенностей самого учителя.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по технологии

Предмет исследования: методика обучения технологии с помощью нетрадиционных форм.

Гипотеза исследования заключается в следующем:применение нестандартных форм обучения будет способствовать формированию у учащихся компетенций учебной деятельности как : решение задач нестандартной ситуации.

 

Цель работы: применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.

Задачи:

- проанализировать  научную  и методическую литературу  по данной теме;

- дать характеристику  понятиям: формы обучения, типы и  структура уроков

- ознакомится  с методиками проведения нетрадиционных уроков

- разработать  требования к организации и  проведению урока нетрадиционных уроков;

- выявить  критерии качества подготовки  и проведения нетрадиционных уроков;

- составить  пошаговый алгоритм проведения  урока нетрадиционных уроков по технологии;

- разработать  план-конспекты нестандартных уроков;

- провести педагогический эксперимент по проверке эффективности нетрадиционных уроков по технологии.

Для осуществления поставленных задач  использовались следующие методы исследования:

    • теоретические (систематизация, обобщение),
    • анализ содержания программ, учебников, методических пособий по технологии;
    • наблюдение практической деятельности учащихся на уроках технологии;

Этапы исследования. На первом этапе  изучены теоретические основы организации  нестандартных уроков по технологии. На втором этапе разрабатывалась  методика проведения нестандартных уроков. Проведение педагогического эксперимента и анализ его результатов составляет содержание третьего этапа.

Научная новизна заключается в разработке методических рекомендаций по организации  нетрадиционных  уроков.

Теоретическая значимость исследования заключается  в обосновании методических приемов  проведения нетрадиционных  уроков.

Практическая  значимость определяется возможностью применения представленных материалов в профессиональной деятельности учителя технологии.

Область практического применения: на уроках технологии.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Нетрадиционные формы обучения – как один из видов обучения учащихся

1.1. Сущность понятия нетрадиционных  форм обучения на уроках технологии

Урок - это  основная организационная форма  обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются  в жизнь только в ходе урока  и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение  определенная часть более крупных  блоков учебного материала.

Урок  как форма организации обучения прочно занял свое место в школе  в качестве основной организационной  формы обучения.  Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя.  Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение технологии преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач [2].

Среди общих  требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

- использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

-реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;

-обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;

-установление осознаваемых учащимися межпредметных связей;

-связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;

-мотивация и активизация развития всех сфер личности;

-логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;

-эффективное использование педагогических средств;

-связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;

-формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;

-формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания;

-тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

К традиционным школьным занятиям принадлежат, как  известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных  знаний, умений и навыков, анализа  контрольных работ, обобщения и  систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими  формами обучения в последнее  время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные  уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, благодаря которым  ученики быстрее и лучше усваивают  программный материал.

Ориентация  современной школы на гуманизацию  процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются  базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной  с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный  процесс разнообразных развивающих  занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной  и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного  воображения и ряда других важных психических функций, является в  этой связи одной из важнейших  задач педагогического коллектива [10].

Проблеме организации учебного процесса с использованием нетрадиционных форм посвящены работы Селевко Г.К., Шевченко С.Д., Шипачева Л.А., и др.

В отечественной  педагогике выделяют два основных подхода  к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход  от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных  методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который  обязательно вносятся элементы современных  технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более  тщательно отбираются фактический  материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

Второй  подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся  в последнее время и имеющие  широкое распространение в современной  школе (уроки-конференции, уроки –  круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии  и т. д.). Что же касается научной  литературы, то здесь видим тенденцию  рассматривать НФУ как формы  интерактивного обучения или учебные  занятия в “режиме интерактива” (от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка). По мнению О.В. Трофимовой: “...сам термин “нетрадиционная форма урока” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный”.[15] В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа “Поле чудес” и т. д.[13] Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает НФУ как “технологии”, “нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть [18].

Информация о работе Нетрадиционный урок как условие для формирования образовательных компетенций